ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1601/18 от 12.11.2018 Неклиновского районного суда (Ростовская область)

К делу № 2а-1601/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Покровское Неклиновского района 12 ноября 2018 года

Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курышко О.С.,

при секретаре Григорян Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об оспаривании решения государственного органа об отказе в изменении категории земельного участка, заинтересованные лица: Администрация Самбекского сельского поселения, Администрация Неклиновского района Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об оспаривании решения государственного органа об отказе в изменении категории земельного участка. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением на изменение категории земельного участка КН с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на земли «населенных пунктов». Одновременно с заявлением был предоставлен требуемый пакет документов.

Уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в вышеуказанном с указанием: «Документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о местонахождении границ населенного пункта с. Самбек не представлено и не поступало по межведомственному взаимодействию. Документ, подтверждающий отнесение земельного участка к определенной категории земель был запрошен в порядке межведомственного информационного взаимодействия с Администрацией Неклиновского района (запрос от ДД.ММ.ГГГГ) в ответе на который от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Неклиновского района сообщает, что земельный участок с кадастровым номером (исходный земельный участок в дальнейшем преобразованный путем раздела в земельный участок КН , принадлежащий заявителю, и земельный участок КН ) согласно Правил землепользования и застройки Самбекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) входит в состав земель населенного пункта с. Самбек, а также расположен в двух территориальных зонах ОЖ, Ж, для которых установлен градостроительный регламент ст. 20,21 ПЗЗ Самбекского сельского поселения. Однако при проведении пространственного анализа выявлено, что объект контроля граничит с границей насаленного с. Самбек, но не входит в его границы».

С указанной позицией административный истец категорически не согласен и просит суд признать незаконным отказ со стороны административного ответчика на изменение категории земельного участка КН с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», а также на изменение вида разрешенного использования, обязав административного ответчика совершить указанные действия в установленный законом срок.

В судебное заседание, административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, не явился, направил своего представителя.

В судебное заседание представитель административного истца адвокат Волков С.А. административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Администрации Самбекского сельского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения исковых требований не возражал, суду пояснил, что в границы населенного пункта уточнены, земельный участок административного истца входит в состав земель Самбекского сельского поселения, однако уточненные актуальные сведения в Росреестр предоставлены не были, в связи с отсутствием финансирования.

Представитель заинтересованного лица Администрации Неклиновского района ФИО4, действующий на основании доверенности и диплома о высшем образовании, полагал возможным разрешить исковые требования на усмотрение суда, суду пояснил, что в настоящее время работы по предоставлению актуальных сведений выдуться, нормами действующего законодательства срок предусмотренный для предоставления сведений в Росреестр не истек.

Дело в отсутствие не явившегося административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением на изменение категории земельного участка КН с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на земли «населенных пунктов», о чем ДД.ММ.ГГГГ в книгу входящих документов внесена запись , что подтверждено распиской в получении документов на государственную регистрацию.

Уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в вышеуказанном с указанием: «Документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о местонахождении границ населенного пункта с. Самбек не представлено и не поступало по межведомственному взаимодействию.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с ходатайством об изменение категории земельного участка КН с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» в целях индивидуальной жилой застройки в Минимущество Ростовской области.

Согласно ответа И.о. заместителя министра Министерства имущественных отношений, на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», решение Собрания депутатов Самбекского сельского поселения от 17.10.2011 №127 является актом о переводе Участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов». Перевод участка в категорию земель «земли населенных пунктов» не относится к компетенции Правительства Ростовской области. Указанное изменение категории земель Участка, включенного в границы населенного пункта с. Самбек, будут считаться состоявшимися с момента внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель Участка.

В соответствии с ч.ч. 2, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В силу п. 6 части 5 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

По своему целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся "земли сельскохозяйственного назначения" и "земли населенных пунктов".

Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В случаях с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в результате установления границ населенного пункта, данное правило реализовано в пункте 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границ населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Согласно статье 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о переводе, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Если процедура утверждения генерального плана сельского поселения состоялась, то акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.

При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Генеральные планы поселений, городских округов являются документами территориального планирования, под которым понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 1, пункты 2, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Таким образом, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Как установлено судом, на основании представленных в материалы дела документов, спорный земельный участок находится в черте сельского поселения и относится к категории "земли населенных пунктов".

В судебном заседании установлено, что Правила землепользования и застройки Самбекского сельского поселения, на территории Самбекского сельского поселения утверждены, Решением Собрания депутатов от 17.10.2011 года № 137 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Самбекское сельское поселение» в редакции от 29.12.2016 г. №33 «О внесении изменений в Правила Землепользования и Застройки Самбекского сельского поселения, утвержденные Решением Собрания Депутатов Самбекского сельского поселения №137 от 17.10.2011 года».

Из положений статьи 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая производственные и иные территориальные зоны.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ).

Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.

Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ГКН.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки Самбекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Решением Собрания депутатов от 17.10.2011 г. №137 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Самбекские сельские поселения» в редакции от 29.10.2018 г. №202 «Об утверждении внесенных изменений в Генеральный план и Правила Землепользования и Застройки с. Самбек Самбекского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области», согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Самбекское сельское поселение», земельный участок с кадастровым номером из категории земель «земли населенного пункта», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> входит в состав территориальных зон с. Самбек:

- <данные изъяты>, для которой установлен градостроительный регламент ст. 21 Правил землепользования и застройки Самбекского сельского поселения, - <данные изъяты>, для которой установлен градостроительный регламент ст. 20 Правил землепользования и застройки Самбекского сельского поселения.

Согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ года из Генерального плана Самбекского сельского поселения, на территории Самбекского сельского поселения утвержден Генеральный План Самбекского сельского поселения Решением Собрания депутатов от 26.05.2011 г. №127 «Об утверждении Генерального Плана Самбекского сельского поселения» в редакции от 29.10.2018 г. №202 «Об утверждении внесенных изменений в Генеральный план и Правила Землепользования и Застройки с. Самбек Самбекского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области». Согласно Генерального плана муниципального образования «Самбекское сельское поселение», земельный участок с кадастровым номером из категории земель «земли населенного пункта», площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, входит в состав территориальных зон с. Самбек: - зона многофункциональзой застройки (ОЖ), - зона жилой застройки.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ заместителя директора – главного технолога Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области на обращение заместителя руководителя Управления Росреестра по Ростовской области ФИО11 о предоставлении информации о том, внесены ли в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек границ населенного пункта села Самбек Неклиновского района Ростовской области, материалы об установлении границ населенного пункта Самбек в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области не поступали, и сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

С учетом того, что администрация Самбекского сельского поселения не направила сведения о категории земли, о разрешенном виде использования земли в кадастровый орган относительно рассматриваемого земельного участка, ФИО1 было подано заявление в регистрирующий орган о внесении изменений объекта недвижимости: земельного участка КН с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», а также на изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Законом о регистрации регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке правомерности принятия и оценке содержания градостроительной документации об установлении или изменении границ населенных пунктов, на основании которой орган, принявший решение об утверждении генерального плана или схемы территориального планирования, направил в орган кадастрового учета сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта или исключенных из границ населенного пункта.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, вошедших в установленные границы населенного пункта, направляемые в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о переводе, в орган кадастрового учета, являются основанием для изменения кадастровых сведений о категории земель таких земельных участков.

В материалах дела имеется копия ответа И.о. заместителя министра Министерства имущественных отношений ФИО1, согласно которому, п. 6 ст. 4 Областного закона от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» установлено, что к компетенции Правительства Ростовской области в сфере регулирования земельных отношений относится перевоз земель из одной категории в другую в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством. В соответствии с письмом министерства строительства Ростовской области согласно Генеральному плану Самбекского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, утвержденному решением Собрания депутатов Самбекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером включен в границы населенного пункта с. Самбек. Решение Собрания депутатов Самбекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ является актом о переводе земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов».

В судебном заседании установлено, на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Росреестра, Администрацией Неклиновского района представлено ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Администрация Неклиновского района сообщала, что земельный участок с кадастровым номером (исходный земельный участок в дальнейшем преобразованный путем раздела в земельный участок КН , принадлежащий заявителю (ФИО1), и земельный участок КН , согласно Правил землепользования и застройки Самбекского сельского поселения №137 от 17.10.2011 г. (в ред. от 29.12.2016 г. №33) входит в состав земель населенного пункта с. Самбек, а также расположен в двух территориальных зонах ОЖ, Ж, для которых установлен градостроительный регламент ст. 20,21 ПЗЗ Самбекского сельского поселения.

С учетом изложенного у Росреестра, по мнению суда, отсутствовали достаточные основания для принятия решений об отказе в учете изменений объекта недвижимости: внесение изменений в категорию земли и разрешенного вида использования земельного участка, согласно утвержденному Генеральному плану территории Самбекского сельского поселения, утвержденному решением Совета депутатов Самбекского сельского поселения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации) установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом, суд полагает удовлетворить административные исковые требования частично, а именно признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и обязать Росреестр внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка административного истца в категорию земельного участка с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов», при этом в удовлетворении требований истца на изменение вида разрешенного использования земельного участка суд полагает отказать, так как в своем заявление административный истец не указывает на выбранный им вид разрешенного использования.

На основании изложенного суд полагает административный иск подлечащим частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об оспаривании решения государственного органа об отказе в изменении категории земельного участка - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в категорию земельного участка с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Неклиновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Курышко О.С.

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 19 ноября 2018 года.