ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1602/2023 от 06.12.2023 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело №2а-1602/2023

УИД48RS0005-01-2023-001605-42

Решение

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 г. город Липецк

Липецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Риффель В.В.,

при секретаре Евстафьевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по соблюдению требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Липецкого проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности функционирования критически важных и или потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, администрацией сельского поселения Васильевский сельсовет. В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 11 Устава сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения 10.04.2020 №217, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории сельского поселения в с. Александровка для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, что послужило основанием для внесения прокуратурой района представления 20.03.2023 в адрес администрации сельского поселения Васильевский сельсовет об устранении нарушений названного законодательства, которое было рассмотрено, однако нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены. Согласно полученной информации из администрации сельского поселения источник наружного водоснабжения - пожарный гидрант в с. Александровка не установлен. Выявленные нарушения могут привести к пожароопасной ситуации, возможности гибели людей и уничтожению имущества. В связи с чем, просил признать бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по соблюдению требований пожарной безопасности на территории сельского поселения Васильевский сельсовет незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить источник наружного водоснабжения - пожарный гидрант в с. Александровка.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Кровопускова Ю.А. заявленные требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно статей 62 и 68 названного закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, прокуратурой Липецкого проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности функционирования критически важных и или потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, администрацией сельского поселения Васильевский сельсовет.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 4 части 1 статьи 11 Устава сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения 10.04.2020 №217 обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение ст.ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории сельского поселения в с. Александровка для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, что послужило основанием для внесения прокуратурой района представления 20.03.2023 в адрес администрации сельского поселения Васильевский сельсовет об устранении нарушений названного законодательства, которое было рассмотрено, однако нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены. Согласно полученной информации из администрации сельского поселения источник наружного водоснабжения в с. Александровка не установлен.

Доказательств обратного в материалы административного дела представлено не было.

Бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области по непринятию мер по соблюдению требований пожарной безопасности не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать бездействие администрации сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований пожарной безопасности на территории сельского поселения Васильевский сельсовет, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Васильевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: установить источник наружного водоснабжения - пожарный гидрант в с. Александровка.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд Липецкой области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В. Риффель

Мотивированное решение изготовлено: 07.12.2023.