63RS0007-01-2019-001574-75
Дело № 2а-1611/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.о. Самара 30 августа 2019 года
Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Болотиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 является плательщиком, в том числеземельного налога, однако по направленным налоговым уведомлениям и требованиям об уплате налогов начисленные суммы и пени в установленный срок не уплатила, что явилось основанием для обращения в суд.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и/или в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик ФИО1, извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явилась, указала на невозможность своей явки в судебное заседание, поскольку является инвалидом 1-ой группы.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 286КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ст. 48 НК РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 57Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 № 334-ФЗ, от 23.11.2015 № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Как следует из материалов дела, ФИО1 в налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ является собственникомземельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., направлено в адрес ФИО1 заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ согласно списку внутренней почтовой корреспонденции №.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. направлено в адрес ФИО1 заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ согласно списку внутренней почтовой корреспонденции №.
Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб., налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. направлено в адрес ФИО1 заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ согласно списку внутренней почтовой корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты>., задолженность по налогу на имущество в виде пени в сумме <данные изъяты>.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование №, в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб.
Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции №.
В указанные срок, по утверждению налогового органа, требования в полном объеме не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области был принят судебный приказ по делу № 2а-1913/2018, согласно которому с ФИО1 взыскана указанная задолженность. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Проверяя доводы административного ответчика о наличии у него права на предоставление налоговых льгот, суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ.ФИО1 была установлена 1-ая группа инвалидности бессрочно.
При этом ФИО1 обращалась в налоговый орган с заявлением об установлении имущественных льгот.
Указанное обращение не оспаривалось налоговым органом в судебном заседании.Доказательства иного в деле отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, учитывая, что налоговым органом соблюдены порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налогов и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, а также сроки обращения в суд с административным исковым заявлением, однако налогоплательщик имеет имущественные льготы, о чем налоговый орган уведомлялся, суд не находит оснований для взыскания с ФИО1 задолженности по земельному налогу за налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
С учетом изложенного с административного ответчика не подлежат взысканию пени в связи в связи с неисполнением в установленный законом срок обязанности по уплате налогов.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований административного истца к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени.
Поскольку административный истец при подаче иска и административный ответчик освобождены от уплаты госпошлины, судебное решение состоялось в пользу административного ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд Самарской области.
Судья: Е.А. Тимагин
Решение принято в окончательной форме 4 сентября 2019 года.
Судья: Е.А. Тимагин