РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Э.А.,
при секретаре Писаревой И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № № по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области к негосударственному образовательному учреждению «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» о ликвидации некоммерческой организации
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области обратилось в суд с административным иском к негосударственному образовательному учреждению «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» о ликвидации некоммерческой организации.
В обоснование требований указало, что в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России 03.03.2014 № 26, на территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации возложено осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Негосударственном образовательном учреждении «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №
По сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ адрес (место нахождения) Учреждения: <адрес>
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является директор - ФИО6.
В соответствии с п.7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Учредитель НОУ «РНТЦ ЭКИБ» - ГУП «Государственный Рязанский приборный завод» прекратило деятельность в связи с реорганизацией в форме преобразования. Еще один учредитель - ООО «Связь-Монтаж-Ока» ликвидировано по определению суда о завершении конкурсного производства и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Учреждения не соответствуют действительности.
Запрос о предоставлении документов направленный по месту нахождения Учреждения, указанному в ЕГРЮЛ получен не был. Конверт с запросом вернулся в Управление с пометкой «Адресат отсутствует».
Следовательно, организация отсутствует по адресу местонахождения и действительное место нахождения Учреждения не соответствует адресу, который содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.
Негосударственное образовательное учреждение «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» не представило в Управление Минюста России по Рязанской области сведения об учредителях, о смене адреса местонахождения, чем нарушило требования п.7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Наименование Учреждения не содержит указания на тип образовательной организации, что является нарушением п. 5 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В нарушение п.2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе Учреждения отсутствует тип образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Устав Учреждения не устанавливает структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию коллегиальных органов управления, что является нарушением п.5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Документов, подтверждающих осуществление Учреждением уставной деятельности в ДД.ММ.ГГГГ г. в Управление представлено не было.
Сведения о проведении Общего собрания в ДД.ММ.ГГГГ г. в Управление представлены не были, следовательно, Общее собрание в указанный период не проводилось, что является нарушением п. 5.2 Устава.
Учреждению было вынесено предупреждение о необходимости устранения выявленных нарушений требований законодательства.
Данное предупреждение было получено директором Учреждения ФИО6 лично ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего момента требования Управления не выполнены, выявленные нарушения не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило уведомление от директора Учреждения ФИО6, в котором он сообщает, что устранение выявленных в ходе проверки нарушений не представляется возможным, так как высшим органом управления Учреждения является Общее собрание учредителей. Проведение Общего собрания учредителей невозможно, так как нет возможности собрать необходимый кворум.
Поскольку у Учреждения отсутствует возможность проведения Общего собрания учредителей, невозможно принять решение об изменении состава собственников, деятельность Учреждения в дальнейшем невозможна.
В соответствии с п.10. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании изложенного, Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области просит ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности».
В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области, представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Рязанской области не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Административный ответчик Негосударственное образовательное учреждение «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» в судебное заседание не явился, извещался по адресу регистрации, указанному в выписке ЕГРЮЛ – <адрес>, однако судебная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения. В силу абз. 2 п. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
С учетом названных положений закона суд считает извещенным административного ответчика о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
в.1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации);
в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Рязанской области было принято решение о регистрации в качестве юридического лица Негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности». Сведения об Учреждении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения) Учреждения: <адрес> Учредителями Учреждения являются физические лица - ФИО1., ФИО2ФИО3 юридические лица - <данные изъяты> Лицом, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, является директор – ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности <данные изъяты>, в связи с реорганизацией в форме преобразования.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ликвидации ООО «<данные изъяты>» по определению суда о завершении конкурсного производства.
Однако, согласно представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени юридические лица - <данные изъяты> являются учредителями юридического лица. Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении Учреждения, не соответствуют действительности.
В соответствии с п№ Устава Негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» и сведениями Единого государственного реестра юридических лиц местом нахождения постоянно действующего органа Учреждения является следующий адрес: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста России по Рязанской области в адрес Негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» по адресу регистрации юридического лица был направлен запрос о предоставлении документов для проведения плановой документарной проверки. ДД.ММ.ГГГГ согласно сведениям Федеральной почтовой службы конверт с запрос был возвращен в Управление Минюста России по Рязанской области по причине отсутствия организации по адресу <адрес>, что подтверждается копией конверта с пометкой «Адресат отсутствует».
Таким образом, Негосударственное образовательное учреждение «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» не представило в Управление Минюста России по Рязанской области сведения о смене адреса местонахождения, чем нарушило п.7 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно п. № Устава целью создания Учреждения является повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций. Предметом деятельности Учреждения является деятельность в области дополнительного образования (п.№ Устава).
В соответствии с распоряжением Управления Минюста России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена плановая документарная проверка Негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности».
Задачами проверки являлось: проверка соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным её учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:
В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Наименование Учреждения не содержит указания на тип образовательной организации, что является нарушением п. 5 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации; учредитель или учредители образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В нарушение п.2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Уставе Учреждения отсутствует тип образовательной организации; виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В соответствии с п.4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
В соответствии с п.5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Устав Учреждения не устанавливает структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию коллегиальных органов управления, что является нарушением п.5 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно представленным для проведения проверки документам, в ДД.ММ.ГГГГ г. Учреждение осуществляло образовательную деятельность (договоры № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно представленным в Управление отчетам о продолжении деятельности, Учреждение осуществляло деятельность в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ году. Однако документов, подтверждающих осуществление Учреждением уставной деятельности в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ г. в Управление представлено не было.
В соответствии с п. № Устава, высшим руководящим органом Учреждения является Общее собрание учредителей, которое проводится ежегодно. На проверку представлен протокол Общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о проведении Общего собрания в ДД.ММ.ГГГГ г. в Управление представлены не были, следовательно Общее собрание в указанный период не проводилось, что является нарушением п. № Устава.
По результатам проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ Учреждению было вынесено предупреждение № о необходимости устранения выявленных нарушений требований законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ Данное предупреждение было получено директором Учреждения лично ДД.ММ.ГГГГ, однако, до настоящего момента требования Управления не выполнены, выявленные нарушения не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило уведомление от директора Учреждения ФИО6, в котором он сообщает, что устранение выявленных в ходе проверки нарушений не представляется возможным, так как высшим органом управления Учреждения является Общее собрание учредителей. Проведение Общего собрания учредителей невозможно, так как нет возможности собрать необходимый кворум (более половины учредителей).
Согласно и. № Устава учредителями Учреждения являются: Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», ФИО7, ФИО4, ФИО5
В соответствии с ч. 16 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.
Учредительные документы учреждения могут быть приведены в соответствие с п. 2 ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации посредством изменения состава его собственников.
Поскольку у Учреждения отсутствует возможность проведения Общего собрания учредителей, невозможно принять решение об изменении состава собственников, деятельность Учреждения в дальнейшем невозможна.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона « О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что некоммерческой организацией допущено неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что является основанием для ее ликвидации.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций
С учетом изложенного Управление Министерства Юстиции РФ по Рязанской области является тем государственным органом, которому предоставлено право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административные исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области к негосударственному образовательному учреждению «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.
В соответствии со ст.ст.1 - 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по общему правилу налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом в отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации (ст. 1 - 11 Закона № 129-ФЗ). Согласно этому порядку налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием для внесения сведений является решение о ведении государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством Юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы. Данное решение Главное управление принимает только на основании соответствующего решения суда. Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации принимает суд, то в этом решении должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица и исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ.
В соответствии с п.12 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденного по согласованию с Федеральной налоговой службой, "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра ( о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган, в соответствии с решением суда, вносит в ЕГРЮЛ на основании представленных документов запись о ликвидации организации и исключает организацию из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с административного ответчика негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой был освобожден административный истец при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области негосударственному образовательному учреждению «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» о ликвидации некоммерческой организации - удовлетворить.
Ликвидировать негосударственное образовательное учреждение «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» (ОГРН №, ИНН №, адрес: <адрес>).
Исключить сведения о негосударственном образовательном учреждении «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с негосударственного образовательного учреждения «Региональный научно-технический центр экономической и информационной безопасности» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Кузнецова Э.А.