Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Североморск 18 августа 2021 г.
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Бельского И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1, об оспаривании решения начальника филиала Федерального казенного учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба", связанного с отказом в возмещении командировочных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника филиала "Объединённое стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" (далее 2 ФЭС) об отказе в возмещении командировочных расходов к месту проведения командировки в <адрес> и обратно, признать мероприятия по выполнению служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в войсковой части № (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служебной командировкой и обязать административного ответчика возместить командировочные расходы, состоящие из стоимости проживания в гостинице в сумме 15000 руб., суточных в сумме 3000 руб. и расходов на сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 руб., то есть на общую сумму 18250 руб., а также судебные расходы в сумме 300 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго ответчика по делу привлечена 2 ФЭС, а заинтересованными лицами - командиры войсковых частей № и №.
Административные истец и ответчики, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не явились. ФИО1, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В поданных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ№ административный ответчик – врио начальника 2 ФЭС ФИО2 просил судебное заседание провести без участия представителя 2 ФЭС. Представители заинтересованных лиц – командиров войсковых частей № и № в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, каждый в отдельности, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Поскольку административные истец и ответчики, а также заинтересованные лица уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, дело рассмотрено в указанном порядке.
В обоснование заявленных требований <данные изъяты> ФИО1 в иске указал, что он, в соответствии с планом подготовки Главного командования ВМФ в ДД.ММ.ГГГГ, телеграммы заместителя командующего Северным Флотом по вооружению от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в войсковой части №, дислоцированной в <адрес>. При этом бесплатным жильем, питанием он не обеспечивался и из личных денежных средств им были понесены расходы, связанные с наймом жилья в общей сумме 15000 руб. и расходов на сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 руб. Кроме того, он считает, что суточные и судебные расходы составили 3000 руб. и 300 руб. соответственно.
По возвращении из командировки административный истец составил авансовый отчет и через командира войсковой части № направил его в довольствующий финансовый орган. Однако в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ№, начальник финансового органа необоснованно, по мнению административного истца, отказал ему в возмещении командировочных расходов.
Врио начальника 2 ФЭС ФИО2 в представленных в суд письменных возражениях указал, что с требованиями административного истца он не согласен, в связи с тем, что, по мнению ответчика, мероприятия, в которых участвовал административный истец, относятся к мероприятиям, проводимых в соответствии с п. 9 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утверждённых приказом министра обороны Российской Федерации (далее МО РФ) от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Перечень) и служебной командировкой не являются. Он же указал, что в соответствии с п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Порядка) военнослужащим, за каждый день участия в мероприятиях, указанных в Перечне, выплачивается надбавка в размере 2 процента оклада по воинской должности, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц. Следовательно, как считает ответчик, с учётом требований п.п. 8 п. 142 Порядка, за период (со дня и по день включительно) непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации войсковой части согласно Перечню, военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка при этом за указанный период суточные расходы и расходы по найму жилого помещения им не выплачиваются. Ответчик также сослался на разъяснения директора Департамента финансового планирования МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, привлечение военнослужащих для участия в соответствующих мероприятиях, перечисленных в Перечне, предполагает, что вопросы проезда, проживания и питания указанных военнослужащих должны быть организованы соответствующими должностными лицами. При этом нельзя одно мероприятие (для участия в учениях, выполнения специальных задач, обеспечение безопасности и др.) разделять на несколько составляющих временных отрезков; путь к месту проведения мероприятия, проведение самого мероприятия и путь следования от места проведения мероприятия к месту военной службы. В связи с чем просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать, так как данное мероприятие не является командировкой и ФИО1 имеет право на получение надбавки в размере 2 процентов за каждый день мероприятия.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.
<данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части № в воинской должности <данные изъяты>. Согласно копии организационно-методических указаний войсковой части № по подготовке <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, копии телеграммы начальника вооружения – Заместителя командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ№, выпискам из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ№, №, командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ№, <данные изъяты> ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, участвовал в <данные изъяты> и находился в служебной командировке в войсковой части № (<адрес>).
Из копии командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ№, с отметками о прибытии и убытии установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 убыл в служебную командировку в войсковую часть №, а ДД.ММ.ГГГГ прибыл из командировки в войсковую часть №, а также то, что он в период командировки бесплатным жильем и продовольствием не обеспечивался.
Согласно копии авансового отчета ФИО1 и приложенным к ним оправдательным документам, то есть счёта № от ДД.ММ.ГГГГ, кассового чека гостиницы "<данные изъяты>", справки подтверждения администрации гостиницы "<данные изъяты>", подтверждающих проживание в период командировки и оплату номера в гостинице "<данные изъяты>", стоимость проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 1500 руб. в сутки, а всего за десять ночей составило 15000 руб.
Из копии железнодорожного билета и копии кассового чека следует, что ФИО1 оплатил 250 руб. за сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета №.
Помимо стоимости проживания в пункте выполнения служебного задания, административный истец также просит возместить ему суточные расходы в сумме (300 руб. х 10 суток) 3000 руб.
Как видно из материалов дела, в своем письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ начальник 2 ФЭС вернул командиру войсковой части № авансовый отчет ФИО1 и других военнослужащих указанной части, отказав в оплате командировочных расходов. При этом он указал на отсутствие оснований для оплаты указанных командировочных расходов, сославшись на пункт 9 Перечня и полагая, что направление истца для выполнения задач вне пункта постоянной дислокации воинской части, командировкой не является. При этом ответчик, со ссылкой на Перечень и п. 55 Порядка, указал, что административному истцу вместо оплаты командировочных расходов подлежит выплате надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях.
Оценив вышеприведенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения военнослужащим и размеры командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 553 "О порядке и размерах выплаты на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счёт средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по следующим нормам: от подполковника (капитана 2 ранга) и ниже, в размере, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.
Подпунктом "в" пункта 1 этого же постановления, также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Согласно пунктам 134 и 138 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставлении им и членам их семей отдельных выплат", утверждённого приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Порядок), военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы в размере 300 рублей за каждый день нахождения в командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Также пунктом 135 Порядка определено, что дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, относится оплата услуг по оформлению проездных документов.
В соответствии с п. 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утверждённой приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Инструкция), служебные командировки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.
Также, понятие служебной командировки дано и в Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в которой данное понятие трактуется как направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.
Пунктами 2 и 4 Инструкции определены должностные лица, которые правомочны принимать решения о направлении военнослужащих в командировки и сроки выполнения служебных заданий по ним.
Направление ФИО1 для выполнения служебного задания в вышеуказанный населённый пункт не противоречило порядку и условиям, определенным Инструкцией, так как решения о командировании административного истца для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, принимались <данные изъяты>Т., а затем дублировались подчиненным ему командиром войсковой части №.
Кроме того, направление административного истца в служебную командировку и необходимость оплаты связанных с ней расходов подтверждалось не только выдачей этому военнослужащему командировочного удостоверения, но и изданием компетентными должностными лицами письменных указаний и приказов, которые являлись обязательными для исполнения всеми подчиненными им лицами.
Действительно, в соответствии с п.п. 7 и 8 п. 142 Порядка, не считаются командировками поездки военнослужащих, направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, а также принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 55 Порядка.
В то же время в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от ДД.ММ.ГГГГ№ в этих случаях военнослужащие должны за счет государства перевозиться и обеспечиваться питанием и жильем, то есть не должны нести командировочные расходы.
Согласно п. 55 Порядка, военнослужащим за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
При этом пунктами 5 и 8 Перечня определено, что полевые (морские, воздушные), тактические занятия, сборы (сбор-походы), походы кораблей, полеты воздушных судов, полевые выходы, стрельбы, боевые пуски (учебно-боевые пуски) ракет, бомбометания, торпедометания, минные постановки, траление, а также марши, перевозки, перелеты, переходы морем, перегруппировки (перебазирование, передислокация), горные восхождения (перевальные походы) относятся к мероприятиям, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия, в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.
Системный анализ перечисленных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что поездки военнослужащих для выполнения учебно-боевых или иных служебных задач не считаются командировками лишь в том случае, если они в указанных мероприятиях участвуют в составе воинской части (подразделения) и в силу специфики вышеперечисленных мероприятий военнослужащие, принимающие в них участие, безусловно, должны перевозиться, обеспечиваться питанием и жильем за счет военного ведомства, то есть не должны нести командировочные расходы.
ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части № был издан приказ №, которым определено выплатить <данные изъяты> ФИО1 расходы, связанные с проживанием в гостинице, суточные расходы (300 руб. в сутки), сервисный сбор за приобретение билетов по ВПД во время служебной командировки в войсковую часть № (<адрес>), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая фактические обстоятельства, установленные доказательствами, и руководствуясь вышеприведенными нормативными правовыми актами, суд считает, что выполнение <данные изъяты> ФИО1 в соответствии с указаниями вышестоящего начальника и приказами командира войсковой части № служебного задания в войсковой части № в вышеуказанный период являлось служебной командировкой.
Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, доводы начальника 2 ФЭС, изложенные в его письменных возражениях, суд находит несостоятельными, поскольку они с учетом вышеизложенного являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм права и не основаны на законе и материалах дела, поэтому суд их отвергает.
Такой же несостоятельной суд находит и доводы ответчика, на другие приведенные в возражениях руководящие документы министра обороны РФ, предписывающие выплату военнослужащим за участие в мероприятиях надбавки в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день его участия в указанных мероприятиях. При этом такая выплата истцу в приказах командования не устанавливалась, и не производилась, поэтому все ссылки ответчика являются беспредметными.
На основании изложенного, решение начальника 2 ФЭС, связанное с отказом в выплате административному истцу командировочных расходов, суд признает незаконным, а нарушенное право ФИО1 подлежащим восстановлению путем взыскания в его пользу со 2 ФЭС командировочных расходов, понесенных им в период служебной командировки в войсковую часть №, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состоящих из стоимости проживания в гостинице в сумме 15000 руб., суточных в сумме 3000 руб. и за сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в сумме 250 руб.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд в соответствии со ст. 111 КАС РФ считает, что в пользу административного истца со 2 ФЭС надлежит взыскать 300 руб. в возмещение понесённых им судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 111, 180, 227 и 293 КАС РФ, гарнизонный военный суд,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании решения начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба", связанного с отказом в возмещении командировочных расходов, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, связанное с отказом в возмещении <данные изъяты> ФИО1 командировочных расходов за время нахождения в служебной командировке в войсковой части № (<адрес>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов за нахождение в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № (<адрес>):
- расходы за проживание в гостинице в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) руб.;
- расходы по оплате сервисного сбора за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 (двести пятьдесят) руб.;
- суточные расходы в сумме 3000 (три тысячи) руб.
Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" в пользу ФИО1 300 (триста) руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.
Об исполнении решения суда административному ответчику в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий по делу
Председатель Североморского
гарнизонного военного суда И.Г. Бельский