ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1603/2022 от 10.08.2022 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

дело № 2а-1603/2022

18RS0011-01-2022-002418-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2022 года г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,

при помощнике судьи Никитиной О.А.,

с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике Князевой Е.Л., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год,

административного ответчика Микрюковой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике к Микрюковой В.Е. о взыскании задолженности по торговому сбору и пени,

установил:

межрайонная ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Микрюковой В.Е. о взыскании задолженности, обосновав свои требования тем, что налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате торгового сбора.

Требования мотивированы тем, что Микрюкова В.Е. в соответствии со ст. 410 НК РФ, Закона г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» являлась плательщиком торгового сбора, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на учет в ИФНС России № 24 по г. Москве в качестве плательщика торгового сбора в отношении объекта обложения торговым сбором в отношении объекта, расположенного по адресу: , дата возникновения ДД.ММ.ГГГГ, сумма сбора 40 500,00 руб. за 2 квартал 2021 года. В связи с неоплатой задолженности по торговому сбору, начислены пени в размере 122,85 руб. Налогоплательщику Микрюковой В.Е., через ее личный кабинет, направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием суммы задолженности и срока оплаты -ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолженности по налогам и пени на дату подачи заявления в суд не оплачена. Определением мирового судьи судебного участка № 5 г. Глазова УР от ДД.ММ.ГГГГ, отменен судебный приказ по заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по УР к Микрюковой В.Е. о взыскании задолженности по торговому сбору и пени.

Административный истец просит взыскать с налогоплательщика Микрюковой В.Е. задолженность в размере 40 622,85 руб., в том числе недоимка по торговому сбору в размере 40500,00 руб., пени по торговому сбору в размере 122,85 руб.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по УР Князева Е.Л., требования поддержала, просила иск удовлетворить. В письменных возражениях просили иск удовлетворить. Указали на то, что датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиков сбора вида деятельности, указанной в уведомлении. Плательщик сбора предоставляет указанное уведомление не позднее пяти дней с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор. Моментом утраты статуса плательщика объекта торгового сбора является дата подачи соответствующего уведомления. Фактическое ведение или не ведение деятельности, облагаемой торговым сбором, в спорный период не имеет какого-либо значения. Согласно представленной стороной ответчика расписки о получении ДД.ММ.ГГГГ МФЦ г.Глазова документов, следует, что документы поданы во втором квартале. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Микрюкова В.Е. являлась плательщиком торгового сбора, то есть имеется обязанность по уплате торгового сбора как за 1 квартал 2021 года, так и за 2 квартал 2021 года. В рамках настоящего дела инспекцией взыскивается платеж только за 2 квартал 2021 года.

Административный ответчик Микрюкова В.Е. в судебном заседании с требованиями не согласилась, пояснила, что действительно была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляла торговую деятельность в г. Москва. ДД.ММ.ГГГГ она расторгла договор аренды и прекратила торговую деятельность. При обращении в налоговую инспекцию, ей разъяснили, что она вправе в течение 5 дней подать заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя и автоматически она будет снята с учета в качестве плательщика торгового сбора. Находясь в г. Москве Микрюкова В.Е. не могла подать заявление, так как у нее нет электронной цифровой подписи и нет представителя по доверенности, который мог бы обратиться от ее имени. По приезду в г. Глазов ДД.ММ.ГГГГ, в течение 5 дней, она подала заявление в МФЦ о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Документы были направлены в г. Ижевск для оформления, соответственно ее сняли с учета в качестве индивидуального предпринимателя лишь ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что она не нарушила сроки обращения с заявлением. Кроме того, фактически торговую деятельность она прекратила ДД.ММ.ГГГГ, соответственно не является плательщиком торгового сбора во 2 квартале 2021 года. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав лиц, участвующих по делу, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ, торговый сбор устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 411 НК РФ).

Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала (пункт 1 статьи 412 НК РФ).

Законом города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе», с 1 июля 2015 г. на территории города Москвы установлен торговый сбор в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 2 Закона о торговом сборе установлена ставка торгового сбора при Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационар ной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы в размере 40 500,00 руб.

Пунктом 1 статьи 416 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.

Согласно пункту 2 статьи 416 НК РФ плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.

Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.

Судом установлено, что Микрюкова В.Е. являлась индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) и состояла на учете в инспекции в качестве плательщика торгового сбора в связи с использованием объекта осуществления торговли: помещения по адресу: для осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети.

В связи с использованием указанного объекта предпринимателем был исчислен торговый сбор за 2 квартал 2021 г. в сумме 40 500,00 руб.

В силу пункта 1 статьи 418 НК РФ, органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных данной статьей.

Как следует из письма ИФНС России № 24 по г. Москве, постановка на учет Микрюковой В.Е. в качестве плательщика торгового сбора осуществлена на основании поступившего от Департамента экономической политики и развития г. Москвы Акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта, расположенного по адресу: 115230, . Дата возникновения ДД.ММ.ГГГГ. Сумма сбора 40 500,00 руб. на основании ст.4 Закона г.Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объекте обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики. Органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим данные функции, является Департамент экономической политики и развития г.Москвы. в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор, плательщик сбора предоставляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанного в уведомлении. При этом плательщик сбора представляет указанное уведомление не позднее пяти дней с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор (п.4 ст.416 НК РФ). Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, уведомление плательщика о снятии с учета в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора Микрюковой В.Е. не предоставлялось. Снятие с учета в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора осуществлено в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 414 НК РФ периодом обложения сбором признается квартал.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (ч.2 ст. 417 НК РФ).

В установленный законом срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем, в силу ст. 75 НК РФ, были начислены пени в размере 122,85 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

В силу ст. 69 п.1,5,6 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в размере 40 500,00 руб. и пени в размере 122,85 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, направлено Микрюковой В.Е. через личный кабинет налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ.

Получение данного налогового требования административным ответчиком не оспаривалось.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2 ст.48 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Как следует из материалов административного дела , ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 5 г. Глазова Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по торговому сбору за 2 квартал 2021 год и пени. Судебный приказ был вынесен ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ отменен.

По настоящему делу, инспекция обращается с требованием о взыскании недоимки и пени, в пределах шестимесячного срока – ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, с учетом части 2 и 5 статьи 6.1, абзаца 2 части 3 статьи 48 НК РФ срок предъявления административного искового заявления у налогового органа по требованию от 10.08.2021не пропущен.

Административный ответчик утверждает, что расторгнув договор аренды объекта на котором она осуществляла торговую деятельность ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически прекратила торговую деятельность. Находясь в г.Москве, она не имела возможности обратиться в налоговый орган о снятии ее с учета в качестве индивидуального предпринимателя. Приехав в г. Глазов по месту регистрации, она в пятидневный срок обратилась с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя, и соответственно и прекращении статуса плательщика торгового сбора.

Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ об использовании объекта осуществления торговли, помещения по адресу: для осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети.

Как следует из ответа ИФНС № 24 по г. Москве от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного на обращение Микрюковой В.Е., постановка на учет в качестве плательщика торгового сбора осуществлена на основании поступившего от Департамента экономической политики и развития г.Москвы Акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта, расположенного по адресу: 115230, . Дата возникновения ДД.ММ.ГГГГ. сумма сбора 40 500 руб. Вследствие ошибки программного обеспечения, после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, снятие с учета в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора в автоматическом режиме не осуществлено. Для разрешения сложившейся ситуации была направлена заявка разработчикам от ДД.ММ.ГГГГ.

Распиской, выданной МФЦ г. Глазова, подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Микрюкова В.Е. обратилась с пакетом документов по снятию с учета а налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. ………..

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, выданным МИФНС России № 11 по УР, подтверждается о государственной регистрации прекращения Микрюковой В.Е. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя -ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Микрюкова В.Е. ДД.ММ.ГГГГ заключила соглашение о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ об использовании объекта обложения торговым сбором, в отношении объекта, расположенного по адресу: 115230, .

Соответственно ДД.ММ.ГГГГ Микрюкова В.Е., не имея усиленной квалифицированной электронной подписи, а также представителя, обладающего нотариальной доверенностью от ее имени, не имела возможности обратиться с данным заявлением в ИФНС по месту жительства. По приезду в г. Глазов, в соответствии с п.п. 3, 4 ст.416 НК РФ с даты прекращения осуществления предпринимательской деятельности в течение пяти (рабочих) дней Микрюкова В.Е. обратилась в налоговый орган (МФЦ г.Глазова) по месту жительства с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно письма Министерства финансов Российской Федерации от 20.09.2017 № СД-4-3/18766 «О порядке снятия с учета налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора» следует, в соответствии с п.5 ст.84 НК РФ в случаях прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие его с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В связи с этим, утрата статуса индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность, подлежащую обложению торговым сбором, означает одновременное прекращение статуса налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора. У таким налогоплательщиков отсутствует обязанность представлять в налоговый орган уведомление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельность, в отношении которого установлен торговый сбор.

Согласно Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий налоговый орган (налоговый орган, который зарегистрировал физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя). Документы подаются заявителем в налоговый орган либо в МФЦ с предоставлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; документы предоставляются заявителем в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»; почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения (подпись заявителя должна быть засвидетельствована нотариально); представителем заявителя в налоговый орган либо в МФЦ (представитель действует на основании нотариально удостоверенной доверенности и к представляемым документам прилагает такую доверенность или ее копию, верность которой должна быть засвидетельствована нотариально).

Принимая во внимание, что ИП Микрюкова В.Е. прекратила статус индивидуального предпринимателя, осуществлявшего деятельность, подлежащую обложению торговым сбором путем обращения в установленном законом сроке и порядке, в связи с этим, наступило прекращение ее статуса налогоплательщика в качестве плательщика торгового сбора.

Таким образом, суд считает необходимым административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 2 по УР о взыскании с ответчика задолженности по торговому сбору и пени, оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов с учетом частичного удовлетворения иска.

Принимая во внимание, что административное исковое заявление оставлено без удовлетворения, государственная пошлина с административного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике к Микрюковой В.Е. о взыскании задолженности по торговому сбору и пени, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья З.М. Бекмансурова