Дело № 2а-160/2021
21RS0015-01-2020-001009-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года гор. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Владимирова А.Н., при секретаре Маргушовой Т.Ю., с участием заместителя прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики к Собранию депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы документов, обязании провести антикоррупционную экспертизу документов,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Собранию депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы документов, обязании провести антикоррупционную экспертизу документов.
Административные исковые требования мотивированы тем, что проведенным прокуратурой района мониторингом соблюдения требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в деятельности Собрания депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики выявлены факты неисполнения требований действующего законодательства, выразившиеся в непроведении антикоррупционной экспертизы решения Собрания депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальную должность в Рындинском сельском поселении Цивильского района Чувашской Республики, и членов их семей для размещения на официальном сайте Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставления для опубликования средствами массовой информации».
На судебном заседании административный истец – заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. административные исковые требования поддержал, указав, что текст указанного нормативного правового акта в прокуратуру района административным ответчиком до настоящего времени не направлен.
Административный ответчик представителя на судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав доводы заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе мониторинга соблюдения органами местного самоуправления Цивильского района Чувашской Республики требований законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов было установлено, что Собранием депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальную должность в Рындинском сельском поселении Цивильского района Чувашской Республики, и членов их семей для размещения на официальном сайте Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставления для опубликования средствами массовой информации».
Однако проект указанного решения в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики для проведения антикоррупционной экспертизы не направлялся.
В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О противодействии коррупции» одной из мер профилактики коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Согласно статье 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Согласно статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Так, в систему муниципальных правовых актов входят: нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Поскольку указанное решение рассчитано на неоднократное применение, содержит правила, обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, то есть явно обладает признаками нормативного правового акта, то оно подлежало направлению в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы.
Доказательств того, что указанное решение в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики для проведения антикоррупционной экспертизы до обращения административным истцом в суд с настоящим административным иском направлялось, суду не представлено, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие Собрания депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы решения Собрания депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальную должность в Рындинском сельском поселении Цивильского района Чувашской Республики, и членов их семей для размещения на официальном сайте Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставления для опубликования средствами массовой информации».
Обязать Собрание депутатов Рындинского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики в течение 5 (пяти) дней со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу указанного муниципального нормативного правового акта, направив его текст на электронном и бумажном носителях в прокуратуру Цивильского района Чувашской Республики, расположенную по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 января 2021 года.
Председательствующий, судья А.Н. Владимиров
Решение29.01.2021