ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1609/18 от 16.08.2018 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-1609/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 августа 2018 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,

при секретаре Яндиковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации <адрес> о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 28.05.2018 г., обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в <адрес>. Административные исковые требования мотивированы тем, что она является собственником указанного земельного участка, который имеет разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома. На этом земельном участке строений не имеется. На основании решения суда от 30.08.2011 г. ей был выдан градостроительный план. Однако в выдаче разрешения на строительство ей было отказано по той причине, что ее земельный участок зарезервирован для многоэтажного строительства. Какие-либо уведомления или решения об ограничении (обременении) земельного участка ей не поступали. В ЕГРН не зарегистрированы ограничения прав землепользователей в связи с резервированием земли для государственных или муниципальных нужд.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержала и просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации города Горно-Алтайска ФИО3 в судебном заседании административный иск не признала и просила отказать в его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» ФИО4 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения административного иска.

Суд, изучив материалы административного дела, заслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 17 сентября 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 953 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который образован в результате раздела принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1 853 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного ФИО1 в собственность бесплатно распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 04.08.2006 г. .

Решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 03.09.2009 г. утвержден скорректированный генеральный план муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на срок с 2009 по 2029 годы.

На 2009 год схема территориального зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Горно-Алтайск» была в составе карты-схемы функциональных зон генерального плана.

Согласно схеме функциональных зон генерального плана г. Горно-Алтайска на 2009 год земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находился в территориальной зоне Ж-1 – зона застройки многоэтажными жилыми домами.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).

На основании решения Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 30 августа 2011 года, вступившего в законную силу 16 сентября 2011 года, МУ «Управление имущества, градостроительства и земельных отношений города Горно-Алтайска» 11 мая 2018 года ФИО1 выдан градостроительный план земельного участка В графе «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории» указано «Проект планировки территории многоэтажной жилой застройки микрорайона в границах квартала: <адрес> в <адрес>, утвержден распоряжением от 06.09.2013 г.».

18 мая 2018 года ФИО1 обратилась в Администрацию г. Горно-Алтайска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Однако письмом Администрации г. Горно-Алтайска от 28.05.2018 г. ей отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку данный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4). Строительство индивидуального жилого дома по данному адресу в зоне застройки многоэтажными жилыми домами не предусмотрено действующим градостроительным регламентом. Земельный участок с кадастровым номером входит в территорию Проекта планировки территории многоэтажной жилой застройки микрорайона в границах квартала: <адрес> в <адрес>, который утвержден распоряжением от 06.09.2013 г.

На основании решения Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 24.11.2017 г. № 3-2 «О внесении изменений в решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15 сентября 2005 года № 29-3» схема территориального зонирования стала приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Горно-Алтайск».

Распоряжением Администрации г. Горно-Алтайска от 06.09.2013 г. утвержден проект планировки территории многоэтажной жилой застройки микрорайона в границах квартала: <адрес> в <адрес>.

Данный проект прошел процедуру публичных слушаний, о чем население извещалось через газету «Вестник Горно-Алтайска» № 28(558) от 10.07.2013 г. ФИО1 присутствовала на публичных слушаниях по проекту планировки территории многоэтажной жилой застройки микрорайона в границах квартала: <адрес> в <адрес>, которые состоялись 18 июля 2013 года, что следует из регистрационного листа.

Как следует из фрагмента карты территориального зонирования г. Горно-Алтайска, в настоящее время земельный участок, расположенной по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) в границах квартала: <адрес> в <адрес>.

В силу положений ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования, а правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 24 Правил землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске, принятых решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 15.09.2005 г. № 29-3, на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования установлена, в том числе зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).

Таким образом, согласно Правилам землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и строительство в этой зоне индивидуального жилого дома не предусмотрено действующим в настоящее время градостроительным регламентом.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

В силу положения п.п. 2, 3, 4 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В этой связи собственники земельных участков имеют право возводить индивидуальные жилые дома в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В силу ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Таким образом, названные положения Градостроительного кодекса РФ определяют правовое значение документов территориального планирования муниципальных образований, которыми являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, их содержание, а также отображение объектов местного значения поселения, городского округа, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов местного значения и местоположения линейных объектов местного значения и т.д.

Из системного толкования положений п.п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.

В соответствии с ч.ч. 1, 11, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Администрация г. Горно-Алтайска, рассматривая заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство, обязана провести проверку соответствия схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка и допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. При этом у административного ответчика имеется право отказать в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах Администрация г. Горно-Алтайска законно и обоснованно отказала ФИО1 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку строительно индивидуального жилого дома в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) в границах квартала: <адрес> в <адрес> не соответствует Правилам землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске, градостроительному зонированию территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск».

Тот факт, что административному истцу выдан градостроительный план земельного участка , не может повлечь иные выводы суда, поскольку как самим градостроительным планом земельного участка, так и фактом его выдачи не может быть подтверждено соответствие назначения проектируемого объекта документам градостроительного зонирования (правилам землепользования и застройки) и территориального планирования. Градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.

Доводы стороны административного истца о том, что в ЕГРН не зарегистрированы ограничения прав на ее земельный участок, поэтому она вправе распоряжаться земельным участком по своему усмотрению с соблюдением разрешенного использования, указанного в ее правоустанавливающих документах, нельзя признать состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеуказанных положений Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки в г. Горно-Алтайске.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.12.2017 г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, утвердившие документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01 января 2021 года.

Таким образом, Администрация г. Горно-Алтайска вправе в срок не позднее 01 января 2021 года направить в Управление Росреестра по Республике Алтай сведения о границах муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и его территориальных зон, в том числе сведения о зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) в границах квартала: <адрес> в <адрес>.

Как указано выше, ФИО1 присутствовала на публичных слушаниях по проекту планировки территории многоэтажной жилой застройки микрорайона в границах квартала: <адрес> в <адрес>, которые состоялись 18 июля 2013 года. О том, что данный микрорайон планируется предоставить под многоэтажную жилую застройку, ФИО1 было известно задолго до указанных публичных слушаний, что ее представителем в судебном заседании не оспаривалось. При таких обстоятельствах раздел земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в результате которого образован земельный участок по <адрес>, попытки строительства на этом земельном участке индивидуального жилого дома, по мнению суда, вызваны необходимостью повышения стоимости земельного участка в связи с возможностью его дальнейшего выкупа. Такое поведение ФИО1 нельзя признать добросовестным (ст. 10 ГК РФ). Стороной административного истца суду не была изложена обоснованная позиция необходимости строительства на указанном земельном участке индивидуального жилого дома в условиях проведения Администрацией г. Горно-Алтайска всех необходимых мероприятий по предоставлению названного квартала (<адрес> в <адрес>) под многоэтажную жилую застройку с наступлением для собственников земельных участков, входящих в этот квартал, соответствующих правовых последствий (выкуп земельных участков и расположенных на них строений).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 к Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований к Администрации города Горно-Алтайска о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 28.05.2018 г., обязании выдать разрешение на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья И.Н. Сумачаков

Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2018 года