ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-160/2018 от 28.03.2018 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №2а-160/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Павлова В.В.,

при секретаре Ивановой О.А.,

с участием заместителя прокурора Пестяковского района Ивановской области Белоцветовой И.В.,

представителя ответчика председателя Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области Соколова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос.Пестяки Ивановской области 28 марта 2018 года административное дело по административному иску прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования Пестяковского муниципального района Ивановской области к Совету Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании пункта 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области не соответствующим абзацу 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения проектов муниципальных программ, внесения изменений и дополнений, отчетов об их исполнении, с 19.05.2017 года, и о приведении в соответствие с абзацем 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункта 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пестяковского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области с административным иском в интересах неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования Пестяковского муниципального района Ивановской области к Совету Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании пункта 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области не соответствующим абзацу 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения проектов муниципальных программ, внесения изменений и дополнений, отчетов об их исполнении, с 19.05.2017 года, и о приведении в соответствие с абзацем 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункта 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области.

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения Советом Пестяковского муниципального района Ивановской области требований бюджетного законодательства Российской Федерации установлено, чтопункт 7.2 части 2 статьи 26 Устава противоречит абзацу 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). А именно, пункт 7.2 части 2 статьи 26 Устава относит к иным полномочиям Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области полномочия по «рассмотрению и утверждению проектов муниципальных программ, внесении изменений и дополнений, отчетов об их исполнении». Вместе с тем, абзацем 3 пункта 2 статьи 179 БК РФ предусмотрено право представительных органов муниципальных образований осуществлять «рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований».

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации не наделяет представительный орган муниципального образования полномочиями по «утверждению проектов муниципальных программ, внесении изменений и дополнений, отчетов об их исполнении». Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 179 БК РФ муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Действия представительного органа муниципального образования по превышению своих полномочий нарушают интересы неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования - Пестяковский муниципальный район Ивановской области в той мере, в которой оно допускает вмешательство в исполнение местной администрацией полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также может оказать негативное влияние на исполнение функций, связанных с реализацией прав граждан на участие в муниципальных программах.

В письменном уточнении исковых требований прокурор также конкретизировал круг лиц в интересах которых подан иск, а именно прокурором указано, что иск подан в интересах неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования Пестяковского муниципального района Ивановской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Пестяковского района Ивановской области Белоцветова И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Просила суд признать пункт 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области не соответствующим абзацу 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части утверждения проектов муниципальных программ, внесения изменений и дополнений, отчетов об их исполнении, с 19.05.2017 года, и обязать ответчика привести в соответствие с абзацем 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункт 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области

В судебном заседании представитель ответчика председатель Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области Соколов А.В. не согласился с исковыми требованиями. Пояснил суду, что истец злоупотребляет своим правом на обращение в суд с иском, так как иск необоснованно подан в интересах неопределенного круга лиц. Требования о внесении изменений в п.7.2 ч.2 ст.26 Устава необоснованны, так как в данном пункте не изложено ничего лишнего. Не имеется разницы между тем, кто будет принимать муниципальные программы, исполнительные либо представительные органы местного самоуправления. В иске не имеется сведений о том, что права неопределенного круга лиц нарушены. Также Соколов А.В. представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы административного искового заявления и отзыва на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 39, 208 КАС РФ нормативные акты органа местного самоуправления могут быть признаны не действующими полностью или в части по иску лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, и по иску прокурора, который вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.209 КАС РФ в административном исковом заявлении прокурора об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

Поскольку в административном исковом заявлении приведен нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, которому, по мнению административного истца, не соответствует п.7.2 ч.2 ст.26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области (далее - Устав), а также содержится обоснование наличия угрозы нарушения данной статьей прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования Пестяковского муниципального района Ивановской области, прокурор Пестяковского района Ивановской области на основании частей 1 и 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В судебном заседании установлено следующее.

В справке от 28.02.2018 года о результатах проведенной прокуратурой Пестяковского района Ивановской области проверки соблюдения Советом Пестяковского муниципального района Ивановской бюджетного законодательства Российской Федерации установлено, что во исполнение норм Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-Ф3) Советом Пестяковского муниципального района утвержден Устав Пестяковского муниципального района (далее - Устав). Решением Совета Пестяковского муниципального района от 19.05.2017 года №43 (опубликованном на сайте Совета Пестяковского муниципального района в сети «Интернет») в Устав внесены изменения. В частности, введен пункт 7.2 части 2 статьи 26 следующего содержания: «7.2) рассмотрение и утверждение проектов муниципальных программ, внесение изменений и дополнений, отчетов об их исполнении». Поскольку указанные изменения противоречат положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, прокуратурой Пестяковского района Ивановской области 25.12.2017 года на положения п.7.2 ч.2 ст.26 Устава был принесен протест. Решением Совета Пестяковского муниципального района от 23.01.2018 года №19 протест прокуратуры был отклонен, в связи с этим прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Проверив п.7.2 ч.2 ст.26 Устава на предмет его соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далееЗакон №131-Ф3) в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главымуниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона №131-Ф3 устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Частью 3 ст.43 Закона №131-Ф3 определено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В соответствие с ч.4. ст.7 Закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В статье 10 Закона №131-ФЗ установлены полномочия представительного органа муниципального образования, относящиеся к его исключительной компетенции, перечень которых носит исчерпывающий характер.

Статьей 11 Закона №131-ФЗ определено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно абзаца 3 пункта 2 статьи 179 БК РФ представительные органы муниципальных образований вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, федеральным законодательством, а именно БК РФ представительный орган местного самоуправления наделяется такими иными полномочиями как рассмотрение проектов муниципальных программ и рассмотрение предложений о внесении изменений в муниципальные программы. Следовательно, БК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления лишь полномочиями по участию в обсуждении проектов муниципальных программ и представлению своих предложений исполнительному органу местного самоуправления о внесении изменений в такие программы.

Отсюда следует, что Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области правом по установлению себе иных полномочий, кроме предусмотренных Законом №131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, а равно иными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу и регулирующими спорные правоотношения, не наделен.

Вместе с тем, в пункте 7.2 части 2 ст.26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области указано, что к иным полномочиям Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области относится рассмотрение и утверждение проектов муниципальных программ, внесение изменений и дополнений, отчетов об их исполнении.

Таким образом, Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области установил себе полномочия по утверждению проектов муниципальных программ, по внесению изменений и дополнений в муниципальные программы, по заслушиванию отчетов об их исполнении.

Тем самым, Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области при принятии пункта 7.2 части 2 ст.26 Устава в имеющейся редакции установил себе полномочия, которые не предусмотрены федеральным законодательством, чем нарушены положения ч.4. ст.7 Закона №131-ФЗ.

При этом также следует учитывать, что реализация органами местного самоуправления полномочий в области бюджетного законодательства произвольной не является.

Кроме того, ч.1 ст.179 БК РФ установлено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Следовательно, утверждение муниципальных программ, а соответственно и внесение в них изменений и дополнений, является прерогативой местной администрации муниципального образования.

Учитывая изложенное, устанавливать себе полномочия по утверждению проектов муниципальных программ, внесению изменений и дополнений, отчетов об их исполнении, административный ответчик, вышедший в данном случае за пределы предоставленных ему полномочий, был не вправе.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что в п.7.2 ч.2 ст.26 Устава не изложено ничего лишнего, что полномочия Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области указанные в нем в части утверждения проектов муниципальных программ, внесения изменений и дополнений, отчетов об их исполнении, не противоречат бюджетному законодательству РФ, так как данные доводы основаны на ошибочном толковании законодательства.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что п.7.2 ч.2 ст.26 Устава, принятый в том числе по вопросам, которые не отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления, устанавливающий не предусмот-ренные федеральным законодательством полномочия представительного органа местного самоуправления, не соответствующий в указанной части целям и методам государственного регулирования деятельности по вопросу реализации государственных и муниципальных программ, допускающий установление полномочий Совета Пестяковского муниципального района, отличающихся от аналогичных полномочий, установленных на федеральном уровне, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - части 1, абзацу 3 части 2 статьи 179 Бюджетного Кодекса РФ.

Указанные действия представительного органа муниципального образования по превышению своих полномочий дают основания полагать о наличии существования угрозы нарушения интересов неопределенного круга лиц в пределах муниципального образования - Пестяковского муниципального района Ивановской области в той мере, в которой оно допускает вмешательство в исполнение местной администрацией полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также может оказать негативное влияние на исполнение функций, связанных с реализацией прав граждан на участие в муниципальных программах.

Согласно ст.13 ГК РФ нормативные акты не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающий права и законные интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный акт противоречит федеральному закону, вправе признать оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, административное исковое заявление прокурора Пестяковского района Ивановской области подлежит удовлетворению.

Определяя дату, с которой п.7.2 ч.2 ст.26 Устава подлежит признанию не действующим в части «утверждения проектов муниципальных программ, внесение изменений и дополнений, отчетов об их исполнении», суд, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств применения до вынесения решения суда оспариваемой части нормативного правового акта и реализации на его основании прав иных лиц, приходит к выводу о том, что указанная норма подлежит признанию не действующей с момента ее принятия.

Из положений п.2 ч.4 ст. 215 ГПК РФ, а также ст.35 закона РФ «О средствах массовой информации» вытекает обязанность ответчика и печатного издания опубликовать настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Суд, рассматривая вопрос о взыскании государственной пошлины, считает возможным взыскать с органа, чьи действия обжалуются, Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области, государственную пошлину с учетом требований п.6 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пестяковского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать пункт 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области в части «утверждения проектов муниципальных программ, внесения изменений и дополнений, отчетов об их исполнении» не соответствующим абзацу 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим в данной части с 19.05.2017 года.

Обязать Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области привести пункта 7.2 части 2 статьи 26 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области в соответствие с абзацем 3 пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Обязать Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области опубликовать сообщение о решении суда вступившего в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы изменения в Устав Пестяковского муниципального района Ивановской области,в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области в бюджет Пестяковского муниципального района Ивановской области государственную пошлину размере 4 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Павлов В.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 02 апреля 2018 года