Дело № 2а-160/2021
Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 сентября 2021 года город Полярный
Полярнинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Демчишина Д.В., при секретаре Волковой О.А., с участием административного истца ФИО1, представителя командира войсковой части № ... ФИО2 и командира войсковой части № ... ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № ...звание ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части № ..., связанных с отказом в обеспечении дополнительными нормами питания,
установил:
Розанов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу на воинской должности *** войсковой части № .... В соответствии с действующим законодательством, занимая им воинская должность относится к категории должностей, за прохождение военной службы на которых военнослужащие обеспечиваются дополнительными нормами питания. В связи с этим обратился с рапортом к командованию об обеспечении его таковыми, однако командиром войсковой части № ..., на продовольственном обеспечении которой состоит войсковая часть № ..., в выдаче ему дополнительных норм питания отказано.
Считая, что указанными действиями нарушено его право на обеспечение положенными видами довольствия, просит признать такие действия командира войсковой части № ... незаконными и возложить на указанного командира обязанность обеспечить его дополнительными нормами питания с 1 января 2018 г. по 1 июля 2021 г.
В связи с характером спорных отношений, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены войсковая часть № ... и филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» (далее – филиал ФЭС), а командир войсковой части № ... привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по указанным выше обстоятельствам.
Представитель командира войсковой части № ... просил в удовлетворении административного иска отказать. При этом указал, что военнослужащие, к категории которых относится административный истец, обладают правом на обеспечение дополнительными нормами питания только в случае организации питания в воинских частях. Поскольку в войсковой части № ... таковое не организовано, то правом на получение дополнительных норм питания военнослужащие этой воинской части, в том числе и административный истец, не обладают. Кроме того пояснил, что военнослужащим войсковой части № ... выдача продовольственного пайка с января 2018 г. производится на основании ежемесячно издаваемых командиром воинской части приказов по норме снабжения № 3 (морской паек). Дополнительные нормы питания ежемесячными приказами военнослужащим не установлены и не выдаются.
В судебном заседании представитель командира войсковой части № ..., считая заявленные требования обоснованными, указал, что поскольку занимаемая административным истцом воинская должность относится к категории водолазов, то Розанов вправе претендовать на обеспечение продовольственным пайком с учетом дополнительных норм питания, в выдаче которых ему необоснованно отказано довольствующим органом.
Начальник ФЭС, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, просил рассмотреть дело без участия его представителя. В направленных в суд письменных возражениях указал, что решение вопроса по существу оставляет на усмотрение суда.
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы дела, военный суд приходит к следующему выводу.
Материалами дела установлено, что Розанов с марта 2014 г. проходит военную службу на воинской должности *** войсковой части № ... (***), ВУС-***, дислоцированной в <адрес>.
Как следует из водолазной книжки ФИО1, справки командира войсковой части № ... от <дата>№ ..., а также приказов того же командира от <дата>№ ..., от <дата>№ ... и № ..., от <дата>№ ..., от <дата>№ ..., от <дата>№ ..., от <дата>№ ..., от <дата>№ ... и от <дата>№ ..., административный истец имеет водолазную квалификацию «***.
В соответствии с примечанием 1 к «Перечню воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (в том числе которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе), их тарифных разрядов», утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 мая 2009 г. № 017, полное обозначение ВУС и кода воинской должности имеет семь знаков: первые три цифры в обозначении ВУС обозначают номер (код) ВУС, последующие три цифры – код воинской должности, седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы. При этом седьмой буквенный знак «Ф» обозначает воинскую должность для воинских частей специального назначения.
Перечень ВУС утвержден постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 854-43.
Согласно данным перечням занимаемая административным истцом воинская должность (ВУС-№ ...) относится к воинской должности ***
В соответствии с приложением 1 к части I Правил водолазной службы Военно-Морского Флота, утвержденных приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 24 декабря 2020 г. № 506 (далее – Правила водолазной службы), под словом «водолаз» понимается специалист, допущенный к спускам под воду установленным порядком и умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.
При этом, согласно п. 50 Правил водолазной службы, допуск водолазов к водолазным спускам объявляется приказом командира части на основании протокола о приеме зачетов, в которых также указываются наименование используемых снаряжений.
Кроме того, п. 19 части I Правил водолазной службы установлено, что водолазные квалификации подразделяются на основные и дополнительные. Основными квалификации штатных водолазов – военнослужащих ВМФ являются водолаз, инструктор-водолаз, старший инструктор-водолаз и водолазный специалист.
Аналогичные основные квалификации штатных водолазов отрядов специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами установлены п. 6 части V Правил водолазной службы.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что административный истец по роду служебной деятельности и в соответствии с занимаемой воинской должностью является специалистом, допущенным к спускам под воду установленным порядком, и умеющим выполнять работы под водой в водолазном снаряжении, то есть водолазом. Кроме того, он также является военнослужащим отряда специального назначения по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами, выполняющим работы, связанные со спуском под воду (водолазные работы).
Из п. 6 части I Правил водолазной службы Военно-Морского Флота следует, что военнослужащие, совершающие водолазные спуски, в целях возмещения энергозатрат и поддержания хорошего физиологического состояния обеспечиваются дополнительным водолазным пайком в соответствии с действующим нормами.
Как следует из п. 1 ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих осуществляется в форме организации питания в воинских частях, а также в форме продовольственного пайка, выдача которого производится в ассортименте продуктов, определяемом Правительством Российской Федерации, по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, а также перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на территориях которых в мирное время выдается продовольственный паек, утверждены постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 946 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и некоторых других категорий лиц, а также об обеспечении кормами (продуктами) штатных животных воинских частей и организаций в мирное время» (далее – постановление Правительства).
Как следует из подп. «а» п. 4 вышеназванного постановления Правительства, федеральным органам государственной власти предписано осуществлять выдачу продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ассортименте продуктов в соответствии с утвержденными этим постановлением нормами, на основании ежемесячно издаваемого приказа командира воинской части.
Согласно утвержденному постановлением Правительства перечню, <адрес>, на территории которой проходит военную службу административный истец, отнесена к районам Крайнего Севера.
Нормами продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время, утвержденными постановлением Правительства, установлена норма снабжения № 3 (морской паек).
В соответствии с подп. «б» и «н» п. 1 примечаний к норме снабжения № 3 (далее – Примечания), по этой норме питанием обеспечиваются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях матросов (солдат), сержантов, старшин, а также водолазы - по перечням категорий водолазов, устанавливаемым, в том числе, Минобороны России.
Согласно подп. «е» п. 3 Примечаний, водолазам и военнослужащим отрядов специального назначения по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами, выполняющим работы, связанные со спуском под воду (водолазные работы), по перечню, устанавливаемому Минобороны России, при организации питания дополнительно выдаются на одного человека в сутки дополнительные продукты питания: мясо - 50 граммов, масло коровье - 20 граммов, молоко цельное сгущенное с сахаром - 20 граммов, кофе натуральный растворимый - 3 грамма, соки плодовые и ягодные - 200 миллилитров.
В соответствии с подп. «а» п. 2 Примечаний, по норме снабжения № 3 (морской паек) продовольственным пайком обеспечиваются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом им выдаются дополнительные продукты в случаях, указанных в примечании 3 к настоящей норме.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что обеспечение военнослужащих продовольственным пайком производится на основании ежемесячно издаваемого приказа командира, в котором указываются сведения, по каким нормам снабжения подлежит выдаче паек, а также сведения о дополнительных нормах питания, подлежащих выдаче военнослужащим (при наличии оснований для их предоставления).
Кроме того, из этих же правовых норм следует, что продовольственное обеспечение военнослужащих, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, осуществляется как в форме организации питания в воинских частях, так и в форме выдачи им (по их просьбе) продовольственного пайка. Отдельным категориям таких военнослужащих, которым, в связи с особым характером военной службы, установлены дополнительные нормы снабжения, их продовольственное обеспечение производится путем организации питания в воинских частях с предоставлением дополнительного рациона питания. В случае, если питание в воинских частях не организовано, а также в случае изъявления военнослужащим желания на обеспечение продовольственным пайком, продовольственное обеспечение таких военнослужащих производится в форме выдачи им продовольственного пайка в соответствии с установленными нормами питания. При этом, военнослужащим, имеющих право на дополнительные нормы питания, помимо этого продовольственного пайка, выдаются дополнительные продукты питания. Выдача дополнительных продуктов питания, установленных подп. «е» п. 3 Примечаний, является обязательной и не ставится в зависимость от организации питания в воинской части.
Приказом Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888 утверждено «Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время», из п. 27 которого следует, что перечень категорий водолазов, которые обеспечиваются питанием по норме продовольственного обеспечения № 3 (морской паек), утвержденной постановлением Правительства, устанавливается главнокомандующим Военно-Морским Флотом.
В целях реализации указанной нормы, приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 21 июля 2017 г. № 802 установлен перечень категорий водолазов, которые обеспечиваются питанием по норме продовольственного обеспечения № 3 (морской паек), к числу которых отнесены водолазы, инструкторы-водолазы, старшие инструкторы-водолазы и водолазные специалисты.
При указанных выше обстоятельствах применительно к материалам дела, поскольку административный истец проходит военную службу в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, является как водолазом, так и военнослужащим отряда специального назначения по борьбе с подводно-диверсионными силами и средствами, выполняющим работы, связанные со спуском под воду (водолазные работы), то, в соответствии с подп. «а» п. 2 и подп. «е» п. 3 Примечаний, подлежит обеспечению дополнительными нормами питания путем выдачи дополнительных продуктов одновременно с продовольственным пайком.
При указанных обстоятельствах, утверждение представителя командира войсковой части № ... о том, что дополнительными нормами питания военнослужащие обеспечиваются исключительно при организации их питания в воинских частях, является несостоятельными.
Согласно рапорту командира войсковой части № ... от 26 августа 2021 г., указанная воинская часть состоит на продовольственном обеспечении в войсковой части № .... Продовольственное обеспечение военнослужащих воинской части осуществляется в форме выдачи им продовольственного пайка по норме № 3 (морской паек). Выдача военнослужащим предусмотренных подп. «е» п. 3 Примечаний дополнительных продуктов питания с 1 августа 2017 г. не осуществляется в связи отказом довольствующего органа в обеспечении таковыми.
В судебном заседании как представитель командира войсковой части № ..., так и командир войсковой части № ... пояснили, что с 2018 г. продовольственное обеспечение военнослужащих войсковой части № ... производится на основании ежемесячно издаваемых приказов командира войсковой части № ..., согласно которым военнослужащие воинской части подлежат обеспечению пайком по норме снабжения № 3 (морской паек), дополнительные нормы питания военнослужащим, в том числе ФИО1, этими приказами не установлены.
В соответствии с приказом командира войсковой части № ... от <дата>№ ..., на основании соответствующего рапорта ФИО1, ему с 1 августа 2017 г. по 31 августа 2019 г. установлено обеспечение дополнительными нормами питания, предусмотренными подп. «е» п. 3 Примечаний. Приказ направлен 8 ноября 2019 г. для реализации и в тот же день поступил в войсковую часть № ....
Сведений о реализации приказа и об обеспечении административного истца дополнительными нормами питания суду не представлено.
В связи с этим, административный истец вновь направил командиру войсковой части № ... рапорт об обеспечении его дополнительными нормами питания, что подтверждается соответствующим рапортом от 25 февраля 2021 г.
Согласно приказу командира войсковой части № ... от <дата> г. № № ..., административному истцу с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. установлено обеспечение дополнительными нормами питания, предусмотренными подп. «е» п. 3 Примечаний. В тот же день приказ направлен и поступил в войсковую часть № ....
Как следует из сообщения командира войсковой части № ... от <дата>№ ..., в реализации вышеназванного приказа командира войсковой части № ... отказано.
Поскольку судом установлено, что административный истец обладает правом на обеспечение дополнительными нормами питания путем выдачи дополнительных продуктов вместе с продовольственным пайком, то указанные выше действия командира войсковой части № ... об отказе в обеспечении ФИО1 таковыми за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. следует признать незаконными и не обоснованными, а нарушенное право военнослужащего подлежащим восстановлению.
Нераспорядительность должностных лиц по своевременному изданию приказов об обеспечении административного истца дополнительными нормами питания за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. не может служить, в данном случае, основанием для отказа в восстановления нарушенных прав военнослужащего, поскольку эти нарушения носят длящийся характер.
Что же касается требования ФИО1 о возложении на командира войсковой части № ... обязанности обеспечить его дополнительными нормами питания за период с 1 января 2020 г. по 1 июля 2021 г., то оно не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в суде и не оспаривается сторонами, ежемесячными приказами командира войсковой части № ... продовольственное обеспечение военнослужащих этой воинской части, в том числе ФИО1, с 1 января 2018 г. установлено путем выдачи им продовольственного пайка по норме № 3 (морской паек), дополнительные нормы питания не установлены.
Поскольку вышеуказанными приказами обеспечение военнослужащих дополнительными продуктами питания, предусмотренными подп. «е» п. 3 Примечаний, не установлены, то у довольствующего органа отсутствовали основания для обеспечения административного истца таковыми.
Из материалов дела следует, что обеспечение административного истца дополнительными нормами питания, предусмотренными подп. «а» п. 3 Примечаний, за период с 1 января 2020 г. по 1 июля 2021 г. установлено приказом командира войсковой части № ... от <дата>№ ... на основании соответствующего рапорта ФИО1 от 10 августа 2021 г.
Как следует из сопроводительной записки от <дата>№ ..., указанный приказ 25 августа 2021 г. направлен и поступил в войсковую часть № ....
Как пояснил в судебном заседании представитель командира войсковой части № ..., данный приказ в настоящее время находится на стадии проверки законности его издания, решение по нему не принято.
При указанных обстоятельствах дела, поскольку основанием для обеспечения административного истца дополнительными нормами питания за период с 1 января 2020 г. по 1 июля 2021 г. производится на основании соответствующего приказа командира, а таковой в довольствующий орган поступил только 25 августа 2021 г., то, на момент принятия командиром войсковой части № ... оспариваемого решения от <дата>№ ..., оснований для обеспечения ФИО1 дополнительными нормами питания, установленными подп. «е» п. 3 Примечаний, у довольствующего органа не имелось.
Следовательно, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, понесенные ФИО1 судебные расходы по делу в размере 300 рублей, связанные с оплатой государственной пошлины, подтвержденные документально, подлежат возмещению за счет войсковой части № ... через лицевой счет филиала ФЭС, в которой указанная воинская часть состоит на финансовом обеспечении.
Руководствуясь ст.174-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить частично.
Действия командира войсковой части № ..., связанные с отказом в обеспечении ФИО1 дополнительными нормами питания, предусмотренными подпунктом «е» пункта 3 Примечаний к норме № 3 (морской паек), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 946, за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. путем выдачи дополнительных продуктов питания – признать незаконными.
Возложить на командира войсковой части № ... обязанность обеспечить ФИО1 дополнительными нормами питания, предусмотренными подпунктом «е» пункта 3 Примечаний к норме № 3 (морской паек), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 946, за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. путем выдачи дополнительных продуктов питания.
Взыскать с войсковой части № ... через лицевой счет филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «2 финансово-экономическая служба» в органах федерального казначейства в пользу ФИО1 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате им государственной пошлины при обращении в суд.
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконными действий командира войсковой части № ... связанных с отказом в обеспечении ФИО1 дополнительными нормами питания, предусмотренными подпунктом «е» пункта 3 Примечаний к норме № 3 (морской паек), утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата>№ ..., за период с 1 января 2020 г. по 1 июля 2021 г. путем выдачи дополнительных продуктов питания и возложении на командира войсковой части № ... обязанности обеспечить его указанными дополнительными нормами питания за период с 1 января 2020 г. по 1 июля 2021 г. – отказать.
Административным ответчикам необходимо сообщить о выполнении возложенных на них обязанностей в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Северный флотский военный суд через Полярнинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Д.В. Демчишин