32RS0015-01-2018-002289-11
№ 2а-59/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2019 года г.Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи - Листратенко В.Ю.,
при секретаре – Молчановой Н.С.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – ФИО6,
представителя административного ответчика - <адрес> городской администрации – ФИО3,
представителя заинтересованного лица – МУП «<данные изъяты>» - ФИО7,
представителя заинтересованного лица – Финансового управления <адрес> городской администрации – ФИО4,
представителя заинтересованного лица – <адрес> городского Совета народных депутатов – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, к <адрес> городской администрации о понуждении к совершению действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с данным административным иском, указав, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что на территории <адрес> имеется 12 отведенных в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участков земли с расположенными на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших. Постановлением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о погребении и содержании мест погребения на территории <адрес>. Проведенной проверкой выявлено несоответствие отдельных положений указанного Порядка федеральному законодательству. ДД.ММ.ГГГГ главе Клинцовской городской администрации было вынесено представление, по результатам рассмотрение которого ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, согласно которому Положение о погребении и содержании мест погребения на территории муниципального образования «<адрес>» и муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок исполнения расходного обязательства по финансированию расходов связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения будут разработаны и приняты в соответствии с действующим законодательством. Однако, до настоящего времени указанные правовые акты административным ответчиком не приняты.
Просит обязать ответчика: разработать и принять Положение о погребении и содержании мест погребения на территории муниципального образования «<адрес>» с учетом требований действующего законодательства; разработать и приять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок исполнения расходного обязательства по финансированию расходов связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронений.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО6 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика <адрес> городской администрации - ФИО3 требования признал, просил предоставить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для их выполнения. Пояснил, что администрация согласна с избранным прокуратурой способом защиты прав неопределенного круга лиц: посредством изготовления нового Положения о погребении и содержании мест погребения на территории муниципального образования «<адрес>» взамен существующего прежнего Положения от 2000 года. Пояснил, что в результате не оперативности действия ответчика, с конца 2017 года до сегодняшнего дня ведется подготовка нового Положения о погребении, в настоящее время юридическим отделом подготовлен проект. Данный проект в дальнейшем будет проходить согласование специализированных отделов администрации. После согласования Положение будет передано в городской Совет народных депутатов для утверждения, после чего опубликовано.
Представитель заинтересованного лица МУП «<данные изъяты>» - ФИО7 пояснил, что финансирование МУП «<данные изъяты>» на предмет оказания гражданам города бесплатных услуг по погребению администрацией не осуществляется. В штате организации отсутствует необходимый для этих целей персонал сотрудников, а также, материально техническая база.
Представитель заинтересованного лица Финансового управления <адрес> городской администрации – ФИО4 с требованием прокуратуры о приятии муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок исполнения расходного обязательства по финансированию расходов связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронений согласилась, пояснив, что в настоящее время на территории муниципального образования расходные обязательства в бюджете по предоставлению гражданам бесплатных услуг по погребению не предусмотрены.
Представитель заинтересованного лица Клинцовского городского Совета народных депутатов – ФИО5 с требованиями прокуратуры согласилась.
Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, на территории городского округа «<адрес>» находится 12 участков земли с расположенными на них кладбищами для захоронения тел умерших.
Материалами проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле на территории <адрес> установлено, что должностными лицами Клинцовской городской администрации не выполняются в полной мере требования Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положения о погребении и содержании мест погребения на территории <адрес>, утвержденного Постановлением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ и СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения».
ДД.ММ.ГГГГ главе <адрес> городской администрации прокурором <адрес> было направлено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле и о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Согласно письму и.о. главы <адрес> городской администрации ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, Положение о погребении и содержании мест погребения на территории муниципального образования «<адрес>» и муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок исполнения расходного обязательства по финансированию расходов связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронений будут разработаны и приняты в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа в числе прочего относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрен перечень безвозмездных услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств различных бюджетов и организаций указанных в данной статье.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3 данной нормы предусмотрен перечень услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в ст. 12:
оформление документов, необходимых для погребения;
облачение тела;
предоставление гроба;
перевозку умершего на кладбище (в крематорий);
погребение.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона (ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Согласно п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Органам местного самоуправления, в частности, предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе вышеуказанных услуг.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по осуществлению захоронения умерших на территории муниципальных образований и содержанию мест захоронения посредством создания специализированных организаций и осуществления их финансирования.
Однако, как установлено в судебном заседании и подтверждается сторонами по делу, на территории муниципального образования «городской округа <адрес>» <адрес> на протяжении длительного времени исполнения данного полномочия органом местного самоуправления не осуществляется.
Имеющееся «Положение о погребении и содержании мест погребения на территории <адрес>», утвержденное постановлением Клинцовского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ не отвечает предъявляемым к нему требованиям.
В частности, п. 2.1. Положения предусмотрено, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «<данные изъяты>» или организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Однако, согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», указанный вид деятельности лицензированию не подлежит.
Согласно п. 4.2 Положения, МУП «<данные изъяты>» и входящая в его состав специализированная служба по вопросам похоронного дела обеспечивают решение вопросов похоронного дела по осуществлению погребения умерших с полным комплексом услуг:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- выделение места под захоронение на кладбищах;
- своевременную подготовку могилы;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозку тела (останков) умершего на кладбище;
- погребение тела (останков) с оформлением надмогильного холма;
- предоставление по первому требованию граждан «Книги отзывов и предложений» по оказываемым услугам.
Между тем, в настоящее время МУП «<данные изъяты>» реорганизовано путем присоединения к МУП «<данные изъяты>», таким образом, МУП «<данные изъяты>» является правопреемником в сфере правоотношений, регулирующих деятельность по содержанию и благоустройству городских кладбищ.
В штате МУП «<данные изъяты>» лиц по оказанию ритуальных услуг, не имеется, также отсутствует необходимое материально техническое обеспечение.
Из письма финансового управления <адрес> городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в 2017-2018 года бюджетные средства на возмещение расходов связанных с организацией услуг по погребению, специализированной службе по вопросам похоронного дела для оказания услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ не выделялись.
Согласно письму финансового управления <адрес> городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в 2016-2018 годах денежные средства из бюджета муниципального образования «городской округ «<адрес>» на мероприятия по погребению и похоронное дело не выделялись. Лимиты бюджетных обязательств на данные мероприятия в бюджете муниципального образования на 2019-2021 годы не запланированы.
На основании изложенного, суд усматривает в действиях административного ответчика нарушение действующего законодательства в части неисполнения обязанностей по надлежащей организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
С учетом изложенного, а также мнения лиц, участвующих в деле, в том числе позиции административного ответчика согласного с избранным прокуратурой способом защиты прав неопределенного круга лиц посредством возложения обязанности по принятию нового Положения о погребении и содержании мест захоронения, суд приходит к выводу в целях защиты прав неопределённого круга лиц исковые требования удовлетворить.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности - в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный исковое заявление прокуратуры <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, к <адрес> городской администрации удовлетворить.
Обязать <адрес> городскую администрацию <адрес> в течение четырех месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу разработать и принять Положение о погребении и содержании мест захоронения на территории муниципального образования «городской округ «<адрес>», а также порядок финансирования данного расходного обязательства с целью его исполнения.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Брянского областного суда в течение месяца с подачей жалобы через Клинцовский городской суд Брянской области.
Мотивированное решение изготовлено 16.01.19 года.
Судья Листратенко В.Ю.