Дело №2а-160/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе
председательствующего судьи Антиповой З.А.,
с секретарём Озеранским Д.А.,
с участием представителя административного истца – заместителя прокурора Ногликского района – Русанова Я.С.; представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» - ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Ногликского района Сахалинской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствующим в части действующему федеральному законодательству,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ногликского района Сахалинской области обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский», указав в обоснование требований, что постановлением административного ответчика от 17 июля 2018 года №693 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (далее по тексту – Регламент). Согласно подпункту 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 Регламента на граждан, обратившихся с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для подтверждения родственных отношений с ребенком возложена обязанность по предоставлению решения суда об усыновлении (удочерении). При этом, в соответствии с пунктом 2.8 Раздела 2 Регламента, в случае предоставления неполного пакета документов, в том числе и решения суда об усыновлении (удочерении), заявителю отказывается в предоставлении меры социальной поддержки.
Далее административным истцом указано, что Регламент в оспариваемой им части противоречит требованиям федерального законодательства, а именно статье 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статье 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в соответствии с которыми тайна усыновления ребенка охраняется законом, а лица, разгласившие тайну усыновления, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.
Прокурор Ногликского района Сахалинской области просил суд признать не соответствующим действующему федеральному законодательству подпункт 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693, в части возложения на заявителей обязанности по предоставлению решения об усыновлении (удочерении).
В судебном заседании заместитель прокурора Ногликского района Сахалинской области Русанов Я.С. поддержал требования и доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. В обоснование своей позиции сослалась на то, что оспариваемый прокурором Регламент разработан и утвержден в соответствии с законом Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 которого в числе прочих документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указано решение об усыновлении (удочерении), а также в соответствии с типовым административным Регламентом, разработанным на основании названного регионального закона.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон №210-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в редакции, действующей на момент рассмотрения дела в суде, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подведомственная государственному органу или органу местного самоуправления организация - государственное или муниципальное учреждение либо унитарное предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава муниципального образования «Городской округ Ногликский», принятого решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 06 июня 2006 года (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - Устав), муниципальное образование «Городской округ Ногликский» является субъектом местного самоуправления в составе Сахалинской области Российской Федерации (л.д. <данные изъяты>).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4 Устава к вопросам местного значения муниципального образования «Городской округ Ногликский», в частности, относится обеспечение проживающих в муниципальном образовании «Городской округ Ногликский» и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Отнесение указанных полномочий к вопросам местного значения городских округов предусмотрено статьей 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, порядок разработки и утверждения которых устанавливается местной администрацией (части 1 и 15).
На основании Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Сахалинской области от 15 сентября 2015 года №459-р «Об утверждении Типового административного регламента предоставления государственных (муниципальных) услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области», статьи 36 Устава, определяющей круг полномочий административного ответчика, постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д. <данные изъяты>).
Подпунктом 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 Регламента предусмотрено, что для получения муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» гражданин подает в орган местного самоуправления заявление с приложением документов, подтверждающих состав семьи (свидетельство о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, справка с месте жительства (с места пребывания) с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц (всех членов семьи), паспорт (паспорта всех членов семьи).
Обосновывая исковые требования, прокурор указал на противоречие действующему федеральному законодательству подпункта 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 Регламента в части возложения на гражданина, обратившегося за получением муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», решения суда об усыновлении (удочерении) для подтверждения состава семьи.
Возражая против иска прокурора, представитель административного ответчика сослался на подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», которым предусмотрена обязанность граждан, обратившихся за получением муниципальной услуги, в числе прочих документов, подтверждающих состав семьи, предоставлять решение об усыновлении (удочерении).
Суд находит доводы административного истца о том, что оспариваемая им норма Регламента, в части возложения на гражданина, обратившегося за получением муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязанность подтверждать состав семьи, в том числе, решением об усыновлении (удочерении), противоречит действующему федеральному законодательству.
Согласно части 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления ребенка охраняется законом.
Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка (часть 2 Семейного кодекса Российской Федерации).
Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (часть 3 статьи 129 Семейного кодекса Российской Федерации).
Охрана законом тайны усыновления предусмотрена и пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В силу пункта 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера (Определения от 09 июня 2005 года №248-О, от 26 января 2010 года №158-О-О и др.).
В частности, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2015 №15-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан ФИО2 и Г.Т.» отмечено, что законодатель в различных отраслях права - семейном, гражданском, гражданском процессуальном, трудовом, праве социального обеспечения, уголовном праве и др. - предусмотрел меры, направленные на обеспечение тайны усыновления.
В частности, для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя; отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной - по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка; если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них; при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя); по просьбе усыновителя также могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения (пункты 2 и 3 статьи 134, пункт 1 статьи 135 Семейного кодекса Российской Федерации).
Меры, обеспечивающие тайну усыновления, закреплены и в нормах гражданского процессуального законодательства. Согласно статье 273 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании. В целях сохранения данной тайны, как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», участвующие в рассмотрении дела лица должны быть предупреждены о необходимости сохранения в тайне ставших им известными сведений об усыновлении (пункт 6).
Таким образом, правовой режим тайны усыновления, установленный действующим правовым регулированием, направлен на создание полноценных семейных, подлинно родственных отношений между усыновителем и усыновленным, обеспечение стабильности усыновления, защиту прав и интересов всех членов семьи, важная роль которой в развитии личности, удовлетворении ее духовных потребностей и обусловленная ею конституционная ценность института семьи требуют со стороны государства уважения и защиты отношений, которые возникают посредством установления усыновления.
Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 155 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, на лиц, виновно разгласивших тайну усыновления вопреки воле усыновителей, суд может возложить обязанность денежной компенсации причиненного морального вреда на основании статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей такую компенсацию в случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (к которым относится и тайна усыновления).
В силу предписаний статей 23 (часть 1) и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она, во всяком случае, относится к сведениям ограниченного доступа. При этом в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит не противоправный характер (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 июня 2005 года №248-О, от 26 января 2010 года №158-О-О и от 27 мая 2010 года №644-О-О).
Соответственно, лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица, как того требует часть 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Однако нормативным правовым актом органа местного самоуправления, регулирующим порядок получения муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, включена обязанность по предоставлению гражданином решения об усыновлении (удочерении), носящее утвердительный, а не рекомендательный характер.
В этой связи, суд, исходя из системного толкования вышеуказанных федеральных законов, приходит к выводу о том, что включение в перечень документов, необходимых для подтверждения состава семьи, решения об усыновлении (удочерении) противоречит федеральному законодательству и нарушает право граждан (усыновителей и усыновленных), желающих получить указанную муниципальную услугу, на сохранение тайны усыновления, гарантированной государством.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 той же статьи).
При таких обстоятельствах, с приведенными представителем администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» доводами о необоснованности требований прокурора, в связи с соответствием подпункта 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693, в оспариваемой прокурором части Закону Сахалинской области от 01 декабря 2005 года №87-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласиться нельзя.
Также и пунктом 2.8 Типового административного регламента предоставления государственных (муниципальных) услуг органами местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, утвержденного Распоряжением Правительства Сахалинской области от 15 сентября 2015 года №459-р, предусматривающим исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной (муниципальной) услуги или отказа в предоставлении государственной (муниципальной) услуги, предусмотрено, что непредставление заявителем документов, которые он вправе представить по собственной инициативе, к которым, по мнению суда, относится и решение об усыновлении (удочерении), не является основанием для отказа в предоставлении услуги.
Более того, в случае, если усыновители не указаны книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка и, соответственно, в свидетельстве о рождении этого ребенка, для подтверждения родства между усыновителями и ребенком может быть представлено свидетельство об усыновлении (удочерении).
В связи с вышеизложенным, суд, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, принимает решение об удовлетворении исковых требований прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству подпункта 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693, в части возложения на граждан-заявителей обязанности предоставления решения об усыновлении (удочерении).
В силу прямого указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693, опубликован в газете «Знамя труда», которая является официальным источником опубликования нормативных правовых актов муниципального образования «Городской округ Ногликский», соответственно, в указанном печатном издании подлежит опубликованию сообщение о принятом решении (лд. <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ногликского района Сахалинской области, поданный в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствующим в части действующему федеральному законодательству удовлетворить.
Признать не соответствующим действующему федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 1 пункта 2.6.1 Раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 17 июля 2018 года №693, в той части, в которой на граждан-заявителей возложена обязанность предоставления решения об усыновлении (удочерении).
После вступления решения в законную силу направить его копию в редакцию газеты «Знамя труда» для опубликования сообщения о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 июня 2020 года.
Председательствующий З.А.Антипова
Копия верна. Судья З.А.Антипова