ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1614/2021 от 03.06.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 июня 2021 года

Судья Сызранского городского суда Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сорокиной О.А.

при секретаре Варламовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1614/2021 по административному исковому заявлению ТСЖ «Ключ» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ

ТСЖ «Ключ» обратилось в суд с административным иском к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области об оспаривании предписания № *** от <дата>.об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

В обоснование своих требований административный истец указал, что <дата>. старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск, Муниципальных районов Сызранский и Шигонский Аржановым В.С.проведена плановая выездная проверка многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на котором осуществляет деятельность ТСЖ «Ключ», по результатам проведения которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, ТСЖ «Ключ» выдано предписание № *** от <дата>. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в срок до 01.06.2022г.ТСЖ «Ключ» полагает, что указанное выше предписание является незаконным и подлежит отмене в части устранения нарушений пунктов «1 и 2», поскольку данные пункты предписания возлагают на административного истца обязанности, не предусмотренные законом.

Так, по нарушениям, выявленным в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> ТСЖ «Ключ» полагает незаконными следующие пункты предписания:

-«п.1 На сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире не предусмотрен отдельный кран диаметром не менее 15мм.для присоединения шланга, оборудованного распылителем для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания. Длина шланга должна обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры.»

-п.2 «жилые комнаты и кухни квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям нормативных документов по пожарной безопасности».

Согласно ч.1 ст. 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме…

В силу п. 4 ст. 138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.№491 в состав общего имущества включаются, в частности: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

В силу п.3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Предметом деятельности ТСЖ является управление общим имуществом многоквартирного дома. ТСЖ несет обязанности по содержанию и надлежащему состоянию общего имущества в многоквартирном доме. В компетенцию ТСЖ не входит содержание и обеспечение надлежащего состояния квартир, поскольку квартиры, в состав общего имущества не входят. Органы управления ТСЖ не имеют соответствующих полномочий для проведения каких-либо работ в квартирах. Квартиры неприкосновенны и доступ в них без согласия собственников законодательством запрещен. Бремя содержания жилых помещений несут собственники этих помещений.

Представитель административного истца - председатель ТСЖ «Ключ» Рачкова С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области по доверенности Аржанов В.С. в судебном заседании административный иск ТСЖ «Ключ» не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указал, что в соответствии с распоряжением от <дата>. № *** начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области проведена плановая выездная проверка объекта защиты по адресу: <адрес> которым в соответствии с Уставом управляет обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом комплекса недвижимого имущества ТСЖ «Ключ». Выявленные нарушения пожарной безопасности были установлены со слов председателя ТСЖ « Ключ», квартиры расположеннее в многоквартирном <адрес> не обследовались.

По результатам Проведенной плановой выездной проверки юридического лица ТСЖ «Ключ» было вынесено и вручено предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара № *** от <дата>, в котором отражены нарушения требований пожарной безопасности, обжалуемые ТСЖ «Ключ», а именно: п.1 - На сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире не предусмотрен отдельный кран диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания. Длина шланга должна обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры. Нарушение: ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184- ФЗ «О техническом регулировании»; ч.1 ст.1, ч.4 ст. 4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 62 ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 1, ст. 3, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 17 ФЗ от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687; п. 3.1а (Внесен изменением N 4 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания"(утв. постановлением Госстроя РФ от 20 ноября 2000 г. N 112) СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания»; п. 7.4.5 СНиП «Здания жилые многоквартирные»; п. 7,4.5 СП 54. 13330.2011 «Здания жилые многоквартирные; п. 7.4.5 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные.

п.2 - Жилые комнаты и кухни квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. (Предусмотрено проектом). Нарушение: ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ч.1 ст.1, ч.4 ст. 4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 83 ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 1, ст. 3, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 17 ФЗ от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687; п. 3.21 (Внесен изменением N 4 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (утв. постановлением Госстроя РФ от 20 ноября 2000 г. N 112) СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания»; п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»; п. 7.3.5 СП 54. 13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».

Факт нарушений требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от <дата>№ ***, предписанием от <дата>№ *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, протоколом об административном правонарушении от <дата>№ *** с которыми законный представитель юридического лица -председатель правления ТСЖ "Ключ" Рачкова С.А. ознакомлена лично под роспись.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный закон от 21.12.1994г. № 69Федеральный закон от 21.12.1994 N 69- «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относятся - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Объектом защиты - многоквартирным жилым домом по адресу: Самарская область, г. Сызрань, пр. 50 лет Октября, 43-а, которым в соответствии с уставом управляет обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом комплекса недвижимого имущества Товарищество собственников жилья «Ключ».

В соответствии с уставом, ТСЖ «Ключ» (Далее - «Товарищество») является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках, печать с собственным наименованием и другие реквизиты юридического лица.

Целями деятельности «Товарищества» являются: управление обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом комплекса недвижимого имущества «Товарищества»;представление законных интересов членов «Товарищества» в договорных отношениях с ресурсоснабжающими, обслуживающими, управляющими, эксплуатирующими и иными организациями,

«Товарищество» в праве :организовать собственное домоуправление для управления и обслуживания комплексом недвижимого имущества, использующее расчетный счет «Товарищества», получив для этого в случае необходимости, лицензии на соответствующие виды деятельности ;ыполнять работы и оказывать услуги членам «Товарищества», собственникам и владельцам помещений в многоквартирном доме ;осуществлять самостоятельно выбор управляющей или обслуживающей ресурсоснабжающих и прочих организаций, а так же заключить с ними договоры от имении за счет собственников помещений;

«Товарищество» обязано: обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в комплексе недвижимого имущества «Товарищества» обеспечивать контроль за использованием недвижимого имущества его собственниками и владельцами, в соответствии с целевым назначением, нормами ЖК РФ; выступать заказчиком на работы и услуги по содержанию, эксплуатации и текущему ремонту и капитальному ремонту комплекса недвижимого имущества в соответствии с перечнем, предписываемым правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда. Заключать договоры с предприятиями и организациями, имеющими право заниматься соответствующим видом деятельности, производить своевременную оплату их услуг; обеспечивать соблюдение интересов собственников и владельцев помещений многоквартирного дома при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью, правил поведения в многоквартирном доме,-распределении между собственниками и владельцами помещений многоквартирного дома издержек по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.

В обоснование выявленных при проведении внеплановой выездной проверки нарушений применены нормы, действующие начиная с 1989 года (СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания»; п. 7.4.5 СНиП «Здания жилые многоквартирные»; п. 7.4.5 СП 54. 13330.2011 «Здания жилые многоквартирные; п. 7.4.5 СП 54. 13330.2016 «Здания жилые многоквартирные, что говорит о том, что требования по их соблюдению определены нормами и правилами начиная 80-х годов и отражены (указаны) в нормах и правилах, в том числе Федеральном законе от 22.07.2008 № 123- ФЗ «технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящего времени.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 10.07.2012 № 117-ФЗ, в случае если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В своем исковом заявлении ТСЖ «Ключ» ссылается на п. 1 ст. 135 ЖК РФ. ТСЖ признается вид ТСН, представляющий собой объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в МКД. Согласно п.4 ст. 138 ЖК РФ «Товарищество» обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в МКД.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 136.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорнорегулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Следовательно п. 1 обжалуемого предписания, а именно: «На сети хозяйственнопитьевого водопровода в каждой квартире не предусмотрен отдельный кран диаметром не менее 15 мм для присоединения шланга, оборудованного распылителем, для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания»содержит нарушение требований пожарной безопасности, относящихся к общему имуществу «Товарищества».

В задании на разработку проектной документации от 2002 г., утвержденного Зам. Директора ООО «Пластик» Ершовым А.Н. в п. 11 Прочие: указано «Учесть требования по пожарной безопасности по изменению 4 СНИП 2.08.01-89*. п. 6 указанного изменения (Внесен изменением N 4 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания"(утв. постановлением Госстроя РФ от 20 ноября 2000 г. N 112) гласит: Дополнить раздел 3 пунктом 3.1а следующего содержания: "3.1а. На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения на ранней стадии.Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром - 19 мм и оборудован распылителем".«Товарищество» не предпринимало все зависящие меры по устранению и недопущению нарушений требований пожарной безопасности, тем самым нарушает положения устава в части соблюдения интересов членов «Товарищества» в части защиты жизни и здоровья граждан и имущества как частного, так и общего. Указанный объект защиты является объектом с массовым пребыванием людей, является зданием повышенной этажности, имеет выходы из всех квартир в один единственный коридор, который ведет в одну незадымляемую лестничную клетку. Невыполнение, указанных в обжалуемом предписании, требований пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью людей. Фактором, существенно повышающим пожарную опасность многоэтажных зданий и зданий повышенной этажности, является высокая вероятность позднего обнаружения пожара в случае отсутствия или нахождения в неисправном состоянии соответствующих систем пожарной автоматики. Это обстоятельство вкупе с высокой плотностью проживающих обуславливает необходимость отнесения многоэтажных жилых зданий к объектам повышенного внимания. На основании вышеизложенного, административный ответчик просит административное исковое заявление об оспаривании действий должностного лица и признании незаконными пунктов 1,2 предписания от 16.03.202Ш 66/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара ТСЖ «Ключ» оставить без удовлетворения, а предписание от <дата>№ *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара без изменения.Проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы, суд находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.Судом установлено, что на основании распоряжения начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы № *** от <дата>., ст. 6 Федерального закона от <дата> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с 12 часов 00 минут до 14 час. 30 мин <дата>г.; с 14.00 час до 14 час. 30 мин. <дата> старшим инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области Аржановым В.С. проведена проверка многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на котором осуществляет деятельность товарищество собственников жилья «Ключ» совместно с председателем правления товарищества собственников жилья «Ключ» Рачковой С.А.

По результатам проверки старшим инспектором Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области вынесено предписание № *** от 16.03.2021г.об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выявленных в ходе проверки, в том числе:

-«п.1 На сети хозяйственно-питьевого водопровода в каждой квартире не предусмотрен отдельный кран диаметром менее 15мм. для присоединения шланга, оборудованного распылителем для использования его в качестве первичного устройства внутриквартирного пожаротушения для ликвидации очага возгорания. Длина шланга должна обеспечивать возможность подачи воды в любую точку квартиры». Нарушение: ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184- ФЗ «О техническом регулировании»; ч.1 ст.1, ч.4 ст. 4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 62 ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 1, ст. 3, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 17 ФЗ от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687; п. 3.1а (Внесен изменением N 4 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания"(утв. постановлением Госстроя РФ от 20 ноября 2000 г. N 112) СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания»; п. 7.4.5 СНиП «Здания жилые многоквартирные»; п. 7,4.5 СП 54. 13330.2011 «Здания жилые многоквартирные; п. 7.4.5 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные.

- п.2 - Жилые комнаты и кухни квартир не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями, соответствующими требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. (Предусмотрено проектом). Нарушение: ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; ч.1 ст.1, ч.4 ст. 4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 83 ФЗ от 22.07.2008г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 1, ст. 3, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 17 ФЗ от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.04.2020 № 687; п. 3.21 (Внесен изменением N 4 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" (утв. постановлением Госстроя РФ от 20 ноября 2000 г. N 112) СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания»; п. 7.3.3 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»; п. 7.3.5 СП 54. 13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».

Указанные выше обстоятельства подтверждаются предписанием № ***об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, свидетельствами о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, протоколом заседания правления ТСЖ «Ключ» от <дата>., УСТАВОМ ТСЖ «Ключ», актом проверки органом государственного контроля, органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № *** от <дата>., распоряжением органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении проверки от <дата>. № ***.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» относятся - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Согласно п.4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Статья 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является повторением положений статьи 54 Конституции РФ применительно к конкретному закону и абсолютно им не противоречит.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

При этом, из материалов дела усматривается, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> в котором выявлены нарушения требований пожарной безопасности, осуществляется Товариществом собственников жилья «Ключ» с <дата>. в соответствии с Уставом, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ от с <дата>., копией Устава ТСЖ «Ключ» с «ПРЕСТИЖ» от <дата>.

Согласно разделу 3 Устава Товарищества собственников недвижимости«Ключ», «Товарищество» создано для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования, и в установленных пределах распоряжения общим имуществом по адресу: <адрес> а также обеспечение эксплуатации многоквартирного дома и распоряжения им в установленных законодательством пределах, в том числе: обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г.№491 в состав общего имущества включаются, в частности: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

В то же время в силу п.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п.1 ст.135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Согласно п.4 ст.138 ЖК РФ Товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, предметом деятельности Товарищества собственников жилья является управление общим имуществом многоквартирного дома. ТСЖ несет обязанности по содержанию и надлежащему состоянию лишь общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, Товарищество собственников жилья «Ключ» исполняя обязанности по содержанию и надлежащему состоянию общего имущества в многоквартирном доме, не имеет соответствующих полномочий для проведения каких-либо работ в квартирах собственниках жилья, вина товарищества в несоблюдении требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, отсутствует, материалы дела не содержат доказательств, бесспорно подтверждающих законность предписания должностного лица, в связи с чем его нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административный иск ТСЖ «Ключ» к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области об оспаривании предписания удовлетворить, предписание № *** от <дата>. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от <дата>. признать незаконным в части, и отменить пункты 1, 2, названного выше предписания.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ТСЖ « Ключ» удовлетворить.

Признать незаконным в части предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский № *** от <дата>. о понуждении ТСЖ « Ключ» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и отменить пункты 1,2 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Сызрань, Октябрьск, муниципальных районов Сызранский, Шигонский № *** от <дата>.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированно решение изготовлено 10 июня 2021г.

Судья: Сорокина О.А.