ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1609/18 от 27.03.2019 Серовского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов Свердловской области 27 марта 2019 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Иванушковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-45/2019 по административному исковому заявлению

Думы Сосьвинского городского округа к Главе Сосьвинского городского округа Макарову Геннадию Николаевичу, Администрации Сосьвинского городского округа, финансовому управлению Сосьвинского городского округа, Панченко Людмиле Викторовне, Цукановой Наталье Юрьевне об оспаривании действий, решений должностных лиц,

заслушав представителя административного ответчика Панченко Л.В., представляющего также интересы административного ответчика Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа, административного ответчика Цуканову Н.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

Дума Сосьвинского городского округа обратилась в суд с административным иском.

В обоснование исковых требований истцом указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Сосьвинского городского округа издано распоряжение о проведении внеплановой финансовой проверки, объектом проверки определена Дума Сосьвинского городского округа. Начальнику финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Панченко Л.В. указано на обязанность организовать и провести внеплановую финансовую проверку использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа за период с 2015-2017 года в части законности начисления и выплаты заработной платы главе Сосьвинского городского округа ФИО15, определен срок проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением не позднее трех рабочих дней с даты окончания проверки акта проверки первому заместителю главы администрации Сосьвинского городского округа ФИО16

На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением Администрации Сосьвинского городского округа издан приказ о проведении внеплановой проверки, проведение проверки поручено главному специалисту отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Цукановой Н.Ю., дата начала проверки установлена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка в Думе Сосьвинского городского округа. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт внеплановой проверки, который был размещен на официальном сайте Администрации Сосьвинского городского округа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Устава Сосьвинского городского округа глава округа подконтролен и подотчетен населению и Думе <адрес>, при этом в Уставе и в каком бы то ни было ином документе, нет норм о подконтрольности думы округа органу местного самоуправления – администрации округа или главе округа. Администрация Сосьвинского городского округа в соответствии с Уставом не наделена компетенцией по осуществлению муниципального финансового контроля в отношении Думы Сосьвинского городского округа.

В Положении о финансовом управлении Администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного решением Думы СГО от ДД.ММ.ГГГГ нет такого объекта контроля, как Органы местного самоуправления, а также Представительный орган местного самоуправления в лице Думы СГО.

Полагает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 58 Устава СГО, Администрация Сосьвинского городского округа осуществляет только внутренний муниципальный финансовый контроль, который в свою очередь может распространять свои действия на юридические лица, ГРБС, на получателей денежных (бюджетных) средств из бюджета, подчиненных и подконтрольных Администрации СГО.

В соответствии с планом работы Контрольного органа СГО в январе-феврале 2018 года в Думе СГО была проведена подобная проверка, то есть действия Финансового управления администрации СГО не соответствуют пункту 28 Положения.

В нарушении постановления Администрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Администрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента исполнения финансовым управлением Администрации СГО муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере Думе СГО, ее председателю не было обеспечено вручение распоряжения о проведении проверки, не осуществлена процедура ознакомления с указанными документами, являющиеся основанием для проведения проверки. В Думу СГО, ее председателю не направлялось ни одного запроса на предоставление каких либо документов, на основании которых сделаны выводы в акте проверки, не была предоставлена возможность дать объяснения по результатам проверки, представить свои возражения, в связи с чем, имеются сомнения в достоверности результатов проверки. Акт проверки в Думу СГО и ее председателю не поступал, в связи с чем, Дума СГО, ее председатель лишены гарантированных прав, указанных в Регламенте исполнения финансовым управлением Администрации СГО муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере. О существовании акта Дума СГО, ее председатель узнали из открытых источников на официальном сайте Администрации СГО. О наличии предписаний, представлений по акту проверки Думе СГО, ее председателю не известно.

Постановление администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением Администрации Сосьвинского городского округа, опубликованное в газете Муниципальный вестник Сосьвинского городского округа приложение к газете Серовский рабочий (9) от ДД.ММ.ГГГГ, а также Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Сосьвинского городского округа об утверждении административного регламента исполнения финансовым управлением Администрации Сосьвинского городского округа муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, опубликованное в газете Серовский рабочий нормативные правовые акты Сосьвинского городского округа (20098) часть 2 от ДД.ММ.ГГГГ противореча нормативным правовым актам и отдельным их положениям, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, положениям ст. 35 пункта 10 подпункта 9 данного федерального закона, ст. 77 пункта 3 данного федерального закона, пункту 5 ст. 36 того же федерального закона; Бюджетному кодексу Российской Федерации, статье 268.1 данного кодекса, статьям 269.2 266.1 того же кодекса; п. 2, 4 и 6 ст. 27 Устава Сосьвинского городского округа, Положению о финансовом управлении Администрации Сосьвинского городского округа (п.1, 3, 4 главы 1, п. 43 гл. 3, подпунктам 5,8,16,17,19 пункта 17 главы 4).

В административном исковом заявлении просит: 1. признать действия Главы Сосьвинского городского округа Макарова Г.Н. по изданию распоряжения о проведении внеплановой финансовой проверки от ДД.ММ.ГГГГ незаконными; 2. признать действия начальника Финансового управления Администрации Соьвинского городского округа Панченко Л.В. по проведению проверки Думы Сосьвинского городского округа незаконными; 3. признать действия главного специалиста отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Цукановой Н.Ю. по составлению акта проверки Думы Сосьвинского городского округа незаконными; 4. признать действия главного специалиста отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Цукановой Н.Ю. по составлению акта проверки Думы Сосьвинского городского округа незаконными; 5. признать действия начальника Финансового управления Администрации Сосьвинского городского округа Панченко Л.В. по внесению в Думу Сосьвинского городского округа, Председателю Думы Сосьвинского городского округа предписаний о возмещении ущерба и представлений о нарушении бюджетного законодательства незаконными; 6. обязать Главу Макарова Г.Н. отменить распоряжение «О проведении внеплановой финансовой проверки» от ДД.ММ.ГГГГ; 7. обязать начальника Финансового управления Администрации СГО Панченко Л.В. отменить Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой проверки»; 8. признать действия Панченко Л.В. по направлению обращения и (или) сопроводительного письма в Серовскую городскую прокуратуру, содержащего информацию акта проверки Думы Сосьвинского городского округа и сопутствующий материал незаконными; 9. обязать Финансовое управление Администрации СГО, Панченко Л.В. отозвать обращение и (или) иной документ, в том числе сопроводительное письмо и сопутствующий материал, отправленный в Серовскую городскую прокуратуру, являющийся основанием для направления требований Серовской городской прокуратуры и внесения акта прокурорского реагирования в адрес Думы СГО, председателя Думы СГО; 10. обязать начальника Финансового управления Администрации СГО Панченко Л.В. совершить действия по отмене вынесенных на основании акта проверки Думы СГО предписаний и представлений Финансовым управлением Администрации СГО; 11. обязать начальника Финансового управления Администрации СГО Панченко Л.В. воздержаться от действий по внесению на основании акта проверки Думы СГО предписаний и представлений Финансовым управлением Администрации СГО в адрес Думы СГО, председателя Думы СГО.; 12. Установить отсутствие полномочий Администрации Сосьвинского городского округа, главы округа, начальника Финансового управления округа Панченко Л.В. на издание распоряжений (приказов) о проведении проверок (контрольных мероприятиях) в отношении Думы СГО; 13. Установить отсутствие полномочий Финансового управления Администрации <адрес>, начальника данного управления Панченко Л.В. на издание распоряжений (приказов) о проведении проверок (контрольных мероприятий) в отношении Думы СГО; 14. Признать недействующим постановление администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением Администрации СГО в части организации и осуществления проведения проверок (контрольных мероприятий) в отношении Думы <адрес>. 15. Признать недействующим постановление администрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении административного регламента исполнения финансовым управлением Администрации СГО муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере в части организации и осуществлении проведения проверок (контрольных мероприятий) в отношении Думы <адрес>.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Контрольный орган Сосьвинского городского округа.

Определением суда выделены в отдельное производство исковые требования Думы Сосьвинского городского округа о признании недействующими постановления администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением Администрации СГО в части организации и осуществления проведения проверок (контрольных мероприятий) в отношении Думы <адрес>, постановления администрации СГО от ДД.ММ.ГГГГ Об утверждении административного регламента исполнения финансовым управлением Администрации СГО муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере в части организации и осуществлении проведения проверок (контрольных мероприятий) в отношении Думы <адрес>.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Серовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №2а-1625/2018 иску Думы Сосьвинского городского округа к Администрации Сосьвинского городского округа о признании недействующими нормативных правовых актов – оставлено без изменения.

Представитель административного истца Думы Сосьвинского городского округа в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен. Председателем Думы Сосьвинского городского округа П.Е.Пикаловым представлены ходатайства о переносе судебного заседания, которые судом оставлены без удовлетворения.

Административный ответчик Панченко Л.В. - начальник Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа в судебном заседании полагала административные исковые требования Думы Сосьвинского городского округа не подлежащими удовлетворению. В обоснование чего указала на то, что Финансовое управление администрации округа вправе осуществлять внутренний финансовый контроль. Порядок и Положение от ДД.ММ.ГГГГ разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Объектами контроля являются все главные распорядители бюджетных средств. Сведения по проверке направляются в прокуратуру, т.к. имеется требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушений в действиях Финансового управления и его специалистов нет.

Административный ответчик Цуканова Н.Ю. в судебном заседании полагала административные исковые требования Думы Сосьвинского городского округа не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным административным ответчиком Панченко Л.В.

Административный ответчик Глава Сосьвинского городского округа, Глава Администрации Сосьвинского городского округа, Макаров Г.Н., представитель Администрации Сосьвинского городского округа в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены. С просьбой об отложении судебного заседания не обращались.

Представитель заинтересованного лица Контрольного органа Сосьвинского городского округа в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен. С просьбой об отложении судебного заседания не обращался.

Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, оценив доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Дума Сосьвинского городского округа является главным распорядителем средств бюджета Сосьвинского городского округа. Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ включена в перечень главных распорядителей и подведомственных им получателей средств бюджета Сосьвинского городского округа на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

В силу статьи 20 Устава Сосьвинского городского округа структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума Сосьвинского городского округа; глава Сосьвинского городского округа; администрация Сосьвинского городского округа; Контрольный орган Сосьвинского городского округа.

Глава городского округа возглавляет администрацию городского округа и исполняет полномочия главы администрации городского округа (п. 2 ст. 27 Устава Сосьвинского городского округа).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Сосьвинского городского округа и Администрации Сосьвинского городского округа Г.Н. Макаровым в целях реализации муниципального финансового контроля по использованию бюджетных средств в сфере оплаты труда органов местного самоуправления потребовано от начальника Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Панченко Л.В. организовать и провести внеплановую финансовую проверку использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа за период 2015-2017 г. в части законности начисления и выплаты заработной платы главе Сосьвинского городского округа ФИО15

В связи с поступившим требованием Главы Сосьвинского городского округа и Администрации Сосьвинского городского округа Макарова Г.Н. требованием от ДД.ММ.ГГГГ, п. 5 Порядка осуществления внутреннего муниципального контроля Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ начальником управления Л.В.Панченко издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа в части законности начисления и выплаты заработной платы главе Сосьвинского городского округа за период 2015-2017 года. Проведение внеплановой проверки поручено главному специалисту отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Цукановой Н.Ю. Установлена дата проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Приказа Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Н.Ю. Цукановой проведена проверка использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа в части законности начисления и выплаты заработной платы главе Сосьвинского городского округа за период с 2015-2017 г.г. По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения акта проверки начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля ФИО17 дано заключение, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Начальником Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Л.В.Панченко, согласно которому принято решение об отсутствии оснований для направления предписания в связи с окончанием срока избрания ФИО15, отменой муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих оплату труда главе Сосьвинского городского округа и отсутствия бюджетных ассигнований для возмещения ущерба бюджету Сосьвинского городского округа. Для реализации и принятия мер по результатам контрольного мероприятия материалы проверки направить в Серовскую городскую прокуратуру.

Из сопроводительного письма установлено о том, что ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа материалы внеплановой проверки использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа, состоящие из акта проверки, направлены Серовскому городскому прокурору.

На основании Требования Серовской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГв-2018 Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа с сопроводительным письмом с исходящим номером 403 направлен расчет выплат заработной платы Главе Сосьвинского городского округа ФИО15 за период с 2015-2017 г.г.

Истец Дума Сосьвинского городского округа оспаривая вышеуказанные решения и действия должностных лиц Сосьвинского городского округа, указывает о нарушении прав и законных интересов юридического лица думы Сосьвинского городского округа, накладывании незаконных обязанностей, о незаконности оспариваемых решений и действий в связи с отсутствием правомочий на проведение проверки, поскольку в соответствии с Уставом Сосьвинского городского округа Глава <адрес> подконтролен и подотчетен населению и Думе <адрес>, при этом в Уставе и в каком бы то ни было ином документе, нет норм о подконтрольности думы округа органу местного самоуправления – администрации округа или Главе <адрес>, полагая о том, что сама по себе проверка, все распоряжения, приказы о проведении проверки, акты проверки в отношении Думы Сосьвинского городского округа незаконны априори, также указывая о повторности проведения проверки, дублировании функций по контролю.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации отнесены: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Участниками бюджетного процесса являются, в частности, органы государственного (муниципального) финансового контроля; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств.

Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций. (п. 1 и 4 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет о том, что лицами, в отношении которых осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, в частности, являются: главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Под ревизией в целях настоящего Кодекса понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом. (ст. 267.1, "Бюджетный кодекс Российской Федерации").

Статьей 269.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено о том, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Статьей 58 Устава Сосьвинского городского округа установлено о том, что муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Органы муниципального финансового контроля, их полномочия, объекты муниципального финансового контроля, методы осуществления муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами Думы городского округа.

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего муниципального финансового контроля по внутреннему муниципальному финансовому контролю определяется муниципальными правовыми актами администрации городского округа.

Постановлением Администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Финансовое управление администрации Соьвинского городского округа наделено полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

В соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного Решением Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за использованием средств местного бюджета является основной задачей Управления (подпункт 6 пункта 15 Положения). В соответствии с возложенными на него задачами Управление осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль в отношении объектов контроля в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. (подпункт 43 пункта 16 Положения).

На основании пункта 5 Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период спорных правоотношений, внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании приказа начальника финансового управления администрации Сосьвинского городского округа, принятого в связи с поступлением обращений (поручений, требований), главы Сосьвинского городского округа, главы администрации Сосьвинского городского округа, прокуратуры и иных правоохранительных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций, согласованные с главой администрации Сосьвинского городского округа.

Управление при осуществлении деятельности по внутреннему муниципальному финансовому контролю осуществляет полномочия по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения (подпункт 1 пункта 6 Порядка).

Внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется Управлением путем проведения проверок, ревизий и обследований. При проверке проводятся контрольные действия по документарному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственный операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского ) учета и бюджетной (Бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом. (п. 7 Порядка).

Согласно положениям пункта 10 вышеуказанного Порядка объектами контроля, в частности, являются: главные распорядители (распорядители, получатели) средств местного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета (подпункт 1).

Должностными лицами Управления, осуществляющими внутренний муниципальный финансовый контроль, являются: начальник Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа; начальник отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля финансового управления, муниципальные служащие – должностные лица Управления, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом Управления, включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы. (п. 12 Порядка).

В пункте 5 Административного регламента исполнения финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ аналогично вышеуказанному Порядку указано о том, что муниципальная функция осуществляется в частности, в отношении следующих лиц: главных распорядителей (распорядителей, получателей) средств местного бюджета, главных администраторов (администраторов) доходов местного бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита местного бюджета (подпункт 1).

Исполнение муниципальной функции осуществляется Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа (далее - Финансовое управление). (п. 6 Регламента).

Предметом муниципальной функции является соблюдение объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств местного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов местного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита местного бюджета подп. 1 п. 8 Регламента).

Должностными лицами, осуществляющими деятельность по контролю, являются уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом Финансового управления должностные лица (муниципальные служащие) Финансового управления, включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы. (п.9 Регламента).

Вышеуказанные акты введены в действие и опубликованы: Постановление администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете "Муниципальный вестник", N 11, ДД.ММ.ГГГГ (приложение к газете "Серовский рабочий"), Постановление администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ н. в газете "Серовский рабочий", N 52 (часть 2), ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Серовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных исковых требований Думы Сосьвинского городского округа к Администрации Сосьвинского городского округа о признании недействующими Постановлений Администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ откзано.

Вопреки доводам административного истца, в соответствии с приведенным правовым регулированием Дума Сосьвинского городского округа, выступая главным распорядителем средств бюджета Сосьвинского городского округа, является лицом, в отношении которого подлежит осуществлению внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Пунктом 5 Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период спорных правоотношений, предусмотрены обращения (поручения, требования) главы Сосьвинского городского округа, главы администрации Сосьвинского городского округа в качестве оснований для проведения внеплановых контрольных мероприятий и издания приказа начальника Финансового управления Администрации Сосьвинского городского округа о проведении внеплановых контрольных мероприятий.

Приказ начальника Финансового управления Администрации Сосьвинского городского округа Панченко Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ издан в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, Административным регламентом исполнения финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа муниципальной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением администрации Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшими в период спорных правоотношений, а также в соответствии с Положением о Финансовом управлении администрации Сосьвинского городского округа, утвержденного Решением Думы Сосьвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, имеющей полномочия на издание данного приказа.

Действия главного специалиста отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля Финансового управления Администрации Сосьвинского городского округа Цукановой Н.Ю. по проведению проверки и составлению акта проверки произведены в соответствии с вышеуказанными приказом, Порядком, Регламентом и Положением.

Действия по внесению в Думу Сосьвинского городского округа, Председателю Думы Сосьвинского городского округа предписаний о возмещении ущерба и представлений о нарушении бюджетного законодательства не совершались. Как установлено судом и указывалось ранее по результатам рассмотрения акта проверки начальником отдела бухгалтерского учета, отчетности и финансового контроля ФИО17 дано заключение, утвержденное ДД.ММ.ГГГГ Начальником Финансового управления администрации Сосьвинского городского округа Л.В.Панченко, согласно которому принято решение об отсутствии оснований для направления предписания.

Направление с сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исходящим Финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа материала внеплановой проверки использования бюджетных средств Думы Сосьвинского городского округа, состоящего из акта проверки, расчета выплат заработной платы Главе Сосьвинского городского округа ФИО15 за период с 2015-2017 г.<адрес> городскому прокурору являлось выполнением требования Серовской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ о направлении на постоянной основе в адрес Серовского городского прокурора всех актов проверок, проведенных финансовым управлением администрации Сосьвинского городского округа и Требования Серовской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГв-2018, подлежащих безусловному исполнению в установленный срок на основании статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Исходя из положений ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований является внешний муниципальный финансовый контроль, контрольной деятельностью финансовых органов муниципальных образований является внутренний муниципальный финансовый контроль, из того, что Дума Сосьвинского городского округа является главным распорядителем средств бюджета Сосьвинского городского округа, в отношении данного органа местного самоуправления возможно осуществление как внешнего, так и внутреннего муниципального финансового контроля.

Доводы административного истца о том, что не было обеспечено вручение распоряжения о проведении проверки, не осуществлена процедура ознакомления с указанными документами, являющиеся основанием для проведения проверки, в Думу Сосьвинского городского округа, ее председателю не направлялось ни одного запроса на предоставление каких либо документов, на основании которых сделаны выводы в акте проверки, не была предоставлена возможность дать объяснения по результатам проверки, представить свои возражения опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в частности письмом начальника Управления Л.В. Панченко от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на него от ДД.ММ.ГГГГСвидетель №1, письмами Председателя Думы Сосьвинского городского округа П.Е. Пикалова от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и ответами на них начальника Управления Л.В.Панченко от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, показаниями допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №1. Данные доводы сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемых административным истцом решений, действий.

При таких установленных обстоятельствах, совокупность условий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, позволяющих удовлетворить административный иск отсутствует.

Оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется, требования удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Думы Сосьвинского городского округа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Серовского районного суда

<адрес> Н.А. Холоденко