ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1608/18 от 29.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Томска (Томская область)

Дело № 2а-1608/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2018 года г.Томск

Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Надёжкиной А.А., с участием представителя административного истца Ершовой Н.Ю., действующей по доверенности от 21.08.2018 №70АА1128688 сроком на три года, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Казаковой Т.Н., действующей на основании доверенности №134 от 21.12.2017 сроком по 31.12.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Мальцевой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения от 07.06.2018 №70/001/020/2018-4090 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Мальцева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области) о признании незаконным решения от 07.06.2018 №70/001/020/2018-4090 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности. В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления мэра г. Томска от 18.07.1994 № 702 регистрационного удостоверения № 147-ш от 13.09.1994 ей принадлежит объект недвижимого имущества – земельный участок, общей площадью 1627 кв.м., расположенный по адресу: . 22.02.2018 Мальцева Н.А. обратилась в Отдел ОГКУ ТО МФЦ по Кировскому району в г. Томске с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, ей было выдано уведомление о приостановлении действий по государственной регистрации права собственности в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок. В связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности. Полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. Закон о государственной регистрации недвижимости не содержит исчерпывающего перечня документов, которые являются основанием для государственной регистрации права собственности, полагает, что постановление мэра г. Томска от 18.07.1994 № 702 является таким документом. Просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области №70/001/020/2018-4090 от 07.06.2018 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , общей площадью 1598 кв.м., расположенный по адресу: обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , общей площадью 1598 кв.м., расположенный по адресу: ; взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области расходы по оплате государственной пошлины.

Истец Мальцева Н.А., надлежащим образом уведомленная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, об отложении дела не просила.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель истца Ершова Н.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что федеральным законом предусмотрена возможность представления иных документов, подтверждающие право на объект недвижимости. Истцом на регистрацию было предоставлено постановление мэра г. Томска от 18.07.1994, полагает, что указанный документ подтверждает наличие прав на объект недвижимости. На основании этого постановления, в сентябре 1994 года было выдано регистрационное удостоверение от 13.09.1994, а не государственный акт о собственности на землю, удостоверение позволяло составлять расчеты для уплаты земельного налога, что подтверждает право собственности на землю. Поскольку государственный акт не был выдан, данное удостоверение не утратило силу, также является документом, подтверждающим право собственности. Документы о наличии у истца права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, административному ответчику не предоставлялись.

Представитель ответчика Казакова Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что документ, который бы являлся основанием для регистрации права собственности, истцом представлен не был, постановление мэра г. Томска от 18.07.1994 подтверждает право собственности на дом, но не на земельный участок. Поддержала письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи со следующим.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу п.1 ст. 15 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно п.1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст.9 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; (п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 247-ФЗ); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ); 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов: 1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; 3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); 4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (ч.3 ст. 49).

Согласно кадастровой выписке о земельном участке № 7000/301/14-113505 от 01.09.2014, Мальцевой Н.А. на праве пожизненного наследуемого владения принадлежит земельный участок по адресу: , кадастровый .

Из постановления мэра г. Томска № 702 от 18.07.1994 следует, что в 1989 году Мальцева Н.А. купила самовольно выстроенный каркасно-засыпной дом с жилым пристроем в общей площадью 34,3 кв.м., жилой площадью 23,8 кв.м., с надворными постройками и сооружениями. Постановлено зарегистрировать на праве частной собственности строение по адресу: за Мальцевой Н.А. Бюро технической инвентаризации оформить регистрационное удостоверение, горземкомитету на основании топографо-геодезических и землеустроительных документов выдать гражданке государственный акт о праве на землю.

Согласно регистрационному удостоверению на строение по адресу: общей площадью 34,3 кв.м., жилой площадью 23,8 кв.м., Мальцева Н.А. зарегистрировано владельцем строения на праве частной собственности в полной доле на основании Постановления мэра г. Томска № 702-р от 18.07.1994. Строение зарегистрировано в БТИ г. Томска под регистрационным .

В материалах дела также имеется регистрационное удостоверение № 147-Ш от 13.09.1994, согласно которому Томским городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству зарегистрирован факт использования земельного участка по адресу: , Мальцевой Н.А., участок используется в целях обслуживания планового жилого дома. Как следует из текста, настоящее удостоверение не является юридическим документов о праве на землю, а служит основанием для составления, расчета и уплаты земельного налога, является ременным до выдачи гос.акта, свидетельства, договора аренды в установленном порядке.

22.02.2018 Мальцева Н.А. обратилась в Отдел ОГКУ «ТО МФЦ» По Кировскому району г. Томска с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество – земельный участок по адресу: К заявлению приложены: доверенность, постановление мэра г. Томска от 18.07.1994 № 702, регистрационное удостоверение от 13.09.1994 Комитета земельной реформы и земельным ресурсам г. Томска, кадастровая выписка о земельном участке, электронный платеж, межевой план.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Томской области от 07.03.2018 осуществление действий по государственной регистрации приостанавливается до 07.06.2018 в связи с отсутствием документов, необходимых для проведения государственной регистрации.

Уведомлением от 07.06.2018 в государственной регистрации права собственности Мальцевой Н.А отказано по причине не предоставления на государственную регистрацию документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок по адресу: г Томск, кадастровый .

Полагая указанный отказ незаконным, административный истец обратилась в суд.

Вместе с тем, описью документов, принятых для оказания государственных услуг, подтверждается, что документы, предусмотренные ч.1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании которых осуществляется государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок Мальцевой Н.А. не представлены.

Оснований полагать, что постановления мэра г. Томска № 702 от 18.07.1994 является документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, и относится к категории иных документов, предусмотренных ч.1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не имеется, поскольку из указанного постановления прямо следует, что горземкомитету на основании топографо-геодезических и землеустроительных документов необходимо выдать Мальцевой Н.А. государственный акт о праве на землю.

Таким образом, указанным постановлением предусмотрена выдача истцу документа о праве собственности на землю. Само постановление мэра г. Томска № 702 от 18.07.1994 не содержит никаких характеристик земельного участка и не заменяет государственного акта о собственности на земельный участок.

В соответствии с ответом Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска от 13.04.2018, в департаменте на хранении отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок, расположенный по адресу:

Согласно сведениям ОГКУ ГАТО от 11.04.2018, государственный акт о праве на землю по адресу: на имя Мальцевой Н.А. на хранение в ОГКУ ГАТО не поступал.

Доводы административного истца о том, что документом, подтверждающим права на земельный участок, является регистрационное удостоверение № 147-Ш от 13.09.1994, суд полагает безосновательным, поскольку в указанном удостоверении имеется запись о том, что настоящее удостоверение не является юридическим документов о праве на землю, а служит основанием для составления, расчета и уплаты земельного налога, является ременным до выдачи гос.акта, свидетельства, договора аренды в установленном порядке.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ достаточным условием для отказа в удовлетворении административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о том что права административного истца в результате принятия решения, совершения действий (бездействия), по поводу которых возник спор, не нарушены.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что решение о приостановлении процедуры государственной регистрации права собственности, а впоследствии отказе в государственной регистрации принято государственным регистратором в рамках установленной ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» процедуры, в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, то есть является законным и обоснованным, доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Мальцевой Н.А. не доказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Мальцевой Н.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения от 07.06.2018 №70/001/020/2018-4090 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый , общей площадью 1598 кв.м, расположенный по адресу: возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А.Фёдорова