ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1612/2018 от 19.06.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 19 июня 2018 года

Дело № 2а-1612/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта 19 июня 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истца – ФИО1, представителя истцов – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 о признании незаконными действий, понуждении к принятию решения,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском о признании незаконными действий Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым по отказу в регистрации их права долевой собственности на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оформленных сообщениями об отказе в государственной регистрации за и от 14.02.2018 года; возложении на Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым обязанности совершить регистрацию права общей долевой собственности истцов на вышеуказанный жилой дом.

Исковые требования мотивированы тем, что они являются собственниками земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного в <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке ими возведен двухэтажный жилой дом общей площадью 129,5 кв. метров. 30 октября 2017 года они обратились в Госкомрегистр с заявлениями о регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, предоставив правоустанавливающий документ на земельный участок и декларацию об объекте недвижимости от 26.10.2017 года. 15 ноября 2017 года проведение государственной регистрации было приостановлено в связи с несоответствием представленного ими технического плана объекта предъявляемым к нему требованиям. Данные недостатки были истцами устранены, предоставлен новый технический план, на основании которого был произведен кадастровый учет объекта недвижимого имущества. Вместе с тем, сообщениями госрегистратора от 14.02.2018 года в регистрации права собственности им было отказано по тем основаниям, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, обременен в соответствии со ст. 56 ЗК РФ, в связи с созданием в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта зоны с особой архитектурно – планировочной организацией территории. Считает данный отказ незаконным, поскольку ни на момент осуществления строительства дома, ни на момент обращения за регистрацией права собственности архитектурно – планировочная зона создана не была, а следовательно какие-либо связанные с ней ограничения отсутствовали. В соответствие с действующим на территории Республики Крым законодательством, в границах архитектурно – планировочной зоны запрещено новое строительство, а не регистрация прав в отношении объектов, выстроенных до её создания.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представили письменные возражения с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Госкомрегистра. Возражения мотивированы тем, что регистратором при проведении правовой экспертизы было установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, обременен в соответствии со ст. 56 Земельного Кодекса РФ, в связи с созданием в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта зоны с особой архитектурно – планировочной организацией территории, имеющей особую историко – культурную, экологическую и рекреационную ценность, в границах которой запрещено строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, поскольку все участники процесса надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, доказательств уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Выслушав истца, представителя истцов, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 и ФИО3 принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок площадью 600 кв. метров, расположенный в <адрес>, кад. , предназначенный для индивидуальной жилой застройки.

30 октября 2017 года ФИО1 и ФИО3 обратились в Госкомрегистр с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилой дом общей площадью 129,5 кв. метров, расположенный в <адрес> на принадлежащем истцам земельном участке.

В качестве документа – основания для регистрации права собственности представлена декларация об объекте недвижимости от 26.10.2017 года.

Уведомлениями госрегистратора от 15.11.2017 года проведение государственной регистрации было приостановлено на срок до 14.02.2018 года.

В качестве основания приостановления указано, что проведенной правовой экспертизой представленных документов установлено, что технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке».

В связи с наличием ошибок, представленный в электронной форме технический план не был загружен в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости, соответственно не прошел форматно логический контроль и не обеспечил считывание и контроль представленных данных.

Истцам рекомендовано, для осуществления государственного учета объекта недвижимости предоставить в орган кадастрового учета технический план, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 года № 953.

Из представленной истцами выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что 30 ноября 2017 года жилой дом площадью 129,5 кв. метров, расположенный в <адрес> был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера , соответственно причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права собственности, указанные в уведомлениях госрегистратора от 15.11.2017 года были истцами устранены.

Вместе с тем, сообщениями Государственного регистратора Госкомрегистра от 14.02.2018 года ФИО3 и ФИО1 было отказано в регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, в связи с истечением 14.02.2018 года срока приостановления, указанного в уведомлении от 15 ноября 2017 года.

Основанием принятых решений указано, что при проведении правовой экспертизы установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, обременен в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанное обременение было внесено в Единый государственный реестр недвижимости на основании Закона Республики Крым от 07.07.2017 года «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории», Постановления Совета Министров Республики Крым от 08.11.2017 года № 582 «О создании зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории».

Согласно указанных актов, на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта, имеющей особую историко – культурную, экологическую и рекреационную ценность создана зона с особой архитектурно – планировочной организацией территории, в границах которой запрещается строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Учитывая вышеизложенное, государственный регистратор пришел к выводу о невозможности проведения государственной регистрации права общей долевой собственности истцов на жилой дом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1335-р «Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета» осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 164.

Порядок и основания регистрации прав на объект недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости) (далее – Закон № 218-ФЗ), в соответствии со ст. 1 которого Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Согласно ч. 7 ст. 70 Федерального Закона, до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

В соответствие со ст. 8-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (ред. от 04.05.2018) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" применяются на территории Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствие с ч. 2 указанной статьи, основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, в срок до 1 января 2019 года, а также на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует виду разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества, и технический план объекта недвижимости.

Предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для осуществления государственной регистрации права собственности на соответствующий объект не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости в установленном законом порядке.

Истребование у заявителей дополнительных документов, не предусмотренных настоящей статьей, для государственной регистрации права собственности физических лиц на объекты недвижимого имущества, указанные в части 2 настоящей статьи, не допускается (ч. 4 ст. 8-1 Закона № 38-ЗРК).

Таким образом, основанием для регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, является технический план данного объекта и сведения Единого государственного реестра недвижимости о регистрации права собственности истцов на земельный участок.

Судом установлено, что указанные требования истцами были выполнены, для регистрации права собственности на жилой дом представлена Декларация об объекте недвижимости по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития № 953 от 18.12.2015 года.

Согласно ст. 29 Федерального Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства,

Статья 26 Федерального Закона № 218-ФЗ устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1).

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26).

В соответствии с Приложением 1 к Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав приводятся все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Согласно статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из уведомления о приостановлении государственной регистрации, причиной приостановления послужило не предоставление заявителями технического плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 года № 953, что препятствовало постановке объекта недвижимого имущества на кадастровый учет.

Поскольку 30 ноября 2017 года была осуществлена постановка жилого дома на государственный кадастровый учет, соответственно причины, вызвавшие приостановление государственной регистрации, были устранены.

Вместе с тем, основанием для отказа в регистрации права собственности послужило нахождение здания на территории зоны с особой архитектурно – планировочной организацией территории.

Из вышеизложенного следует, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 15 ноября 2017 года, в нарушение требований Федерального закона № 218-ФЗ не были указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, а также рекомендации по устранению причин приостановления.

Таким образом, судом установлено, что основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права не соответствуют основаниям, по которым регистрация права была приостановлена, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры рассмотрения заявления истца, нарушении законных прав и интересов истцов.

Более того, вывод государственного регистратора о невозможности зарегистрировать право общей долевой собственности истцов на жилой дом, расположенный на принадлежащем им земельном участке, по указанным в сообщениях основаниям, также является необоснованным ввиду следующего.

Судом установлено, что 07 июля 2017 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории», которой является зона с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко – культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития.

Согласно ст. 2 вышеуказанного Закона, решение о создании архитектурно – планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым.

Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствие с п. 2 ст. 4 Закона, в границах архитектурно-планировочной зоны запрещается:

1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов;

2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов.

Указанный Закон вступил в силу 23.07.2017 года (ч. 1 ст. 11).

08 ноября 2017 года принято Постановление Совета Министров Республики Крым № 582 «О создании зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории», согласно которому указанная зона создана на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, имеющей особую историко – культурную, экологическую и рекреационную ценность.

Вместе с тем, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие ГрК РФ).

Из смысла Закона Республики Крым «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно – планировочной организацией территории» следует, что в силу особого правового режима указанной зоны, введен запрет на осуществление нового строительства, а также на реконструкцию, если она затрагивает внешний архитектурный вид объектов капитального строительства.

Вместе с тем, создание постановлением Совета министров Республики Крым от 08 ноября 2017 года на всей территории муниципального образования городской округ Ялта зоны с особой архитектурно – планировочной организации территории не может служить основанием для отказа в регистрации права собственности на любые объекты недвижимости, которые были возведены до создания указанной зоны, с соблюдением действующих на момент их строительства градостроительных и строительных норм и правил.

Как следует из ответа Государственного комитета по госрегистрации и кадастру Республики Крым, сведения о зоне с особыми условиями использования – зона с особой архитектурно – планировочной организации территории на территории в кадастровых границах муниципального образования городской округ Ялта, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 ноября 2017 года.

Вместе с тем, согласно поданной истцами в Госкомрегистр Декларации об объекте недвижимости, строительство жилого дома было завершено 26 октября 2017 года, то есть до создания зоны с особой архитектурно – планировочной организацией территории и внесения о ней сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Указанная зона не была создана в том числе и на момент обращения истцов в Госкомрегистр 30 октября 2017 года с заявлениями о государственной регистрации права собственности на жилой дом.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что решения государственного регистратора от 14 февраля 2018 года об отказе в государственной регистрации права не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем подлежат признанию судом незаконными.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку основания, приведшие к отказу в регистрации права собственности истцов признаны судом незаконными, однако суд в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации - не вправе подменять государственные и муниципальные органы или выполнять их функции, суд считает, что исковые требования в части понуждения ответчика зарегистрировать право собственности подлежат частичному удовлетворению, путем возложения на ответчика обязанности повторно рассмотреть данный вопрос.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1, ФИО3 удовлетворить частично.

Признать незаконными решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 февраля 2018 года об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кад. .

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» повторно рассмотреть заявления ФИО1 и ФИО3 о регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кад. , и документы, представленные 30 октября 2017 года.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова