№2а-160/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года г. Спас-Клепики
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:
Председательствующего судьи Н. С. Самсаковой
При секретаре С. И.Галкиной
С участием заместителя природоохранного прокурора Ломина А.А., рассмотрев материалы административного дела по административному исковому заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природопользования Рязанской области, Правительству Рязанской области о признании незаконным бездействия и обязании провести определенные действия
У С Т А Н О В И Л:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству природопользования Рязанской области, Правительству Рязанской области о возложении обязанности обеспечить постановку на ГКУ границы особо охраняемых природных территорий.
В дальнейшем административный истец уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника областного значения «Болото Келецкое» от р.ц. г. Спас-Клепики ЮЗ - 22,7 км от д. ФИО1 - 9,5 км от д. ФИО2 - 5,7 км. Кв. 7, выдел 14; кв. 9, выделы: 16, 16а; кв. 11, выдел 4; кв. 12, выделы; 5, 5а, 5д; кв. 15, выделы: 18, 18а; кв. 16, выделы: 7, 7а; кв. 22, выдел 21; кв. 23, выделы: 3, 8, 8а, 8б; кв. 24, выделы: 4, 4а; кв. 25, выдел 11; кв. 34, выделы: 5, 5а Озерного лесничества. Площадь 30,5 га; памятника природы «Озеро Великое», расположенного на территории Криушинского сельского поселения. Обязать Правительство Рязанской области, министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника областного значения «Болото Келецкое» от р.ц. г. Спас-Клепики ЮЗ - 22,7 км от д. ФИО1 - 9,5 км от д. ФИО2 - 5,7 км. Кв. 7, выдел 14; кв. 9, выделы: 16, 16а; кв. 11, выдел 4; кв. 12, выделы; 5, 5а, 5д; кв. 15, выделы: 18, 18а; кв. 16, выделы: 7, 7а; кв. 22, выдел 21; кв. 23, выделы: 3, 8, 8а, 8б; кв. 24, выделы: 4, 4а; кв. 25, выдел 11; кв. 34, выделы: 5, 5а Озерного лесничества. Площадь 30,5 га. Обязать министерство природопользования Рязанской области направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: памятника природы «Озеро Великое», расположенного на территории Криушинского сельского поселения.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения:
1) государственный природный заказник областного значения «Болото Келецкое», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области».
2) памятник природы областного значения «Озеро Великое», признанное решением Исполкома Рязоблсовета депутатов трудящихся от 30.12.1974 № 366 «О признании водных объектов памятниками природы.
Также в ходе проведения прокурорской проверки установлены факты отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости об особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника «Болото Келецкое», памятника природы «Озеро Великое».
Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что до настоящего времени границы особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области, а именно: государственного природного заказника «Болото Келецкое», памятника природы «Озеро Великое» не установлены, сведения об указанных границах ООПТ не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Указанные факты могут способствовать тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведения о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями использования. При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель Рязанского межрайонного природоохранного прокурора поддержал исковые требования, пояснив вышеизложенное.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Правительства Рязанской области не явился. Извещен надлежаще. Письменно возражал против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Министерства природопользования Рязанской области не явился. Извещен надлежаще. Письменно возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав сторону, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Исковые требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением в суд, прокурор отстаивает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории.
Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территории, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти в срок не более чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условиями использования территории, представитьв орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.
Действующей в настоящее время редакцией Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» также установлено, что органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Следовательно, законодательство предусматривает наличие у органов государственной власти обязанности организации и проведения мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях.
Судом установлено, что на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области расположены следующие особо охраняемые природные территории регионального значения:
1) государственный природный заказник областного значения «Болото Келецкое», образованный решением Исполкома Рязанского облсовета НД от 20.01.1983 № 30/2 «О сохранении в естественном состоянии торфяных месторождений и видов растений на территории Рязанской области».
2) памятник природы областного значения «Озеро Великое», признанное решением Исполкома Рязоблсовета депутатов трудящихся от 30.12.1974 № 366 «О признании водных объектов памятниками природы.
Данные обстоятельства подтверждаются наличием действующих в настоящее время вышеуказанных решений Исполкома Облсовета.
Судом также установлено, что административным истцом во исполнение задания Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения на территории Рязанской области законодательства об особо охраняемых природных территориях в 2015 – истекшем периоде 2017 г.г
В ходе проведения прокурорской проверки установлены факты отсутствия сведений в государственном кадастре недвижимости об особо охраняемых природных территориях регионального значения, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника «Болото Келецкое», памятника природы «Озеро Великое».
Данные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проведенной проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в деятельности министерства природопользования Рязанской области от 31.01.-01.02.2017 г. (л.д.16-19), сообщением № 11-859@ Управления Росреестра по Рязанской области от 27 января 2017 г. (л.д.20-23).
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени границы особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области, а именно: государственного природного заказника «Болото Келецкое», памятника природы «Озеро Великое» не установлены, сведения об указанных границах ООПТ не внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судом также установлено, что административным истцом во внесудебном порядке принимались меры прокурорского реагирования для устранения указанных выше нарушений закона.
Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой 09.02.2015 г. в адрес министра природопользования и экологии Рязанской области внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость решить вопрос о постановке на государственный кадастровый учет всех особо охраняемых природных территорий регионального значения (л.д.11-14).
Представление межрайонной природоохранной прокуратуры рассмотрено 18.03.2015, работы по постановке на учет ООПТ регионального значения были запланированы на 2018-2020 годы в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Рязанской области «Развитие водохозяйственного комплекса и улучшение экологической обстановки в 2015 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 № 315.
Данные обстоятельства по мнению ответчиков препятствуют немедленному исполнению судебного решения,
Суд не принимает доводы ответчиков об отсутствии денежных средств на требуемые истцом мероприятия, поскольку установлено, что ответчиками на выполнение указанных мероприятий запланировано выделение денежных средств в размере 6367,0 тысяч рублей, из которых на 2018 год – 2000,0 тысяч рублей; 2019 – 2120,0 тысяч рублей; 2020 – 2247,0 тысяч рублей, что подтверждается сообщением министра природопользования и экологии Рязанской области № ИА/9-1376 от 18.03.2015 г. (л.д.15).
Кроме того, 16.03.2015 Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой в адрес Губернатора Рязанской области направлена информация о состоянии законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Рязанской области в 2014 году, в которой указано Правительству Рязанской области на необходимость рассмотреть вопрос о выделении из регионального бюджета денежных средств для проведения работ по постановке на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий регионального значения (л.д.76-78).
Постановлением Правительства Рязанской области от 28.12.2016 № 311 внесены изменения в постановление Правительства Рязанской области от 30.12.2013 № 365 «Об утверждении государственной программой Рязанской области «Развитие лесного хозяйства на 2014-2018 годы». В частности, программой предусмотрено проведение мероприятий по государственному управлению в области создания и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, в том числе по внесению сведений об особо охраняемых природных территориях в государственный кадастр недвижимости только на 2020 год. Таким образом, действующей в настоящее время программой перенесен срок исполнения мероприятий по постановке на кадастровый учет ООПТ регионального значения до 2020 года.
Суд полагает, что обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории в отношении государственных природных заказников областного значения должна быть возложена как на Правительство Рязанской области, так и на Минприроды Рязанской области по следующим основаниям.
В силу статьи 32 Федерального закона № 218-ФЗ обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 7, 8, 10 части 1 настоящей статьи, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по:
- созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- осуществлению регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В силу Положения о Минприроды Рязанской области данный орган является уполномоченным органом в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения. В полномочия министерства входит подготовка предложений Правительству Рязанской области по проектам региональных программ в области природопользования и охраны окружающей среды Рязанской области, по созданию особо охраняемых природных территорий областного значения, а также управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.
Статьей 57 Устава Рязанской области от 18.11.2005 № 115-ОЗ, принятого постановлением Рязанской областной Думы 02.11.2015 (с изменениями и дополнениями), к полномочиям Правительства Рязанской области отнесена разработка и обеспечение программ социально-экономического развития Рязанской области, подготовка отчетов об их выполнении, разработка и утверждение государственных программ.
В силу статьи 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области», Правительство Рязанской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, наделено полномочиями по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление в пределах своих полномочий по государственному регулированию земельных отношений на территории Рязанской области.
Правительство Рязанской области осуществляет управление и распоряжение природными ресурсами, находящимися в государственной собственности Рязанской области, в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 7 статьи 13 Закона).
Кроме того, в силу пунктов 8, 9, 10 статьи 7 Закона Рязанской области «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области» в полномочия Правительства Рязанской области входит разработка, утверждение и обеспечение реализации государственных программ Рязанской области в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий; обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
Таким образом, Министерство природопользования Рязанской области вправе только подавать Правительству Рязанской области соответствующие предложения о включении в региональную программу мероприятий, а Правительство непосредственно принимает решения о включении соответствующих мероприятий в программу.
При этом обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории в отношении памятников природы областного значения должна быть возложена на Минприроды Рязанской области по следующим основаниям.
В силу Закона Рязанской области «Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области» положение (паспорт) особо охраняемой природной территории областного значения – правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.
Статьей 8 указанного названного закона в полномочия центрального исполнительного органа государственной власти Рязанской области, уполномоченного в сфере создания, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, которым является Минприроды Рязанской области, входит разработка и утверждение паспорта на памятники природы.
Следовательно, обязанность по направлению в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении границ памятников природы областного значения,которые содержатся в паспорте на данные ООПТ, должна быть возложена на Министерство природы Рязанской области.
При отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости о зонах с особыми условиями использования, возникает реальная угроза незаконного распоряжения и использования данных территорий, что может привести к нарушению режима их особой охраны, к уничтожению особо охраняемых природных территорий и охраняемых на них природных объектов.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить исковые требования административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Правительства Рязанской области, Министерства природопользования Рязанской области по организации и проведению мероприятий по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника областного значения «Болото Келецкое» от р.ц. г. Спас-Клепики ЮЗ - 22,7 км от д. ФИО1 - 9,5 км от д. ФИО2 - 5,7 км. Кв. 7, выдел 14; кв. 9, выделы: 16, 16а; кв. 11, выдел 4; кв. 12, выделы; 5, 5а, 5д; кв. 15, выделы: 18, 18а; кв. 16, выделы: 7, 7а; кв. 22, выдел 21; кв. 23, выделы: 3, 8, 8а, 8б; кв. 24, выделы: 4, 4а; кв. 25, выдел 11; кв. 34, выделы: 5, 5а Озерного лесничества. Площадь 30,5 га; памятника природы «Озеро Великое», расположенного на территории Криушинского сельского поселения.
Обязать Правительство Рязанской области, министерство природопользования Рязанской области в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: государственного природного заказника областного значения «Болото Келецкое» от р.ц. г. Спас-Клепики ЮЗ - 22,7 км от д. ФИО1 - 9,5 км от д. ФИО2 - 5,7 км. Кв. 7, выдел 14; кв. 9, выделы: 16, 16а; кв. 11, выдел 4; кв. 12, выделы; 5, 5а, 5д; кв. 15, выделы: 18, 18а; кв. 16, выделы: 7, 7а; кв. 22, выдел 21; кв. 23, выделы: 3, 8, 8а, 8б; кв. 24, выделы: 4, 4а; кв. 25, выдел 11; кв. 34, выделы: 5, 5а Озерного лесничества. Площадь 30,5 га;
Обязать министерство природопользования Рязанской области в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу данного решения суда направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о зонах особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Клепиковского муниципального района Рязанской области: памятника природы «Озеро Великое», расположенного на территории Криушинского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд путем подачи жалобы через Клепиковский районный суд в течение 15 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Н.С. Самсакова