ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1608/2016 от 18.01.2016 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-1608/2016

Решение

именем Российской Федерации

18 января 2016 года г. Якутск

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Петровой П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОБДПС ГИБДД ГУ МВД России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в восстановлении регистрационного учета транспортного средства, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства,

установил:

Административный истец, считая, что административным ответчиком незаконно отказано в восстановлении регистрационного учета транспортного средства обратился с административным иском в суд, в обоснование своих требований указав, что им был приобретен по договору купли-продажи и поставлен на учет в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) автомобиль ___, идентификационный номер № -, шасси № -, двс, № - государственный регистрационный знак № -, ПТС № - от ____ 2012 года, СОР № - от ____ 2013 года, автомобиль был ввезен в Российскую Федерацию в 2012 году, после получения сертификата (соответствия) о соответствии транспортного средства экологическому классу ___ Владивостокской таможней был выдан на автомобиль паспорт транспортного средства, впоследствии автомобиль проходил проверки на соответствие конструкций требованиям безопасности и соответствие экологическому классу ___ органом по сертификации продукции ООО "___" выдан сертификат соответствия, согласно которого указанный автомобиль ___, соответствует требованиям технического регламента (___). После проведения всех проверок автомобиль был поставлен на регистрационный учет на имя заявителя, регистрирующим органом ГИБДД было выдано свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, выдан государственный регистрационный знак. ____ 2015 года получил уведомление об аннулировании ПТС, в котором было указано, что причиной отмены сертификата соответствия явилось решение органа по сертификации (Росаккредитации), но решение, протоколы проверок указаны не были. По обращению в УГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) ему был дан ответ, что причиной отмены сертификата явилось то, что автомобиль не соответствует экологическому классу ___.

В судебном заседании административный истец, его представитель А. административное исковое заявление поддержали на указанных в заявлении доводах, административный истец пояснил, что в 2014 году ему позвонили из ГИБДД и сказали, что нужно подойти и сдать номера, свидетельство о регистрации, на автомашину ___ 2012 года выпуска, так как аннулирован экологический сертификат в 2014 году, в связи с чем он (ФИО1) обратился через своего представителя А. о выдаче заключения ООО ___», в полученном заключении от ____ 2014 года подпись об ознакомлении стоит его, ФИО1, просят административное исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель МВД по Республике Саха (Якутия) П. с административным исковым заявлением не согласился пояснив, что действия УГИБДД МВД РС (Я) законны, был аннулирован экологический сертификат, сроки обращения в суд ФИО1 пропущены.

Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 был приобретен по договору купли-продажи от ____ 2013 года и поставлен на учет в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) автомобиль ___, идентификационный номер № -, шасси № -, двс, № - государственный регистрационный знак № -, ПТС № - от ____ 2012 года, № - от ____ 2013 года, автомобиль был ввезен в Российскую Федерацию в 2012 году, после получения сертификата (соответствия) о соответствии транспортного средства экологическому классу ___ Владивостокской таможней был выдан на автомобиль паспорт транспортного средства, впоследствии автомобиль проходил проверки на соответствие конструкций требованиям безопасности и соответствие экологическому классу ___, органом по сертификации продукции ООО "___" выдан сертификат соответствия, согласно которого указанный автомобиль ___, соответствует требованиям технического регламента (___). После проведения всех проверок автомобиль был поставлен на регистрационный учет на имя заявителя, регистрирующим органом ГИБДД было выдано свидетельство о государственной регистрации транспортного средства, выдан государственный регистрационный знак.

Из письма ___ от ____.2013 г. № -О результатах проверочных мероприятий" следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки органом по сертификации ООО "___" отменены ранее выданные сертификаты соответствия, подтверждающие соответствие ___-х транспортных средств ___ требованиям вышеуказанного технического Регламента, в том числе сертификат соответствия № -.

Заключением по материалам служебной проверки, утвержденной заместителем начальника УГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) от ____ 2014 года регистрационные действия с автомобилем аннулированы.

Письмом от ____ 2014 года № - заместителя начальника МРЭО ГИБДД МВД по Республике Саха (Якутия) ФИО1 был извещен, что в связи с аннулированием ранее произведенных действий в отношении автомашины марки ___, № -, шасси № -, двс, № - государственный регистрационный знак № -, ПТС № - от ____ 2012 года, № - от ____ 2013 года по причине отмены сертификата соответствия № -, в связи с чем ФИО1 необходимо сдать государственные регистрационные знаки, паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства в МРЭО ГИБДД МВД РС (Я).

Федеральный закон РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил порядок регистрации транспортных средств.

В соответствии с п. 3 ст. 15 указанного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пп. "з" п. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним, а именно: изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Исходя из указанных выше правовых норм, приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении, зарегистрировать его и выдать ПТС.

Пунктом 3 Правил предусмотрены основания, по которым не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в том числе в случае, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;

При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 51 Правил).

Из сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства ___, следует, что вышеназванный автомобиль ввезен на территорию Российской Федерации из Объединенных Арабских Эмиратов, паспорт выдан Владивостокской таможней ____ 2012 года.

В соответствии с пунктом 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ.

В качестве документа, подтверждающего соблюдение технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. N 609 названного автомобиля был предоставлен сертификат соответствия, действие которого согласно информации Федеральной службы по аккредитации от 4 декабря 2013 года прекращено.

Отмена по указанию Росаккредитации действия сертификата соответствия, выданного на автомобиль, явилось законным основанием для аннулирования регистрации автомобиля с последующим изъятием у его собственника регистрационных документов и знаков.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П, положение п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного законоположения в системе действующего правового регулирования не предполагается отказ в защите прав собственника транспортного средства при рассмотрении по его требованию судом дела о восстановлении регистрационного учета этого транспортного средства, приобретенного на законных основаниях, исходя из одного лишь факта подделки иным, помимо собственника, лицом паспорта транспортного средства, без исследования и оценки всех обстоятельств, подтверждающих соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16 января 2007 года N 127-О-О, от 16 октября 2007 года N 825-О-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О и др.).

Вместе с тем названное положение пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", по существу, предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и как таковое является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.

Отсюда следует, что при рассмотрении настоящего спора заявителю следовало представить в суд доказательства соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения.

Заявителем в качестве доказательств соответствия автомобиля экологическому классу ___ представлено заключение № - от ____.2014 года ООО Сертификационный центр «___», в незаверенной копии, в данном заключении имеется ссылка на иной сертификат соответствия № - от ____.2013 ___, указанный сертификат суду не предоставлен.

Других доказательств соответствия спорного транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, ФИО1 не предоставлено.

Кроме того, из объяснений ФИО1, данного в судебном заседании, следует, что о нарушении его прав он был извещен в 2014 году в связи с чем обратился с заявкой в ООО ___» ____ 2014 года, а в суд ФИО1 обратился с административным исковым заявлением ____ 2015 года, таким образом, пропустив установленный статьёй 219 КАС РФ трёхмесячный срок, при этом не указав уважительности причин пропуска срока, не ходатайствовав о восстановительного срока, а в силу пункта 8 указанной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ОБДПС ГИБДД ГУ МВД России по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в восстановлении регистрационного учета транспортного средства, возложении обязанности восстановить регистрацию транспортного средства, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья . А.А.Луковцев

.

.

..

.