ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1603/2021 от 15.07.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июля 2021 года г. Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Сметанниковой Е.Н.,

при секретаре Литовченко А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Некоммерческому партнерству владельцев легкового такси «Союз Такси», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о ликвидации юридического лица,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к ответчикам с требованием о ликвидации партнерства, обязании совершить действия по ликвидации.

Требования мотивированы тем, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26, в рамках контроля за соответствием деятельности общественных объединений законодательству Российской Федерации проведен анализ материалов учетного дела Некоммерческого партнерства владельцев легкового такси «Союз Такси».

В ходе анализа установлено, что на общем собрании учредителей 20 июля 2011 года принято решение о создании Некоммерческого партнерства владельце легкового такси «Союз Такси», утверждении Устава, избрании органов правления.

Учредителя организации выступили 8 физических лиц (ответчиков).

Распоряжением Управления от 08 августа 2011 года №659-р принято решение о государственной регистрации создания Организации.

Полное наименование: Некоммерческое партнерство владельцев легкового такси «Союз Такси».

Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 20 июля 2011 года.

Запись о создании Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16 августа 2011 года за основным государственным регистрационным номером <***>.

Адрес места нахождения организации: 170017, г. Тверь, п. Большие Перемерки, д. 40, стр.1.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является Председатель Правления ФИО1, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

Управлением 25 января 2018 года в адрес Организации вынесено письменное предупреждение №04-29/8 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы.

Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) Организации, вернулось в Управление.

К установленному в предупреждении сроку (12 марта 2018 года) нарушения Организацией не устранены.

Управление 28 августа 2020 года в адрес Организации вынесено письменное предупреждение №04-29/123 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26 мая 2020 года №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Предупреждение №04-29/123, направленное по адресу места нахождения Организации, вернулось в Управление.

К установленному в предупреждении сроку (12 октября 2020 года) нарушения Организацией не устранены. В предупреждении №04-29/123 Управление информировало Организацию о том, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации.

Таким образом, организации на протяжении нескольких лет неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области не явился. При подаче административного искового заявления административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебное заседание представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства владельцев легкового такси «Союз Такси» надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела своего представителя не направило.

Административные ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, третье лицо Межрайонная ИФНС №12 по Тверской области надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседании не явились, ходатайств не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что решением единственного учредителя на общем собрании учредителей 20 июля 2011 года принято решение о создании Некоммерческого партнерства владельце легкового такси «Союз Такси», утверждении Устава, избрании органов правления.

Учредителя организации выступили 8 физических лиц (ответчиков).

Распоряжением Управления от 08 августа 2011 года №659-р принято решение о государственной регистрации создания Организации.

Полное наименование: Некоммерческое партнерство владельцев легкового такси «Союз Такси».

Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 20 июля 2011 года.

Запись о создании Организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 16 августа 2011 года за основным государственным регистрационным номером <***>.

Адрес места нахождения организации: 170017, г. Тверь, п. Большие Перемерки, д. 40, стр.1.

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, является Председатель Правления ФИО1, сведения о котором содержаться в Едином государственном реестре юридических лиц.

На основании ст. 32 ч.ч. 3, 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно ст.32 п.3.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлении имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный органами его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

На основании ст.19 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ежегодно предоставляет орган, принявший решение о её государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организации; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержание и результаты деятельности благотворительной организации.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 61 ч.ч. 3, 5 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 62 ч. 2 ГК РФ учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Организация неоднократно нарушала нормы законодательства РФ, в установленный срок не представлены ежегодная отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Управлением 25 января 2018 года в адрес Организации вынесено письменное предупреждение №04-29/8 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 годы.

Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) Организации, вернулось в Управление.

К установленному в предупреждении сроку (12 марта 2018 года) нарушения Организацией не устранены.

Управление 28 августа 2020 года в адрес Организации вынесено письменное предупреждение №04-29/123 за нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», Приказа Минюста России от 26 мая 2020 года №122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» - Организацией не представлена в Управление ежегодная отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Как установлено судом до настоящего времени указанные в предупреждении нарушения не устранены.

Основанием для предъявления требования о ликвидации послужило нарушение организацией пункт 3 статьи 32 федерального закона № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в соответствии с которым некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 указанной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2).

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом (п. 3).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62) (п. 5).

В силу пункта 4.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

При наличии установленных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, п.п. 4, 5 ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях», руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство владельцев легкового такси «Союз Такси» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/695001001).

Обязать учредителей (участников) Некоммерческого партнерства владельцев легкового такси «Союз Такси» (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8) совершить действия по ликвидации Благотворительного фонда «ТВЕРЬ» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/695001001) в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.Н. Сметанникова

В окончательной форме решение принято судом 21 июля 2021 года.

Судья Е.Н. Сметанникова

1версия для печатиДело № 2а-1603/2021 ~ М-1038/2021 (Решение)