ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1603/16 от 11.12.2017 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-94/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 декабря 2017 года с. Кош-Агач

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Ватутиной А.А.,

при секретаре Малчанове Ч.-Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алтайской таможни к Шуйнши Умиртай о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени за просрочку их уплаты, обращении взыскания на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Алтайская таможня обратилась в суд с административным иском к Шуйнши Умиртай о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени за просрочку их уплаты, обращении взыскания на транспортное средство, мотивируя свои требования тем, что 18.09.2015 Шуйнши Умиртай по пассажирской таможенной декларации на таможенную территорию Таможенного союза было временно ввезено транспортное средство марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, объем двигателя 2500 см.куб., VIN №<***>, регистрационный номер - (далее автомобиль), зарегистрированный на территории Республики Монголия, срок временного ввоза установлен таможенным органом до 18.12.2015 года. 02.02.2016 в момент вывоза данного автомобиля с территории Евразийского экономического союза было установлено, что транспортным средством фактически управляло другое лицо - гражданин ФИО. Сам Шуйнши Умиртай в автомобиле отсутствовал. По данному факту Ташантинским таможенным постом Алтайской таможни было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ - «Передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза», о чем на основании протокола изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10605000-244/2016 автомобиль был изъят у гражданина ФИО, на основании акта приема-передачи автомобиль был помещен в камеру хранения вещественных доказательств Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни. 29.04.2016 в отношении Шуйнши Умиртай составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ. Кош-Агачским районным судом Республики Алтай дело об административном правонарушении №10605000-244/2016 рассмотрено 08.06.2016: Шуйнши Умиртай признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 16.24 КоАП РФ. Пассажирская таможенная декларация, поданная Шуйнши Умиртай, была зарегистрирована Алтайской таможней 18.09.2016. Как было установлено при проведении административного расследования по делу об административном правонарушении № 10605000-244/2016, передача временного ввезенного транспортного средства другому лицу была осуществлена Шуйнши Умиртай 26.09.2015 (протокол допроса Шуйнши Умиртай от 31.03.2016). Исходя из этого, сроком уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенного автомобиля марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, объем двигателя 2500 см.куб., VIN №<***>, регистрационный номер - , является 26.09.2015. Вместе с тем, таможенные платежи в отношении данного автомобиля уплачены не были. Ставка таможенной пошлины на автомобиль, с момента выпуска которого прошло более 5 лет с объемом двигателя более 2500 см/куб., составляет 5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя. Таким образом, таможенные платежи в отношении автомобиля, ввезенного Шуйнши Умиртай, рассчитываются следующим образом: 2 500 см3х 5,0 евро (ставка таможенной пошлины) =12 500,00 евро; 12 500,00 евро х 73,9378 руб. (курс евро на день передачи автомобиля -26.09.2016) = 924 222,50 руб. (таможенные платежи). Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ) в связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в установленный срок 26.09.2015 у Шуйнши Умиртай возникла обязанность по выплате пени. Согласно части 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. С 21.09.2016 по 22.09.2016 Алтайской таможней проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, представленных Шуйнши Умиртай при подаче пассажирской таможенной декларации 10605100/180915/В0020783. По результатам проверки составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств № 10605000/15/220916/А0005. 27.09.2016 составлен Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплатыилинеполнойуплатытаможенныхплатежей № 10605000/270916/000081. В этот же день Алтайской таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей № 354, в соответствии с которым необходимо было в течение 20 дней со дня получения данного требования уплатить таможенные платежи в размере 924222,50 рублей, а также пени в размере 114464,95 (367 дней). При этом, пени за период с 27.09.2015 по 27.09.2016 рассчитывались следующим образом (367 дней): (период 27.09.2015-31.12.2015) - 924222,50 рублей*96 дн. * 8,25%/300 = 24399,47 рублей; (период 01.01.2016 -13.06.2016) - 924222,50 рублей*165 дн.*11,00%/300= 55915,46 рублей; (период 14.06.2016-18.09.2016) - 924222,50 рублей*97 дн.*10,50%/300= 31377,3 5 рублей; (период 19.09.2016-27.09.2016) - 924222,50 рублей*9 дн.*10,00%/300 = 2772,67 рублей. Общая сумма задолженности на момент выставления требования составила 1 038 687,45 рублей. Данное требование было направлено в адрес Шуйнши Умиртай письмом таможни от 28.09.2016 № 15-13/12455 «О направлении требования об уплате таможенных платежей». Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почта России, требование об уплате таможенных платежей получено Шуйнши Умиртай по состоянию на 11.10.2010 не получено. В соответствии с ч.16 ст. 152 федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма. Учитывая положения данной нормы, срок исполнения требования об уплате таможенных платежей от 27.09.2015 № 353 истек 25.10.2016, однако до настоящего времени оно ответчиком не исполнено.Учитывая, что требование об уплате таможенных платежей не исполнено в установленные сроки, пени начисляются по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. По состоянию на 28.11.2016 за 429 дней просрочки пеня составляет 133 565,55 рублей: (период 27.09.2015-31.12.2015) - 924222,50 рублей*96 дн. * 8,25%/300 = 24399,47 рублей; (период 01.01.2016 -13.06.2016) - 924222,50 рублей*165 дн.*11,00%/300= 55915,46 рублей; (период 14.06.2016-18.09.2016) - 924222,50 рублей*97 дн.*10,50%/300= 31377,35 рублей; (период 19.09.2016 - 28.11.2016) - 924222,50 рублей*71 дн.*10,00%/300=21873,27. Общая сумма пени, подлежащая уплате по состоянию на 28.11.2016, составляет 1 057 788,05 рублей. Алтайская таможня просит взыскать в доход федерального бюджета России с Шуйнши Умиртай сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 924 222,50 рублей и пени в размере 133 565,55 рублей, всего - 1 057 788,05 рублей (по состоянию на 28.11.2016), обратить взыскание в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, с объемом двигателя - 2500 см^3, VIN №<***>, регистрационный номер - .

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

Административный ответчик Шуйнши Умиртай в судебное заседание не явилась, административный исковой материал, извещение о судебном заседании, назначенном на 10 часов 00 минут 11.12.2017, ему вручено лично 07.12.2017, о причинах неявки суд не уведомил. Возражений против рассмотрения дела в указанную дату не поступало.

В силу ч.2 ст.289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций.

Особенности перемещения товаров для личного пользования, а также порядок совершения таможенных операций в отношении таких товаров, связанных с их выпуском, определены главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).

Пунктом 2 статьи 358 ТК ТС определено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В соответствии с пунктом 22 раздела V приложения 3 к Соглашению транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на территорию Таможенного союза/Евразийского экономического союза (далее - Союз) иностранными физическими лицами любым способом, на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Транспортные средства, указанные в пункте 22 раздела V приложения 3 к Соглашению могут использоваться на таможенной территории Союза физическими лицами, осуществившими их ввоз (пункт 1 статьи 11 Соглашения).

Пунктом 3 статьи 358 ТК ТС предусмотрено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории Таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 11 Соглашения передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

В силу п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа, считается день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что в соответствии со специальными нормами - ст. 358 Таможенного кодекса и ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, ввезенные на описанных выше условиях, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Использование таких транспортных средств для целей, перечисленных в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, в силу прямого указания закона, разрешено лишь для декларантов. Возможность пользования транспортными средствами для тех же целей членами семьи декларантов, равно как и иными гражданами, таможенным законодательством не допускается без таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей (за исключением специально оговоренных случаев передачи транспортного средства при необходимости его вывоза за пределы таможенной территории с разрешения таможенного органа).

По смыслу закона, обязанность таможенного декларирования транспортного средства и уплаты таможенных платежей возникает у декларанта при фактической передаче транспортного средства в пользование другому лицу, независимо от того, была ли передача права пользования оформлена письменно или нет.

Из материалов дела усматривается, что 18.09.2015 Шуйнши Умиртай на таможенную территорию Таможенного союза было временно ввезено транспортное средство марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, с объемом двигателя - 2500 см^3, VIN №<***>, регистрационный номер - .

02.02.2016 таможенным органом было установлено, что в момент вывоза с территории Европейского экономического союза транспортным средством фактически управлял гражданин ФИО. Шуинши Умиртай в автомобиле отсутствовал.

По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении №10605000-244/2016 по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ (передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза).

Согласно протоколу опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении от 31.03.2016, 25.09.2015 около 17 часов местного времени в <адрес> Республики Казахстан во дворе его дома №37 он фактически передал своему брату ФИО автомобиль «HyundaiStarex», VIN №<***>, регистрационный номер - для пользования и распоряжения на территории Таможенного союза. Доверенность на право управления и распоряжение данным транспортным средством не оформлялась. В связи с вышеуказанными обстоятельствами обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла у Шуиннши Умиртай с 26.09.2015.

31.03.2016 указанный автомобиль, изъят и передан в камеру хранения вещественных доказательств Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни.

Постановлением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 08.06.2016 Шуйнши Умиртай признан виновным по ч.2 ст.16.24КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа 1 500 рублей, без конфискации предмета административного правонарушения. Автомобиль марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, VIN: <***>, регистрационный номер подлежит возврату законному владельцу после надлежащего таможенного оформления (дело 5-70/2016). 30.08.2016 постановление вступило в законную силу.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей.

В соответствии с ч.11 ст.152 вышеуказанного Федерального закона срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования. В силу ч. 17 этой статьи при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Федерального закона.

В соответствии со статьей 150 Федерального закона №311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч.1). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке (ч.2).

Алтайской таможней 27.09.2016 составлен акт об установлении факта неуплаты Шуйнши Умиртай таможенных платежей в сумме 1 038 687,45 рублей за незаконное перемещение транспортного средства «HyundaiStarex», VIN №<***> через таможенную границу (для личного пользования). Алтайская таможня выставила Шуйнши Умиртай требование об уплате таможенных платежей №354 от 27.09.2016, которое было направлено в адрес должника 28.09.2016. Однако в установленный законом срок требование Алтайской таможни не исполнено. От добровольного исполнения требования Алтайской таможни об уплате таможенных платежей и пени Шуйнши Умиртай уклонился.

В соответствии со статьей 150 Федерального закона №311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (ч.1). Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке (ч.2).

Из расчета административного истца следует, что в соответствии с приложением 5 к Соглашению ставка таможенной пошлины на автомобиль, с момента выпуска которого прошло более 5 лет с объемом двигателя более 2500 см3 составляет 5 евро за 1 см3 рабочего объема двигателя.

Таким образом, таможенные платежи рассчитаны следующим образом:

12 500,00 евро х 73,9378 руб. (курс евро на день передачи автомобиля -26.09.2016) = 924 222,50 руб. (таможенные платежи).

В соответствии с частью 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в связи с неуплатой таможенных пошлин, налогов в установленный срок до 26.09.2016, с 27.09.2016 у Шуйнши Умиртай возникла обязанность по выплате пени.

Согласно части 2 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (ч.4).

При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с ч.2 настоящей статьи (ч.6).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов (ч. 10).

Пени рассчитаны следующим образом:

(период 27.09.2015-31.12.2015) - 924222,50 рублей*96 дн. * 8,25%/300 = 24399,47 рублей;

(период 01.01.2016 -13.06.2016) - 924222,50 рублей*165 дн.*11,00%/300= 55915,46 рублей;

(период 14.06.2016-18.09.2016) - 924222,50 рублей*97 дн.*10,50%/300= 31377,3 5 рублей;

(период 19.09.2016-27.09.2016) - 924222,50 рублей*9 дн.*10,00%/300 = 2772,67 рублей.

Общая сумма задолженности на момент выставления требования составила 1 038 687,45 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно части 3 статьи 157 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ, обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов возможно на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо.

Из материалов дела усматривается, что определением суда от 23.12.2016 по ходатайству административного истца Алтайской таможни приняты меры предварительной защиты по административному иску и наложен арест на транспортное средство марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, с объемом двигателя - 2500 см^3, VIN: <***>, регистрационный номер , находящееся на складе временного хранения Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни, расположенного по адресу: Республика Алтай, <...>.

Таким образом, заявленные Федеральной таможенной службой Сибирского таможенного управления Алтайской таможни требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Следовательно, с административного ответчика, исходя из цены иска в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» подлежат взысканию судебные расходы по уплате госпошлины в размере 13 488 рублей 94 копейки.

Руководствуясь ст.ст.173-180, 290Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Алтайской таможни удовлетворить.

Взыскать в доход федерального бюджета России с Шуйнши Умиртай, проживающего по адресу: <адрес>, сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 924 222 рубля 50 копеек и пени в размере 133 565 рублей 55 копеек, всего - 1 057 788 рублей 05 копеек (по состоянию на 28.11.2016).

Обратить взыскание в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство, принадлежащее Шуйнши Умиртай, марки «HyundaiStarex», 2003 года выпуска, с объемом двигателя - 2500 см^3, VIN: <***>, регистрационный номер , находящееся по адресу: Российская Федерация, Республика Алтай, <...>.

Взыскать с Шуйнши Умиртай в доход бюджета МО «Кош-Агачский район» расходы по уплате госпошлины в размере 13 488 рублей 94 копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Судья А.А. Ватутина

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2017 года