Дело № 2а-160/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Подрезовой Г.И.,
при секретаре Карташовой Н.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика администрации Карачевского района по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением к администрации Карачевского района Брянской области об оспаривании решения, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что ей на праве аренды принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 59 м. от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№.
11 декабря 2017 года ФИО1 обратилась в администрацию Карачевского района Брянской области за выдачей градостроительного плана указанного земельного участка.
19 января 2018 года был получен ответ на заявление, в котором Администрация Карачевского района Брянской области отказывает в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку полагает, что ФИО1 на правах аренды принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Административный истец считает, что данный отказ является незаконным и нарушает права заявителя, поскольку законом предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее по тексту ГПЗУ) без установления каких-либо дополнительных требований. Кроме того, указанный отказ препятствует в подготовке документов и обращению для получения разрешения для строительства объекта недвижимости.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.
Таким образом, предъявление органом местного самоуправления правообладателю требования о предоставлении им в дополнение к заявлению о выдаче ГПЗУ различных документов или отказ в выдаче ГПЗУ считает не соответствующим законодательству Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновывать цель истребования градостроительного плана и не ставят выдачу ГПЗУ в зависимость от вида разрешенного использования земельного участка и назначения территориальных зон, тогда как подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка на основании поступившего заявления является обязанностью уполномоченного органа. ГПЗУ сам по себе правоустанавливающим либо правоподтверждающим документом не является, как не является он и разрешением на строительство.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью Администрации Карачевского района Брянской области, и на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о целях реконструкции имеющихся объектов (возведения новых) обсуждаться не может, орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, учитывая то, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
У органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 59 м. от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>, в связи с чем просит признать незаконным отказ от 16.01.2018 года № 167 Администрации Карачевского района Брянской области в выдаче градостроительного плана земельного участка; обязать Администрацию Карачевского района Брянской области выдать ФИО1 градостроительный план на указанный земельной участок в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Администрации Карачевского района Брянской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О дате и времени рассмотрения дела извещена должным образом.
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Представитель истца по доверенности ФИО2 требования ФИО1 подержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации Карачевского района Брянской области по доверенности ФИО3 иск не признала и пояснила, что, поскольку между администрацией Карачевского района и ФИО1 23.07.2008 года был заключен договор аренды №19-е по условиям которого администрация передала ФИО1 в пользование земельный участок с кадастровым № из земель сельскохозяйственного назначения для строительства пруда и ведения рыбоводства на срок до 23.07.2057 года, а строительство индивидуального жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения не допускается, следовательно оспариваемый административным истцом отказ администрации Карачевского района от 16.01.2018 г. в выдаче градостроительного плана земельного участка издан в пределах полномочий и не нарушает права и законные интересы истца и не создает угрозу их нарушения. ФИО1, не лишена возможности обратиться в администрацию района с заявлением о расторжении договора аренды от 23.07.2008 г. № 19-е по соглашению сторон, что впоследствии позволит ей заключить договор аренды земельного участка с кадастровым № с возможным размещением на нем объекта жилищного строительства.
Выслушав представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 23.07.2008 года между администрацией Карачевского района Брянской области и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №19/е, согласно которому ФИО1 предоставляется в аренду сроком до 23.07.2057 года земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <данные изъяты> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым <данные изъяты> для строительства пруда и ведения рыбоводства.
27.09.2012 года Администрацией Брянской области на основании заявлений ФИО1, заключения Верхопольской сельской администрации от 24.08.2012 года №134 о возможности и целесообразности включении земельных участков в границы населенного пункта и изменения разрешенного использования земельных участков для жилищного строительства, ходатайства администрации Карачевского района Брянской области о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта и изменения разрешенного использования земельных участков для жилищного строительства принято постановление №905 «О включении земельных участков в границы населенного пункта Теплое Карачевского района и изменении вида разрешенного использования данных земельных участков» (л.д.48-49).
Согласно пунктам 1 и 2 постановления №905 земельные участки с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м. включены в границы населенного пункта <адрес>.
Пунктом 3 постановления № решено перевести указанные земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с изменением разрешенного вида использования под жилищное строительство.
14.11.2012 года между Администрацией Карачевского района Брянской области и ФИО1 заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.07.2008 №19/е, согласно которому изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного примерно в 50 м. по направлению на северо-запад от <адрес>, на жилищное строительство.
14.03.2013 года между администрацией Карачевского района и ФИО1 заключено дополнительное соглашение №2 к договору №19/е, согласно которому предметом аренды являются земельные участки с кадастровыми № а общей площадью – <данные изъяты> кв.м.
Согласно сведениям Государственного Реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 32:10:0190102:276 имеет вид разрешенного использования: для жилищного строительства, запись в разделе по ограничению прав и обременению объекта недвижимости «аренда, Брянская обл., Карачевский р-н, примерно в 50 м. от ориентира по направлению на запад, адрес ориентира: <адрес>, кад. №, земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, площадью <данные изъяты> кв.м., дата государственной регистрации: 02.04.2013 г.» осуществлена на основании дополнительного соглашения № 2 от 14.03.2013 г. к договору аренды земельного участка от 23.07.2008 года (л.д.9-21).
Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к администрации Карачевского района, ФИО1 и др. о признании недействительными заключенных ответчиками дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.12.2014 года по делу №А09-8291/2014 требования были удовлетворены частично. Признано помимо прочих дополнительных соглашений, дополнительное соглашение №2 от 14.03.2013 года к договору аренды земельного участка от 23.07.2008 г №19-е (л.д.32-47).
11.12.2017 года административный истец ФИО1 обратилась в администрацию Карачевского района с заявлением о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка.
16.01.2018 года представителю ФИО1 по доверенности ФИО2 направлен ответ на заявление, в котором Администрация Карачевского района Брянской области отказывает в выдаче градостроительного плана земельного участка, в котором содержится ссылка на то, что ФИО1 на правах аренды принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а в соответствии о ст. 78 ЗК РФ строительство индивидуального жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения не допускается (л.д.6,7).
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительный план земельного участка (далее ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения ГПЗУ правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 6 статьи 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию ГПЗУ и выдает его Правообладателю. ГПЗУ выдается Правообладателю без взимания платы.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ является то обстоятельство, что заявитель не является Правообладателем.
Аналогичное разъяснение содержится в письме Минстроя России от 11.08.2017 № 28588-ХМ/08 «Разъяснения по вопросам планировки территории» (вместе с "Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка", "Разъяснениями об отсутствии возможности продления срока выдачи градостроительного плана земельного участка").
Согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Поскольку ФИО1, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения для строительства пруда и ведения рыбоводства, обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым №, имеющего вид разрешенного использования: для жилищного строительства, выделенного из земельного участка с кадастровым № для строительства индивидуального жилого дома, администрация обоснованно приняла решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка.
При этом доводы административного истца о том, что на сегодняшний день, согласно сведениям государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым №, за выдачей градостроительного плана на который обратилась ФИО1, имеет вид разрешенного использования: для жилищного строительства, в связи с чем отказ в подготовке градостроительного плана не основан на законе, суд находит несостоятельными, поскольку правоустанавливающим документом на спорный земельный участок является договор аренды №19/е от 23.07.2008 года.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, понуждении устранить допущенные нарушения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: . Г.И.Подрезова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
.
.
.
.