УИД №
Производство №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Монастырщина 17 мая 2022 года
Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Севастьянова И.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес>, заявленному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> не проведении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) свалки твердых коммунальных отходов в федеральный проект «Чистая страна», о принятии мер организационного характера для ликвидации свалки, выполнении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не проведении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) свалки твердых коммунальных отходов в федеральный проект «Чистая страна», о принятии мер организационного характера для ликвидации свалки, выполнении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> в 2019 году, установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, Монастырщинский <данные изъяты> для размещения твердых бытовых отходов.
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ данный земельный участок был передан в аренду ООО <данные изъяты> для размещения ГКО, удаляемых из <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО <данные изъяты> был расторгнут, эксплуатация указанной свалки твердых бытовых отходов официально запрещена; доступ на свалку прекращен.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Главы администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> было внесено представление в связи с тем, что в нарушение требований законодательства рекультивация данного земельного участка до настоящего времени не проведена.
На данное представление получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что бюджет муниципального образования является высоко дотационным и администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> не имеет возможности изыскать денежные средства на рекультивацию данного земельного участка.
Поскольку оценка накопленного вреда окружающей среде на вышеуказанном земельном участке не была проведена, что не допустимо и подлежит устранению, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> было внесено представление.
ДД.ММ.ГГГГ на представление был получен ответ о том, что бюджет муниципального образования является высокодотационным и администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> не имеет возможности изыскать денежные средства на рекультивацию данного земельного участка, а для включения несанкционированного объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес> в федеральный проект «Читая страна» необходимо выполнить ряд мероприятий, которые требуют финансовых затрат, а именно разработка проектно-сметной документации на ликвидацию (рекультивацию) объекта, оценка негативного воздействия на окружающую среду специализированной лабораторией.
Согласно акту выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес>, старшим государственный инспектором <адрес>ФИО3, на земельном участке с кадастровым номером № (разрешённое использование: под объектами размещения отходов потребления, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, по документу: для размещения полигона твердых бытовых отходов, под объектами размещение отходов потребления), расположенного по адресу: ФИО1, <адрес> а также на прилегающих неразграниченных земельных участках обнаружены несанкционированные навалы твердых коммунальных и промышленных отходов III-V классов опасности, общей площадью около <данные изъяты> Примерные географические координаты: <данные изъяты>
В соответствии с нормами действующего законодательства Управлением <адрес> в адрес Администрации муниципального образования <адрес>» <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ с требованием осуществить муниципальный земельный контроль, принять меры по организации сбора и вывоза отходов с казанных территорий.
В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ указано на высокую дотационность местного бюджета и отсутствие денежных средств на данные цели, в результате чего самостоятельно провести сбор и вывоз отходов с указанных территорий не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> направлено повторное письмо с информацией о бездействии в части неосуществления муниципального земельного контроля и непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов с указанных территорий, а также с повторным требованием о принятии мер.
Данным письмом Администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> предупреждена, что в случае непринятия надлежащих мер, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, указанная информация будет направлена Управлением в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.
В ответ на вышеуказанное письмо Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в адрес Управления направлено мотивированное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № о проведении предварительной проверки, которой собственник участка с кадастровым номером № не установлен, таким образом не усмотрено оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В дополнение, Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в адрес Управления направлена переписка по вопросу включения свалки твердых коммунальных отходов в федеральный проект «Чистая страна".
Таким образом, на протяжении длительного периода времени усматривается бездействие должностных лиц Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в части непринятия надлежащих мер по сбору, вывозу отходов с указанного земельного участка, непроведения комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес> в федеральный проект «Чистая страна».
<адрес> А.Г. заявленное к администрации МО «<адрес>» <адрес> требования поддержал в полном объеме.
И.о.главы администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО4 в судебное заседание не явился, суду представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что прокуратура в своем заявлении не указала какие именно меры по вопросу вступления в федеральный проект «Чистая страна» не были предприняты Администрацией. Представитель административного ответчика считает, что требование о ликвидации 8 мест несанкционированного размещения ТКО общей площадью <данные изъяты>, находящихся на земельном участке с кадастровым номером №, является нарушением действующего законодательства, поскольку ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО обязан обеспечить собственник земельного участка либо пользователь. Администрация ни собственником, ни пользователем земельного участка не является.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; а так же приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
В соответствии с ч.1 ст.3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, сходящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Частью 7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы подлежат размещению на объектах, внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», п.9, п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 31 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
На основании ч.3 ст.72 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ осуществление муниципального земельного контроля может быть отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В силу ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами РФ.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п.18 раздела II Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно п.7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Русурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствие с п.1 ст.80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.
В соответствии с п.п.3,4 ст.80.1 Федерального закона 7-ФЗ Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.
Как следует из материалов дела, а именно из <данные изъяты> Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес>, принятым решением <адрес> Совета депутатов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав), к полномочиям Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу <данные изъяты> Устава, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.19-24).
В 2019 году прокуратурой <адрес> была проведена проверка требований земельного законодательства, в результате которой было установлено, что на территории муниципального образования «<адрес>» для размещения твердых бытовых отходов был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенный по адресу:<адрес>
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ данный земельный участок был передан в аренду ООО <данные изъяты>» для размещения ГКО, удаляемых из <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ договор с ООО <данные изъяты>» был расторгнут, эксплуатация указанной свалки твердых бытовых отходов официально запрещена; доступ на свалку прекращен.
<адрес> в адрес Главы администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление в связи с тем, что в нарушение требований законодательства рекультивация данного земельного участка до настоящего времени не проведена (л.д.25-27).
ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление был получен ответ о том, что бюджет муниципального образования является высокодотационным и администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> не имеет возможности самостоятельно изыскать денежные средства в размере <данные изъяты> тыс. руб. на рекультивацию данного земельного участка. В ответ на обращение администрации МО «<адрес>» в <адрес> по природным ресурсам и экологии о софинансировании мероприятий по рекультивации и ликвидации свалки ТКО в <адрес> было сообщено, что вплоть до 2020 года уже запланирован ряд мероприятий по рекультивации и свалка в <адрес> не входит в перечень свалок, подлежащих рекультивации, утвержденный постановлением <адрес> (л.д.28-29).
В связи с тем, что оценка накопленного вреда окружающей среде на вышеуказанном земельном участке не была проведена, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> вновь было внесено представление (л.д.30-32).
ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «<адрес>» направила в адрес прокуратуры ответ на представление, в котором указала, что бюджет муниципального образования является высокодотационным и администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> не имеет возможности изыскать денежные средства в размере 7031,43 тыс. руб. на рекультивацию данного земельного участка, а для включения несанкционированного объекта размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес>, 650 метров северо-западнее д.Свирковец в федеральный проект «Читая страна» необходимо выполнить ряд мероприятий, которые требуют финансовых затрат, а именно разработка проектно-сметной документации на ликвидацию (рекультивацию) объекта, оценка негативного воздействия на окружающую среду специализированной лабораторией (л.д.33-34).
ДД.ММ.ГГГГ, в ходе выездного обследования, проведенного заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по <адрес>, старшим государственный инспектором <адрес>ФИО3 было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № (разрешённое использование: под объектами размещения отходов потребления, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, по документу: для размещения полигона твердых бытовых отходов, под объектами размещение отходов потребления), расположенном по адресу: ФИО1, <адрес>, а также на прилегающих неразграниченных земельных участках обнаружены несанкционированные навалы твердых коммунальных и промышленных отходов III-V классов опасности, общей площадью около <данные изъяты> Примерные географические координаты: <данные изъяты> (л.д.36-40, 43-54).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением <адрес> в адрес Администрации муниципального образования <адрес>» <адрес> было направлено письмо с требованием осуществить муниципальный земельный контроль, принять меры по организации сбора и вывоза отходов с казанных территорий (л.д.41-42).
В ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ указано на высокую дотационность местного бюджета и отсутствие денежных средств на данные цели, в результате чего самостоятельно провести сбор и вывоз отходов с указанных территорий не представляется возможным (л.д.55).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Главы Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> было направлено повторное письмо с информацией о бездействии в части неосуществления муниципального земельного контроля и непринятия мер по организации сбора и вывоза отходов с указанных территорий, а также с повторным требованием о принятии мер.
Данным письмом Администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес> предупреждена, что в случае непринятия надлежащих мер, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, указанная информация будет направлена Управлением в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования (л.д.56).
В ответ на вышеуказанное письмо Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в адрес Управления направлено мотивированное представление от ДД.ММ.ГГГГ№ с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № о проведении предварительной проверки, которой собственник участка с кадастровым номером 67:12:0040101:384 не установлен, таким образом не усмотрено оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В дополнение, Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес> в адрес Управления направлена переписка по вопросу включения свалки твердых коммунальных отходов в федеральный проект «Чистая страна"(л.д.57-60).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на протяжении длительного периода времени имеет место бездействие должностных лиц Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в части непринятия надлежащих мер по сбору, вывозу отходов с указанного земельного участка, не проведения комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес> в федеральный проект «Чистая страна».
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес>, заявленное в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, не проведении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) свалки твердых коммунальных отходов в федеральный проект «Чистая страна», о принятии мер организационного характера для ликвидации свалки, выполнении комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> (ИНН №, зарегистрированной в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ) по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №, не проведению комплекса мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес> в Федеральный проект «Чистая страна».
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> (IHH №, зарегистрированной в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ) принять меры организационного характера для ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью около <данные изъяты>, примерные географические координаты: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> (ИНН №, зарегистрированной в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ) выполнить комплекс мер, направленных на включение мероприятий по ликвидации (рекультивации) объекта накопленного вреда окружающей среде - свалки твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес> в федеральный проект «Чистая страна» вплоть до включения объекта в указанный федеральный проект, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В.Севастьянов