ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1606/2016 от 20.05.2016 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1606/2016

Резолютивная часть решения

объявлена судом в судебном

заседании 20 мая 2016 года

мотивированное решение суда

составлено 24 мая 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 20 мая 2016 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чепурного А.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Прокурор Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, понуждении устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за исполнением земельного законодательства, по результатам проведения мониторинга действующего муниципального законодательства установлен факт бездействия администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципов противодействия коррупции.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и. их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Более того, в соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи, в том числе, формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействуя коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Пунктами 5, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения.

В соответствии с частью 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края закреплено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 ч. 1 ст. 7 Устава, муниципальным образованием осуществляются меры по противодействию коррупции в границах поселения.

В целях определения основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствования государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, 08 ноября 2007 года принят Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона № 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч.ч. 2, 3 ст. 13.1 Закона № 257-ФЗ).

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вплоть до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, должностными лицами администрации муниципального образования не приняты, вследствие чего проводимые муниципальными инспекторами проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с нарушением требований норм федерального законодательства, соответственно, приводит к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затрудняет возможность обжалования действий должностных лиц органа местного самоуправления.

Более того, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, незаконным, обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не явился, предоставил суду заявление, в котором указал, что административные исковые требования прокурора Шпаковского района о признании бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, незаконным, обязании администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу признает в полном объеме. Последствия признания иска и прекращения производства по делу разъяснены и понятны. А также просит рассмотреть данное дело без участия их представителя.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что явка представителя административного ответчика является необязательной и дело возможно рассмотреть в отсутствие административного ответчика.

Суд, выслушав помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края ФИО3, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, находит административные исковые требования прокурора Шпаковского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).

Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципов противодействия коррупции.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и. их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.

Более того, в соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи, в том числе, формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействуя коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Пунктами 5, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относятся осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского поселения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения.

В соответствии с частью 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Пунктом 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края закреплено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 35 ч. 1 ст. 7 Устава, муниципальным образованием осуществляются меры по противодействию коррупции в границах поселения.

В целях определения основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствования государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния, 08 ноября 2007 года принят Федеральный закон № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона № 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, отнесено осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ч.ч. 2, 3 ст. 13.1 Закона № 257-ФЗ).

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Однако, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вплоть до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, должностными лицами администрации муниципального образования не приняты, вследствие чего проводимые муниципальными инспекторами проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с нарушением требований норм федерального законодательства, соответственно, приводит к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затрудняет возможность обжалования действий должностных лиц органа местного самоуправления.

Более того, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

При таких обстоятельствах, наличие со стороны администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края бездействия по не принятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения нашло свое объективное подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, заявленные прокурором Шпаковского района Ставропольского края административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, понуждении устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения.

Обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Чепурной