Дело № 2а-1607/2016
Резолютивная часть решения
объявлена судом в судебном
заседании 20 мая 2016 года
мотивированное решение суда
составлено 24 мая 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 20 мая 2016 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чепурного А.А.,
при секретаре ФИО1,
с участием:
помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой района в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за исполнением земельного законодательства, по результатам проведения мониторинга действующего муниципального законодательства установлен факт бездействия администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципов противодействия коррупции.
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и. их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Более того, в соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи, в том числе, формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействуя коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.
Кроме того, п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель городского поселения.
В соответствии с частью 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Дубовского сельсовета к полномочиям администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края отнесено осуществление контроля за использованием земель сельского поселения.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. При этом нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами.
В случае противоречия между Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами применяется Земельный кодекс РФ.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Действия должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя, по истребованию документов в отношении используемых земельных участков регулируются положениями Закона № 294-ФЗ.
Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вплоть до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля должностными лицами администрации муниципального образования не приняты, вследствие чего проводимые муниципальными инспекторами по земельному контролю проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с нарушением требований норм федерального законодательства.
Более того, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, незаконным, обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, не явился, предоставил суду заявление, в котором указал, что административные исковые требования прокурора Шпаковского района о признании бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, незаконным, обязании администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу признает в полном объеме. Последствия признания иска и прекращения производства по делу разъяснены и понятны. Просит рассмотреть данное дело без участия их представителя.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что явка представителя административного ответчика является необязательной и дело возможно рассмотреть в отсутствие административного ответчика.
Суд, выслушав помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края ФИО2, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, находит административные исковые требования прокурора Шпаковского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры реализуют свои полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Данный Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней (преамбула закона).
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (подп. «а», «б» п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона № 273-ФЗ приоритетное применение мер по противодействию коррупции является основным принципов противодействия коррупции.
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
В соответствии с п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции одними из основных направлений национальной стратегии противодействия коррупции является повышение эффективности деятельности органа местного самоуправления по противодействию коррупции; внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и. их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг.
Более того, в соответствии с п.п. 5, 6 Национальной стратегии противодействия коррупции целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи, в том числе, формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействуя коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.
Кроме того, п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения, в том числе, относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских и сельских поселений объектов земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель городского поселения.
В соответствии с частью 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования Дубовского сельсовета к полномочиям администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края отнесено осуществление контроля за использованием земель сельского поселения.
Согласно п. 1 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. При этом нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ как основного закона земельного законодательства являются специальными и имеют приоритет над иными законами.
В случае противоречия между Земельным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами применяется Земельный кодекс РФ.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Действия должностных лиц органа муниципального контроля при проведении проверок юридического лица и индивидуального предпринимателя, по истребованию документов в отношении используемых земельных участков регулируются положениями Закона № 294-ФЗ.
Частью 2 ст. 6 Закона № 294-ФЗ полномочия по разработке и принятию административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Однако, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вплоть до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля должностными лицами администрации муниципального образования не приняты, вследствие чего проводимые муниципальными инспекторами по земельному контролю проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с нарушением требований норм федерального законодательства.
Более того, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
При таких обстоятельствах, наличие со стороны администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края бездействия по не принятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля нашло свое объективное подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, заявленные прокурором Шпаковского района Ставропольского края административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия выразившимся в уклонении от разработки и принятия административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, понуждении устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, выразившееся в уклонении от разработки и принятия нормативного правового акта - административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля.
Обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края разработать и утвердить в установленном законом порядке нормативный правовой акт - административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля, в двух месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Чепурной А.А.