ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1614/2016 от 28.07.2016 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года, в г. Усть-Куте

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе судьи Ещенко А.Н. (единолично), при секретаре Эповой Е.А.,

с участием:

помощника прокурора г. Усть-Кута Ерченко В.С.,

административного истца, - П.,

законного представителя административного ответчика, - директора областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №2а-1614/16 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора г. Усть-Кута М. в интересах П.,

о признании незаконным пункта 3 приказа руководителя областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» от 26 мая 2016 года №147ПП/16 о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице П.,

признании П. лицом, впервые ищущим работу, назначении и выплате П. пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в течение шести месяцев,

У С Т А Н О В И Л :

В обоснование искового заявления прокурор указал, что П. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 6 мая 2016 года она обратилась за содействием в поисках работы в ОГКУ «Центр занятости населения города Усть-Кута по месту своей регистрации в г. Усть-Куте. Приказом ОГКУ «ЦЗН г. Усть-Кута» от 26 мая 2016 года №147ДТ/16 она признана безработной и поставлена на учет в качестве безработного с 16 мая 2016 года, а приказом этого же учреждения от 26 мая 2016 года №147ПП/16 П. назначено пособие на срок 6 месяцев; пунктом 3 этого приказа размер пособия по безработице установлен в минимальном размере, то есть 1105 рублей в месяц.

Согласно ч. 5 ст.9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ищущим впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Однако П. в установлении указанного размера пособия по безработице было отказано по причине того, что при постановке на учет было обнаружено, что П. в периоды времени с 1 по 31 августа 2008 года, и с 1 июня 2010 года по 31 декабря 2010 года участвовала в программе «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» в филиале ОАО «Группа Илим» в г. Усть-Илимске, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Усть-Илимск, что, по мнению административного ответчика свидетельствует о том, что П. к моменту постановки на учет не являлась лицом, ищущим работу впервые.

15 июня 2016 года П. обратилась в прокуратуру г. Усть-Кута с жалобой по факту неназначения пособия по безработице в повышенном размере как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор считает, что трудовая деятельность П. в филиале ОАО «Группа Илим» в г. Усть-Илимске, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Усть-Илимск, являлась временным трудоустройством в период учебы в рамках реализации Программы временной занятости учащихся подростков. Оказание П. государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет, которая не сопровождалась постановкой на учет в качестве безработного, осуществление несовершеннолетней П. трудовой деятельности в свободное от учебы время не может быть признано работой, лишающей её права при последующем обращении в ОГКУ «ЦЗН г. Усть-Кута» статуса лица, впервые ищущего работу, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому не является основанием для утраты ею права на получение дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и поощряемых Конституцией Российской Федерации.

В силу законодательства о занятости населения временное трудоустройство несовершеннолетних является всего лишь мерой социальной поддержки, направленной на трудовую адаптацию подростков.

Поскольку П. относится к социально значимой категории лиц из числа детей-сирот, прокурор просил признать незаконным пункт 3 приказа областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» от 26 мая 2016 года №147ПП/16 о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице П., признать П. лицом, впервые ищущим работу, и обязать областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Усть-Кута» назначить и выплачивать П. пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в течение шести месяцев

Прокурор требования административного искового заявления поддержал по доводам, изложенным выше, просил их удовлетворить.

Административный истец П. требования административного искового заявления поддержала в полном объеме, пояснив, что она получает пособие по безработице в минимальном размере, у неё на иждивении находится малолетний ребенок ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Законный представитель Областного государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города г. Усть-Кута» К. иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве от 20 июля 2016 года на административное исковое заявление, из которого следует, что П. в периоды времени с 1 по 31 августа 2008 года, и с 1 июня 2010 года по 31 декабря 2010 года участвовала в программе «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» в филиале ОАО «Группа Илим» в г. Усть-Илимске, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Усть-Илимск, что, по мнению законного представителя свидетельствует о том, что П. к моменту постановки на учет не являлась лицом, ищущим работу впервые. Согласно позиции Минтруда России при наличии сведений о том, что гражданин ранее работал, в том числе принимал участие во временном трудоустройстве, независимо от того, относится ли он к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не может быть отнесен к категории ищущих работу впервые, и соответственно, в случае признания данной категории лиц безработными, размер пособия по безработице определяется в соответствии с нормами Закона о занятости населения.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив доводы сторон и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что П. 6 мая 2016 года обратился в ОГКУ Центр занятости населения города Усть-Кута за содействием в поиске подходящей работы.

На основании статьи 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» приказом директора ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута от 26 мая 2016 года №147ДТ/16 П. была признан безработным гражданином.

Приказом этого же должностного лица от 26 мая 2016 года №147ПП/16 П. назначено пособие по безработице в минимальном размере 1105 рублей с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года. Сроки выплаты пособия и его размер определены в пункте 3 этого приказа.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, письменными доказательствами:

-карточкой персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, из которой следует, что П., относящаяся к особой категории лиц (дети, оставшиеся без попечения родителей), обратилась в ОГКУ «Центр занятости населения города Усть-Кута» за содействием в поиске подходящей работы 6 мая 2016 года;

- приказом руководителя ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута от 26 мая 2016 года №147ДТ/16 о признании П. безработным гражданином;

- приказом руководителя ОГКУ ЦЗН города Усть-Кута от 26 мая 2016 года №147ПП/16 о назначении П. пособия по безработице в минимальном размере 1105 рублей с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года.

Разрешая спор, суд исходит из того, что по 15 мая 2016 года П. являлась лицом незанятым, на учете в качестве безработного ранее не состояла, она обращалась в Центр занятости населения как лицо, впервые ищущее работу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд соглашается с доводами административного искового заявления, исходя из следующего.

Статья 7 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, которые относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Из представленных в дело материалов видно, что трудовая деятельность П. в период времени с 1 по 31 августа 2008 года, и с 1 июня 2010 года по 31 декабря 2010 года осуществлялась в рамках участия в программе «Временная занятость несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» и являлась временным трудоустройством в период учебы, поскольку в этот период времени возраст П. составлял 14 и 16 лет, она имела статус обучающегося, на учете в качестве безработного не состояла.

Таким образом, П. является лицом, впервые ищущим работу, и имеет право на получение пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Иркутской области согласно ч. 5 ст.9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

П. относится к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой отдела опеки и попечительства граждан по Усть-Кутскому району межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области №7.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Законный представитель административного ответчика в качестве доказательства правомерности обжалуемого решения и законности своих действий при разрешении обращения П. о предоставлении государственной услуги в поиске подходящей работы, сослался на разъяснения директора Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ №16-51В-484 от 17 июля 2014 года, согласно которому при обращении гражданина из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию срочного трудового договора об участии во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, в случае признания его в установленном порядке безработным, пособие по безработице назначается в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О занятости населения».

Однако данное разъяснение, как и принятое на основании этого разъяснения решение о назначении П. пособия по безработице в минимальном размере 1105 рублей с 16 мая по 15 ноября 2016 года противоречит ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающей начисление пособия по безработице в повышенном размере, то есть в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом, ранее истцу не предоставлялась государственная услуга в поиске подходящей работы в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». Трудоустройство П. в возрасте 14 и 16 лет, в период обучения в школе, в свободное от учебы время нельзя расценивать как занятость граждан в смысле статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», которое бы служило основанием лишения П. социальных гарантий в связи с наличием статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для установления пособия по безработице в минимальном размере.

Доводы законного представителя ответчика направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных по настоящему делу, а потому не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении заявленных требований.

Обжалуемое решение нарушает право П. на получение пособия по безработице в повышенном размере согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ и является незаконным.

Обжалуемое решение не соответствует Федеральному закону от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», препятствует осуществлению права П. на получение пособия по безработице в повышенном размере как лицу, относящемуся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и является незаконным, что в соответствии с ч.2 ст. 227 КАС влечет удовлетворение заявленных прокурором в интересах П. требований, и возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения права административного истца и препятствия к их осуществлению.

Согласно ч. 3 ст. 227 КАС РФ при вынесения решения в резолютивной части необходимо указать на признание оспоренного решения незаконным и не соответствующим нормам части 5 ст. 9 Федерального закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, нарушающими права и законные интересы административного истца, со ссылками на ОГКУ «Центр занятости населения г. Усть-Кута», допустившего принятие незаконного решения, а также о необходимости принятия решения и совершения определенных действий по назначению и выплате П. пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Иркутской области с 16 мая 2016 года, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу, в течение 6 месяцев, то есть с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года.

При этом резолютивная часть решения должна содержать указание о сроках устранения допущенных нарушений и о сроках уведомления суда об исполнении решения.

При подаче административного иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета.

При подаче административного иска прокурор заявил ходатайство о немедленном исполнении решения в случае удовлетворения иска.

Разрешая вопрос о немедленном исполнении решения по данному делу суд исходит из того, что согласно ч.2 ст. 188 КАС РФ этот вопрос может быть разрешен одновременно с принятием решения.

П. относится к социально значимой категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Она имеет малолетнего ребенка,2014 года рождения.

В настоящее время единственным источником дохода П. является пособие по безработице в размере 1105 рублей, которое значительно ниже прожиточного уровня на территории в северных районах Иркутской области.

По данной категории административных дел Кодекс административного судопроизводства не содержит запрета на приведение решения к немедленному исполнению.

Основанием для обращения решения к немедленному исполнению является тот факт, что вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб как публичным интересам, так интересам П., не имеющей доходов, обеспечивающих её прожиточный минимум в силу социального положения как лица из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, находящегося в поисках работы, с учетом того, что П. является матерью малолетнего ребенка 2014 года рождения.

При таких обстоятельствах решение суда в части назначения и выплате П. пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в течение шести месяцев, то есть с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года согласно ст. 188 КАС РФ подлежит обращению к немедленному исполнению,

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 226-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать П. лицом, впервые ищущим работу.

Признать незаконным и несоответствующим части 5 статьи 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 3 приказа руководителя государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» от 26 мая 2016 года №147ПП/16 о назначении, размере и сроках выплаты пособия по безработице П..

Обязать руководителя государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» назначить и выплачивать П. пособие по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу, в течение 6 месяцев, то есть с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года

Решение в части назначения и выплате П. пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в Иркутской области с 16 мая 2016 года, как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, впервые ищущим работу, в течение 6 месяцев, то есть с 16 мая 2016 года по 15 ноября 2016 года, обратить к немедленному исполнению.

Об исполнении решения суда сообщить в течение трех дней со дня его оглашения.

Взыскать с государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Усть-Кута» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Законность и обоснованность решения может быть проверена сторонами путем подачи апелляционных жалоб, представлений в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение одного месяца со дня его оглашения.

Судья А.Н. Ещенко.