ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1615/2016 от 16.03.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016г. г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Мелиховой Н.В.

при секретаре Миндалиевой Д.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...> административное дело №2а-1615/2016 по административному иску генерального директора публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО1 к прокурору г. Ахтубинска Астраханской области о признании представления незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Генеральный директор публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» (далее ПАО «Астраханская энергосбытовая компания») ФИО1 обратился в суд с заявлением, указав, что прокурором <адрес> в его адрес ДД.ММ.ГГГГ5. вынесено представление, в котором поставлен вопрос о принятии мер к устранению и недопущению впредь нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. С данным представлением он не согласен, поскольку почти все перечисленные в представлении дома находятся под управлением управляющих компаний, которые в силу требований Жилищного кодекса РФ являются исполнителями коммунальных услуг и обязаны соблюдать требования Правил №354, в том числе в части проверки состояния установленных индивидуальных приборов учета и достоверности представленных сведений об их показаниях потребителями. Таким образом, нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства им допущено не было. Просил представление прокурора <адрес>от ДД.ММ.ГГГГг. «об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» признать незаконным и отменить.

В судебное заседание ФИО1 не явился, был извещен надлежащим образом.

Представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Помощник прокурора <адрес> Сардаров Ф.А. с доводами административного иска не согласился, просил в его удовлетворении отказать, поскольку представление является законным и обоснованным.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Ахтубинской городской прокуратурой Астраханской области по обращению жителей ряда домов проведена проверка, по результатам которой в адрес генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО1 вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГг. «об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

Исходя из указанного представления в ходе проверки прокурором установлено, что электроснабжение многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес> осуществляется на основании заключенных ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» договоров с собственниками и пользователями жилых помещений указанных домов и оплата услуг электроснабжения гражданами осуществляется непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. В нарушение п.п. 31, 33, 149, 82, 83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, должностными лицами ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» не проводятся проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и достоверности представленных потребителями сведений о показаниях указанных приборов учета в перечисленных многоквартирных жилых домах. Указанные нарушения напрямую затрагивают права и законные интересы граждан как потребителей. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» возложенных на них обязанностей, и отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства общества.

По указанным основаниям прокурор потребовал от административного истца безотлагательно рассмотреть представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Провести проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и распределителей, а также проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях указанных приборов учета в перечисленных многоквартирных жилых домах; рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно абзацу девятому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, (далее Правила) коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с абз.15 пункта 2 Правил потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Пунктом 2 Правил раскрываются понятия, используемые в Правилах, а пунктом 4 указаны виды коммунальных услуг.

Согласно п.82 Правил исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Проверки, указанные в пункте 82 Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев (п.83).

Согласно п. 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее Основные положения) проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

В силу п.172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Соглашением между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) может быть определено, что проверка расчетных приборов учета осуществляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в отношении всех или части точек поставки.

В силу требований статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», предусматривающей запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и вышеназванных Основных положений, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен договор по оказанию услуг по передаче электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГг. с филиалом ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго», которым определены обязанности сетевой организации по проверке состояния электрооборудования потребителей.

Кроме того, исходя из представленных документов и пояснений сторон, все перечисленные в представлении прокурора <адрес> дома, кроме <адрес>, находятся под управлением различных управляющих компаний <адрес>.

В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом.

На основании ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Обязанность управляющей организации (как исполнителя коммунальных услуг) заключить с ресурсоснабжающей организацией договор предусмотрена п. 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442.

В соответствии с п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Обязанности управляющих компаний, как исполнителей коммунальных услуг указаны в п. 31 упомянутых Правил.

В соответствии с данной нормой материального права установлено, что исполнитель, в частности, обязан:

е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет;

е(1)) осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета);

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; и др.

Также, согласно положениям ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников и нанимателей помещений возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Из анализа приведенных положений закона следует, что начислять и взимать плату за подачу жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, правомочна только управляющая компания. Ресурсоснабжающие организации не относятся к тем организациям, которым могут быть переданы управляющими компаниями полномочия по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.

Между тем, вопреки требованиям п.11 ст.226 КАС РФ прокурором не представлено доказательств обоснованности претензий именно к ПАО «Астраханская энергосбытовая компания», как исполнителю коммунальных услуг по осуществлению указанных в представлении действий по проверке состояния установленных индивидуальных приборов учета и достоверности представленных сведений об их показаниях потребителями.

Исходя из приведенных правовых норм административный истец относится к ресурсоснабжающей организации и исполнителем коммунальных услуг не является.

Конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015г. № 2-П, согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Тем самым предполагается, что результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Отсутствие в названном Федеральном законе прямого указания на необходимость оформления в виде отдельного акта результатов прокурорской проверки, не выявившей нарушений законов, не освобождает прокурора от необходимости принятия по ее итогам соответствующего решения с доведением его до сведения проверяемой организации, поскольку без принятия такого решения прокурорская проверка в формально-юридическом смысле не могла бы считаться завершенной, что позволяло бы прокурору - вопреки целям осуществления прокурорского надзора - использовать предоставленные ему властные полномочия в отношении организации неопределенно длительный срок.

Основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, в связи с чем реализация прокурором предоставленных ему в рамках функции надзора полномочий вне оснований конкретной проверки исполнения законов организацией и ее должностными лицами, по общему правилу, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе ее проведения выявляются признаки иных нарушений законов, оценка которых также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора. При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.

Никаких подтверждений о доведении до сведения ФИО1, как руководителя ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» решения о проведении проверки не позднее дня начала проверки прокуратурой <адрес> не представлено, как не представлено доказательств предоставления ему для ознакомления акта проверки.

При этом, информация о проведении проверок расчетных приборов учета в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес>, в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» или её структурных подразделениях не запрашивалась.

Доказательства обращения в прокуратуру жителей указанных многоквартирных жилых домов и проведения прокурором проверки по этим обращениям административным ответчиком не представлены.

Согласно имеющимся документам, проверка проводилась по обращениям шести граждан, проживающих в домах по <адрес>, по которым прокуратурой и были запрошены сведения, в том числе о порядке начисления платы за электроэнергию и проведении проверок приборов учета.

При этом, в нарушение приведенных правовых норм, и по указанным обращениям акт проверки не составлялся, на ознакомление административному истцу представлен не был.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком нарушен порядок принятия оспариваемого представления, что является самостоятельным основанием для признания его незаконным и его отмены.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что доводы административного искового заявления нашли свое подтверждение, в связи с чем оно подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить.

Представление Ахтубинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГг. «об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства» внесенное в адрес генерального директора публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО1признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Полный текст решения изготовлен 21 марта 2016г.

Судья: