ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1600/2022 от 05.05.2022 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-1600/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск 05 мая 2022 г.

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:

судьи: Васильева А.В.,

при секретаре: Антроповой Д.А.,

с участием:

административного истца ФИО1 и её представителя по доверенности ФИО2,

представителя административных ответчиков ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации МО г. Новороссийск, УИЗО администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО г. Новороссийск, УИЗО администрации МО г. Новороссийск с требованиями признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск <№> от 19.11.2021 о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№>, обязав административных ответчиков в течение 15-ти дней с даты вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка образованного в результате перераспределения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№>, площадью <данные изъяты> кв.м, направив ей утвержденную схему расположения указанного земельного участка, с решением об утверждении.

В обосновании требований указано, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. С указанным земельным участком граничит участок площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на который не разграничено. В условиях сложившейся застройки территории земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., право собственности на который не разграничено, не является территорией общего пользования, а является единственным подходом и подъездом к земельному участку ФИО1. В соответствии со сложившимся порядком пользования, территория общего пользования, а именно проезжая часть проходит через земельный участок с кадастровым номером <№>. Земельный участок с кадастровым номером <№> (в настоящий момент вид разрешенного использования - парки, скверы, бульвары, иные виды озеленения общего пользования) является частным, его собственник не раз говорил ФИО1 о перекрытии подъезда подхода к её земельному участку путем установки торговых павильонов, половина участка уже закрыта ими. Для возможности обустройства въезда и подхода к земельному участку с кадастровым номером <№>, не имея в планах капитального строительства на данной территории, ФИО1 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№>. Письмом <№> Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.11.2021 года в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№> отказано, по причине несоответствия пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ). В данном случае Управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск неправильно истолкованы и применены нормы материального права, в частности пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а также не указаны конкретные причины невозможности использовать образуемый, путем перераспределения, земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, при сохранении существующих обременений (ограничений). Все требования, установленные статьей 11.9 Земельного кодекса РФ, в том числе на которые ссылается Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск соблюдены, а обжалуемый отказ не соответствует положениям Земельного кодекса РФ и нарушает права ФИО1, предусмотренные ст. 39.28 ЗК РФ.

Административный истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требований поддержали, просили их удовлетворить в полном объёме. Суду пояснили, что никаких согласований со смежниками не требуется, поскольку, она является собственником одного из земельных участков.

Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, пояснив, что в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности отказано законно и обоснованно.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

По правилам ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (под. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном нормативно (пункт 5 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 данного Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.

В силу п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что следует из выписки из ЕГРН.

ФИО1 обратилась в Управление имущественных и земельных отношений администрации МО г. Новороссийск по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <№>, расположенного в <адрес>.

Письмом Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования город Новороссийск от 19.11.2021 года <№> в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером <№> отказано, по причине несоответствия пункту 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ).

Согласно Градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденных Решением городской Думы от 23 декабря 2014 г. № 439 (Решение городской Думы от 20.07.2021 г. №№ 146,147 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Новороссийска»), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОД-2 «Зона общественного центра местного значения», которая выделена для обеспечения правовых условий формирования местных (локальных) центров с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций, ориентированных на удовлетворение повседневных и периодических потребностей населения.

Формируемый для перераспределения земельный участок расположен за фронтом <адрес>, внутри квартала. Земельный участок расположен в границах многофункциональной общественно-деловой зоны, с юга, юго-запада примыкает к основному земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером 23:47:0111002:2035 с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, для объектов жилой застройки.

Вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:47:0111002:1600 - "для индивидуального жилищного строительства, для объектов жилой застройки" отнесен к условным видам разрешенного использования земельных участков в зоне ОД-2. Земельный участок расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций: кабель связи, бесканальная теплотрасса, газопровод низкого давления. Согласно схеме объектов культурного наследия, земельный участок расположен в охранной зоне исторических памятников: 410 - Поселение «<адрес>». Согласно схеме планируемых зон с особыми условиями (ограничениями) использовании территории, земельный участок на территории, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Земельный участок расположен в охранной зоне промышленных предприятий (ООО «<данные изъяты>»), согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 04.12.2018 г. <№>

Формируемый для перераспределения земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, согласно статьи 105 ЗК РФ «Виды зон с особыми условиями использования территорий», на основании которой установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: санитарно-защитная зона.

Согласно подпункта 6, пункта 9, статьи 11 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а так же нарушать требования, установленные настоящим кодексом, другими Федеральными законами.

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Ввиду того, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок формируется за фронтом <адрес>, внутри квартала, необходимо согласование актов местоположения границ земельного участка с землепользователями земельных участков с кадастровыми номерами <№> Кроме вышеуказанного, в результате перераспределения земельных участков в нарушение норм подп. 6 п.9 ст. 11 ЗК РФ будет допущена изломанность границ вновь образованного земельного участка, а также на схеме расположения земельного участка, образуемого путём перераспределения представленной ФИО1 не соблюдены охранные зоны инженерных коммуникаций, не запроектирован перенос их за границы застройки при наличии технических условий на перенос.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в пределах компетенции, порядок принятия решения соблюден, основания для его принятия имелись, содержание оспариваемого решения соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При таких обстоятельствах, заявленные по делу требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175- 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации МО г. Новороссийск, УИЗО администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Васильев А.В.