РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
от 06 декабря 2016 года по делу № 2а-1609/2016
Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Галановой Л.В.
при секретаре Романовой А.В.
с участием представителя административного истца ФИО1
административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа ЗАТО Северск Томской области к ФИО2 о взыскании штрафа за непредставление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа ЗАТО Северск Томской области (далее – УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением к ФИО2, в котором просит взыскать с ответчика штраф за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленные сроки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды, а именно: за 2012 год, за 1 квартал 2013 года, за полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 года, за 2013 год, за полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года в размере 1000 руб. за каждый РСВ-1, всего 7000 руб.
В обоснование требований указало, что ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Ответчик должна была представить в УПФР расчеты по страховым взносам, а именно: в срок до 15.02.2013 – расчет по страховым взносам РСВ-1 за 2012 год, в срок до 15.05.2013 – РСВ-1 за 1 квартал 2013 года, в срок до 15.08.2013 – РСВ-1 за полугодие 2013 года, в срок до 15.11.2013 – РСВ-1 за 9 месяцев 2013 года, в срок до 17.02.2014 – РСВ-1 за 2013 год, в срок до 15.08.2014 – РСВ-1 за полугодие 2014 года, в срок до 17.11.2014 – РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года. Однако указанные расчеты были представлены только 26.11.2015. В расчетах сумма начисленных страховых взносов указана в нулевом размере. Составлены акту камеральных проверок от 30.11.2015 и вынесены решения от 29.12.2015 о привлечении ФИО2 к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в виде штрафа в размере 1000 руб. за каждый отчетный период за несвоевременное представление каждого РСВ-1, итого 7000 руб. Для добровольной уплаты указанной суммы штрафа ответчику были направлены требования от 19.01.2016, от 20.01.2016, однако требования о настоящего времени не исполнены. УПФР обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 штрафа за непредставление в установленные сроки РСВ-1 за периоды с 2012 по 9 месяцев 2014 года, вынесенный судебный приказ отменен определением мирового судьи от 15.07.2016.
В судебном заседании представитель УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 05.09.2016 сроком по 31.12.2016, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представила письменные пояснения, в которых указала, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен, так как заявление о взыскании подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов. Положения об общем сроке исковой давности в данном случае не применяются. Заявление о взыскании может быть подано в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Снижение штрафа не предусмотрено Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд». Закон не предусматривает ограничений для пенсионеров в осуществлении предпринимательской деятельности.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласилась. Представила заявление, в котором просила применить срок исковой давности, снизить сумму штрафа с 1000 руб. до 500 руб., учитывая то, что ей не было известно о непредоставленных расчетах за период с 2012 по 2014 годы, нарушение совершено впервые, у неё тяжелое материальное положение.
Изучив письменные доказательства, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Из материалов дела следует, что ФИО2 являлась индивидуальным предпринимателем в период с 20.07.2004 по 03.12.2015.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В нарушение вышеуказанного положения, отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 в срок до 15.02.2013 за 2012 год (календарный год), в срок до 15.05.2013 – РСВ-1 за 1 квартал 2013 года, в срок до 15.08.2013 – РСВ-1 за полугодие 2013 года, в срок до 15.11.2013 – РСВ-1 за 9 месяцев 2013 года, в срок до 17.02.2014 – РСВ-1 за 2013 год, в срок до 15.08.2014 – РСВ-1 за полугодие 2014 года, в срок до 17.11.2014 – РСВ-1 за 9 месяцев 2014 года не представлена.
Указанные расчеты были представлены индивидуальным предпринимателем ФИО2 26.11.2015. Данное обстоятельство ФИО2 не оспаривалось.
Как установлено ч. ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона органы контроля за уплатой страховых взносов проводят в том числе камеральную проверку плательщиков страховых взносов. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
УПФР в ЗАТО Северск Томской области 26.11.2015 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов. Составлены акты камеральной проверки от 30.11.2015.
01.12.2015 ФИО2 направлено извещение от 30.11.2015 о рассмотрении материала проверки, которое состоится 29.12.2015 в 14.00 час.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона (в редакции, действовавшей с 01.01.2015) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
29.12.2015 вынесены решения УПФР в ЗАТО Северск Томской области, которыми за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным взносам за 2012 год (календарный год), за 1 квартал 2013 года, за полугодие 2013 года, за 9 месяцев 2013 года, за 2013 год (календарный год), за полугодие 2014 года, за 9 месяцев 2014 года ФИО2 привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона (в редакции, действовавшей с 01.01.2015) и ей назначен штраф в размере 1000 рублей за каждый отчетный период соответственно, в общей сумме 7 000 руб.
В силу части 3 статьи 19 Федерального закона до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 2).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (часть 3).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (часть 5).
В целях добровольного исполнения ФИО2 обязанности по уплате назначенного штрафа, по месту ее жительства направлены требования от 19.01.2016, от 20.01.2016, которые исполнены не были.
УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области обратилось к мировому судье за выдачей судебного приказа, и 27.06.2016 был выдан судебный приказ, который по заявлению ФИО2 отменен определением мирового судьи от 15.07.2016.
Административный ответчик просит снизить размер штрафа на 50%, учитывая смягчающие обстоятельства: ей не было известно о наличии не предоставленных расчетов за период с 2012 по 2014 год, нарушение совершено впервые, в настоящее время она является пенсионеркой и имеет пенсию ниже прожиточного минимума.
Данные доводы не могут служить основанием для снижения суммы штрафа, поскольку, с 01.01.2015 отсутствуют правовые основания для применения на основании Закона N 212-ФЗ смягчающих ответственность обстоятельств для снижения назначенного штрафа.
Несостоятелен довод ответчика о том, что УПФР городского округа ЗАО Северск Томской области пропустило срок для обращения в суд с данным административным исковым заявлением.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как было указано выше, ФИО2 направлены требования от 19.01.2016, от 20.01.2016 об уплате штрафов в добровольном порядке в срок до 08.02.2016. Определением мирового судьи от 15.07.2016 отменен судебный приказ о взыскании штрафа за несвоевременное предоставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды с 2012 по 2014 годы. 28.09.2016 административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть в течение шести месяцев после отмены мировым судьей судебного приказа. Таким образом, УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области срок для обращения в суд с настоящими требованиями не пропущен.
Расчет взыскиваемых сумм, произведенный административным истцом, судом проверен, признан верным.
На день рассмотрения административного дела задолженность по начисленным штрафам административным ответчиком не погашена, доказательств обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО2 допущены нарушения законодательства о страховых взносах, выразившиеся в несвоевременном предоставлении расчета по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1, что подтверждается материалами дела и административным ответчиком не оспаривается, у УПФР городского округа ЗАТО Северск Томской области имелись правовые основания для привлечения ФИО2 к ответственности, предусмотренной статьей 46 Федерального закона, штраф назначен в соответствии с санкцией данной статьи, обязанность по направлению плательщику страховых взносов требований об уплате штрафа исполнена, при этом указанные требования до настоящего времени в добровольном порядке не исполнены, административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, взыскивается в доход бюджета муниципального района, городского округа.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска до 20000 руб. 00 коп. уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 400 руб. 00 коп.
Поскольку административный истец при подаче настоящего административного иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, соответственно в силу приведенных выше положений закона с административного ответчика ФИО2 в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа ЗАТО Северск Томской области к ФИО2 о взыскании штрафа за непредставление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф за несвоевременное предоставление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 (календарный год) в размере 1000 руб., за 1 квартал 2013 в размере 1000 руб., за полугодие 2013 в размере 1000 руб., за 9 месяцев 2013 года в размере 1000 руб., за 2013 год (календарный год) в размере 1000 руб., за полугодие 2014 года в размере 1000 руб., за 9 месяцев 2014 года в размере 1000 руб., а всего 7000 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Л.В. Галанова