ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-160/2018 от 28.05.2018 Кожевниковского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-160/2018

Поступило 16.05.2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

28 мая 2018 года с. Кожевниково

Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Фомича Д.П.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием административного истца Молчановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кожевниковского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Кожевниковского сельского поселения и обязании организовать надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с.Киреевск,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кожевниковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кожевниковского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Кожевниковского сельского поселения и обязании организовать надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с.Киреевск, мотивировав тем, что прокуратурой Кожевниковского района по поступившему обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение».

Установлено, что 09.01.2018 года администрацией Кожевниковского сельского поселения заключен муниципальный контракт на вывоз твердых коммунальных отходов с ООО «Кожевниковский КОМХОЗ».

В силу пункта 1.1. контракта ( с учетом внесенных изменений) исполнитель (ООО «Кожевниковский КОМХОЗ») обязуется предоставить заказчику (администрация) 5 контейнеров во временное пользование для вывоза твердых коммунальных отходов, установив их на въезде в с.Киреевск, и осуществлять вывоз данных отходов по предварительной заявке заказчика по понедельникам и пятницам.

Вместе с тем заявителем было зафиксировано полное отсутствие мусорных контейнеров на въезде в с.Киреевск, а на момент прокурорской проверки (т.е.13.02.2018 года) все 5 мусорных контейнеров, установленных на въезде в с.Киреевск были заполнены мусором. Указанное свидетельствует о том, что предусмотренная контрактом периодичность вывоза мусора исполнителем не соблюдается, а заказчиком не контролируется.

В связи с выявленным нарушением закона 20.02.2018 года прокурором района главе Кожевниковского сельского поселения вынесено представление, в котором постановлен вопрос обеспечить надлежащую организацию вывоза твердых бытовых отходов в с.Киреевск.

С целью проверки исполнения требований прокурора по внесенному представлению, 07.05.2018 года организован выезд в с. Киреевск. Проверкой вновь зафиксировано отсутствие 5 мусорных контейнеров, установленных на въезде в с.Киреевск. Твердые бытовые отходы располагались на месте, где ранее находились мусорные контейнера.

Аналогичную информацию предоставил и УУП в с.Киреевск в рапорте которого от 11.05.2018 года также зафиксировано отсутствие мусорных контейнеров на въезде в населенный пункт.

В свою очередь, отсутствие мусорных контейнеров в с.Киреевск, либо ненадлежащий вывоз мусора приводит к несанкционированному размещению бытовых отходов (свалки) на земельных участках, расположенных в двух километрах от с.Киреевск (на земельных участках, принадлежащих Департаменту лесного хозяйства Томской области).

Причиной является ненадлежащая организация администрацией поселения процесса вывоза твердых коммунальных отходов.

Непринятие администрацией Кожевниковского сельского поселения мер по надлежащей организации вывоза твердых коммунальных отходов является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного населенного пункта, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В судебном заседании административный истец прокурор Молчанова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Кожевниковского сельского поселения Сергеева О.В., действующая по доверенности исковые требования признала в полном объеме, просила дело рассмотреть без ее участия. О чем указала в заявлении.

Заслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с п. п. 23, 24 п. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" - организация и вывоз бытовых отходов и мусора, а также содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Представителем административного ответчика администрации Кожевниковского сельского поселения не оспаривалось наличие несанкционированной свалки по указанному адресу.

01.02.2018 года ФИО1 обратился к прокурору Томской области с заявлением о проведении проверки по факту несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на въезде в с.Киреевск.

09.02.2018 года прокурором Кожевниковского района принято решение о проведении проверки в отношении администрации Кожевниковского сельского поселения по заявлению ФИО1

Как следует из акта проверки от 13.02.2018 года в ходе проверки установлено, что на въезде в с.Киреевск имеются 5 мусорных контейнеров, которые на момент проверки были полностью заполнены мусором. Табличка с указанием места свалки мусора в контейнеры отсутствовала. Обнаружено несанкционированное размещение на землях лесного фонда (подведомственно Департаменту лесного хозяйства) небольшого количества мусора. Мусор представлен бытовыми отходами: бутылками, фантиками. Данный мусор заметен на снегу. К акту приобщены фотографии.

09.01.2018 года между администрацией Кожевниковского сельского поселения и ООО «Кожевниковский КОМХОЗ» заключен муниципальный контракт по вывозу твердых отходов из с.Киреевск.

20.02.2018 года прокурором Кожевниковского района вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

07.05.2018 года проведена проверка исполнения администрацией Кожевниковского сельского поселения требований природоохранного законодательства с.Киреевск. В ходе проверки установлено, что на въезде в с.Киреевск отсутствуют 5 мусорных контейнеров. Мусор разбросан на месте, где ранее располагались контейнеры. Мусор представлен бытовыми отходами: бутылками, фантиками. Представление прокурора Кожевниковского района не исполнено. К акту приобщены фотографии.

Таким образом, принимая во внимание, что земельный участок, на котором располагается несанкционированная свалка не поставлен на кадастровый учет, права на данный земельный участок не разграничены, с учетом места расположения свалки и характера находящихся на ней отходов (твердые бытовые отходы), суд возлагает на административного ответчика обязанность организовать и провести работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) бытовых отходов на земельном участке.

Руководствуясь статьями 175 – 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Кожевниковского в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кожевниковского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Кожевниковского сельского поселения и обязании организовать надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с.Киреевск – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кожевниковского сельского поселения по неосуществлению надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с.Киреевск.

Обязать администрацию Кожевниковского сельского поселения организовать надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в с.Киреевск, посредством установки на въезде в с.Киреевск пяти контейнеров для вывоза твердых коммунальных отходов.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение 10 дней со дня принятия решения.

Председательствующий Д.П.Фомич