ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-160/2021 от 18.08.2021 Североморского гарнизонного военного суда (Мурманская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Североморск 18 августа 2021 г.

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Бельского И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1, об оспаривании решения начальника филиала Федерального казенного учреждения "Объединённое стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба", связанного с отказом в возмещении командировочных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника филиала "Объединённое стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" (далее 2 ФЭС) об отказе в возмещении командировочных расходов к месту проведения командировки в <адрес> и обратно, признать мероприятия по выполнению служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в войсковой части (<адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служебной командировкой и обязать административного ответчика возместить командировочные расходы, состоящие из стоимости проживания в гостинице в сумме 15000 руб., суточных в сумме 3000 руб. и расходов на сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 руб., то есть на общую сумму 18250 руб., а также судебные расходы в сумме 300 руб.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве второго ответчика по делу привлечена 2 ФЭС, а заинтересованными лицами - командиры войсковых частей и .

Административные истец и ответчики, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не явились. ФИО1, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В поданных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик – врио начальника 2 ФЭС ФИО2 просил судебное заседание провести без участия представителя 2 ФЭС. Представители заинтересованных лиц – командиров войсковых частей и в заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ, каждый в отдельности, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Поскольку административные истец и ответчики, а также заинтересованные лица уведомлены о том, что в случае их неявки в судебное заседание дело будет рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства, дело рассмотрено в указанном порядке.

В обоснование заявленных требований <данные изъяты> ФИО1 в иске указал, что он, в соответствии с планом подготовки Главного командования ВМФ в ДД.ММ.ГГГГ, телеграммы заместителя командующего Северным Флотом по вооружению от ДД.ММ.ГГГГ, приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке в войсковой части , дислоцированной в <адрес>. При этом бесплатным жильем, питанием он не обеспечивался и из личных денежных средств им были понесены расходы, связанные с наймом жилья в общей сумме 15000 руб. и расходов на сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 руб. Кроме того, он считает, что суточные и судебные расходы составили 3000 руб. и 300 руб. соответственно.

По возвращении из командировки административный истец составил авансовый отчет и через командира войсковой части направил его в довольствующий финансовый орган. Однако в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ, начальник финансового органа необоснованно, по мнению административного истца, отказал ему в возмещении командировочных расходов.

Врио начальника 2 ФЭС ФИО2 в представленных в суд письменных возражениях указал, что с требованиями административного истца он не согласен, в связи с тем, что, по мнению ответчика, мероприятия, в которых участвовал административный истец, относятся к мероприятиям, проводимых в соответствии с п. 9 Перечня мероприятий, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия в которых выплачивается надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время, утверждённых приказом министра обороны Российской Федерации (далее МО РФ) от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Перечень) и служебной командировкой не являются. Он же указал, что в соответствии с п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утверждённого приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядка) военнослужащим, за каждый день участия в мероприятиях, указанных в Перечне, выплачивается надбавка в размере 2 процента оклада по воинской должности, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц. Следовательно, как считает ответчик, с учётом требований п.п. 8 п. 142 Порядка, за период (со дня и по день включительно) непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации войсковой части согласно Перечню, военнослужащим выплачивается ежемесячная надбавка при этом за указанный период суточные расходы и расходы по найму жилого помещения им не выплачиваются. Ответчик также сослался на разъяснения директора Департамента финансового планирования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым, привлечение военнослужащих для участия в соответствующих мероприятиях, перечисленных в Перечне, предполагает, что вопросы проезда, проживания и питания указанных военнослужащих должны быть организованы соответствующими должностными лицами. При этом нельзя одно мероприятие (для участия в учениях, выполнения специальных задач, обеспечение безопасности и др.) разделять на несколько составляющих временных отрезков; путь к месту проведения мероприятия, проведение самого мероприятия и путь следования от места проведения мероприятия к месту военной службы. В связи с чем просит в удовлетворении требований ФИО1 отказать, так как данное мероприятие не является командировкой и ФИО1 имеет право на получение надбавки в размере 2 процентов за каждый день мероприятия.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства.

<данные изъяты> ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части в воинской должности <данные изъяты>. Согласно копии организационно-методических указаний войсковой части по подготовке <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, копии телеграммы начальника вооружения – Заместителя командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ, выпискам из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, , командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, участвовал в <данные изъяты> и находился в служебной командировке в войсковой части (<адрес>).

Из копии командировочного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, с отметками о прибытии и убытии установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 убыл в служебную командировку в войсковую часть , а ДД.ММ.ГГГГ прибыл из командировки в войсковую часть , а также то, что он в период командировки бесплатным жильем и продовольствием не обеспечивался.

Согласно копии авансового отчета ФИО1 и приложенным к ним оправдательным документам, то есть счёта от ДД.ММ.ГГГГ, кассового чека гостиницы "<данные изъяты>", справки подтверждения администрации гостиницы "<данные изъяты>", подтверждающих проживание в период командировки и оплату номера в гостинице "<данные изъяты>", стоимость проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 1500 руб. в сутки, а всего за десять ночей составило 15000 руб.

Из копии железнодорожного билета и копии кассового чека следует, что ФИО1 оплатил 250 руб. за сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета .

Помимо стоимости проживания в пункте выполнения служебного задания, административный истец также просит возместить ему суточные расходы в сумме (300 руб. х 10 суток) 3000 руб.

Как видно из материалов дела, в своем письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ начальник 2 ФЭС вернул командиру войсковой части авансовый отчет ФИО1 и других военнослужащих указанной части, отказав в оплате командировочных расходов. При этом он указал на отсутствие оснований для оплаты указанных командировочных расходов, сославшись на пункт 9 Перечня и полагая, что направление истца для выполнения задач вне пункта постоянной дислокации воинской части, командировкой не является. При этом ответчик, со ссылкой на Перечень и п. 55 Порядка, указал, что административному истцу вместо оплаты командировочных расходов подлежит выплате надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях.

Оценив вышеприведенные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок возмещения военнослужащим и размеры командировочных расходов, связанных с наймом жилого помещения, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 553 "О порядке и размерах выплаты на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками по бронированию и найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку военнослужащему или сотруднику предоставляется бесплатное жилое помещение) осуществляется за счёт средств федерального бюджета в размере фактических затрат, подтверждённых соответствующими документами, по следующим нормам: от подполковника (капитана 2 ранга) и ниже, в размере, не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Подпунктом "в" пункта 1 этого же постановления, также установлено, что руководители федеральных органов исполнительной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, в которых проходят военную службу военнослужащие, определяют порядок и размеры возмещения суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим в пределах, не превышающих 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Согласно пунктам 134 и 138 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и предоставлении им и членам их семей отдельных выплат", утверждённого приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Порядок), военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы в размере 300 рублей за каждый день нахождения в командировке. Возмещение суточных расходов военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета, осуществляется в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.

Также пунктом 135 Порядка определено, что дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, относится оплата услуг по оформлению проездных документов.

В соответствии с п. 1 Инструкции по организации направления военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в служебные командировки на территории Российской Федерации, утверждённой приказом министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее Инструкция), служебные командировки военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, организуются на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу.

Также, понятие служебной командировки дано и в Инструкции о планировании служебных командировок, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в которой данное понятие трактуется как направление личного состава по решению командира воинской части (руководителя органа военного управления) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (органа военного управления), в которой личный состав проходит военную службу (государственную гражданскую службу), работает.

Пунктами 2 и 4 Инструкции определены должностные лица, которые правомочны принимать решения о направлении военнослужащих в командировки и сроки выполнения служебных заданий по ним.

Направление ФИО1 для выполнения служебного задания в вышеуказанный населённый пункт не противоречило порядку и условиям, определенным Инструкцией, так как решения о командировании административного истца для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации воинской части, в которой он проходит военную службу, принимались <данные изъяты>Т., а затем дублировались подчиненным ему командиром войсковой части .

Кроме того, направление административного истца в служебную командировку и необходимость оплаты связанных с ней расходов подтверждалось не только выдачей этому военнослужащему командировочного удостоверения, но и изданием компетентными должностными лицами письменных указаний и приказов, которые являлись обязательными для исполнения всеми подчиненными им лицами.

Действительно, в соответствии с п.п. 7 и 8 п. 142 Порядка, не считаются командировками поездки военнослужащих, направленных в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) для отработки задач по боевой (учебно-боевой) подготовке в учебные центры, учебные воинские части военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, а также принимающих в составе воинских частей (подразделений, в том числе сводных подразделений) непосредственное участие в маневрах, полевых и командно-штабных учениях (играх), походах кораблей, а также в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части, определенных в пункте 55 Порядка.

В то же время в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от ДД.ММ.ГГГГ в этих случаях военнослужащие должны за счет государства перевозиться и обеспечиваться питанием и жильем, то есть не должны нести командировочные расходы.

Согласно п. 55 Порядка, военнослужащим за период непосредственного участия в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню, определяемому министром обороны Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.

При этом пунктами 5 и 8 Перечня определено, что полевые (морские, воздушные), тактические занятия, сборы (сбор-походы), походы кораблей, полеты воздушных судов, полевые выходы, стрельбы, боевые пуски (учебно-боевые пуски) ракет, бомбометания, торпедометания, минные постановки, траление, а также марши, перевозки, перелеты, переходы морем, перегруппировки (перебазирование, передислокация), горные восхождения (перевальные походы) относятся к мероприятиям, проводимых вне пункта постоянной дислокации воинской части, за период непосредственного участия, в которых выплачивается ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день участия в указанных мероприятиях, но не более 60 процентов оклада по воинской должности в месяц.

Системный анализ перечисленных правовых норм позволяет суду прийти к выводу о том, что поездки военнослужащих для выполнения учебно-боевых или иных служебных задач не считаются командировками лишь в том случае, если они в указанных мероприятиях участвуют в составе воинской части (подразделения) и в силу специфики вышеперечисленных мероприятий военнослужащие, принимающие в них участие, безусловно, должны перевозиться, обеспечиваться питанием и жильем за счет военного ведомства, то есть не должны нести командировочные расходы.

ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части был издан приказ , которым определено выплатить <данные изъяты> ФИО1 расходы, связанные с проживанием в гостинице, суточные расходы (300 руб. в сутки), сервисный сбор за приобретение билетов по ВПД во время служебной командировки в войсковую часть (<адрес>), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оценивая фактические обстоятельства, установленные доказательствами, и руководствуясь вышеприведенными нормативными правовыми актами, суд считает, что выполнение <данные изъяты> ФИО1 в соответствии с указаниями вышестоящего начальника и приказами командира войсковой части служебного задания в войсковой части в вышеуказанный период являлось служебной командировкой.

Оценивая исследованные по делу доказательства в их совокупности, доводы начальника 2 ФЭС, изложенные в его письменных возражениях, суд находит несостоятельными, поскольку они с учетом вышеизложенного являются ошибочными, основаны на неверном толковании норм права и не основаны на законе и материалах дела, поэтому суд их отвергает.

Такой же несостоятельной суд находит и доводы ответчика, на другие приведенные в возражениях руководящие документы министра обороны РФ, предписывающие выплату военнослужащим за участие в мероприятиях надбавки в размере 2 процентов оклада по воинской должности за каждый день его участия в указанных мероприятиях. При этом такая выплата истцу в приказах командования не устанавливалась, и не производилась, поэтому все ссылки ответчика являются беспредметными.

На основании изложенного, решение начальника 2 ФЭС, связанное с отказом в выплате административному истцу командировочных расходов, суд признает незаконным, а нарушенное право ФИО1 подлежащим восстановлению путем взыскания в его пользу со 2 ФЭС командировочных расходов, понесенных им в период служебной командировки в войсковую часть , <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состоящих из стоимости проживания в гостинице в сумме 15000 руб., суточных в сумме 3000 руб. и за сервисный сбор за оказание услуги оформления железнодорожного билета в сумме 250 руб.

Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, суд в соответствии со ст. 111 КАС РФ считает, что в пользу административного истца со 2 ФЭС надлежит взыскать 300 руб. в возмещение понесённых им судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 111, 180, 227 и 293 КАС РФ, гарнизонный военный суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании решения начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба", связанного с отказом в возмещении командировочных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, связанное с отказом в возмещении <данные изъяты> ФИО1 командировочных расходов за время нахождения в служебной командировке в войсковой части (<адрес>) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" – "2 финансово-экономическая служба" в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов за нахождение в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части (<адрес>):

- расходы за проживание в гостинице в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) руб.;

- расходы по оплате сервисного сбора за оказание услуги оформления железнодорожного билета в размере 250 (двести пятьдесят) руб.;

- суточные расходы в сумме 3000 (три тысячи) руб.

Взыскать с филиала федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба" в пользу ФИО1 300 (триста) руб. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за подачу административного искового заявления в суд.

Об исполнении решения суда административному ответчику в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу надлежит сообщить в суд и административному истцу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий по делу

Председатель Североморского

гарнизонного военного суда И.Г. Бельский