Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск 28 декабря 2017 г.
Спасский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Камынина Ю.П.,
с участием помощника прокурора Спасского района Пензенской области Елизарова С.С.,
при секретаре Основиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на «Интернет-странице», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на «Интернет-странице», запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, мотивируя тем, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии оборота на территории Российской Федерации санкционной продукции, были выявлены сайты, на страницах которых размещены материалы, содержащие информацию о незаконной продаже сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия. Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Ликтенштейн и которые по 31.12.2018 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, а именно: <данные изъяты> На указанных интернет-сайтах содержится информация о продаже молочных продуктов, колбасных изделий из Финляндии. При этом вход на сайты свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется. Прокурор полагает, что информация о способах приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, на интернет-сайтах по адресам: <данные изъяты> является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Указанные Интернет ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен. Прокурор просил признать информацию о способах приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, на интернет-сайтах по адресам: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор административное исковое заявление поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области, будучи надлежащим образом, уведомлен о дне и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав объяснение и заключение прокурора, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления; информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (статья).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24 июня 2015 г. № 320, от 29 июня 2016 г. № 305 и от 30 июня 2017 г. № 293» введен по 31.12.2018 г. запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
Согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры применяются на основе следующих принципов: законность; гласность применения специальных экономических мер; обоснованность и объективность применения специальных экономических мер.
Специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения. Такие меры могут быть направлены на: приостановление реализации всех или части программ в области экономической, технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; запрещение финансовых операций или установление ограничений на их осуществление; запрещение внешнеэкономических операций или установление ограничений на их осуществление; прекращение или приостановление действия международных торговых договоров и иных международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; изменение вывозных и (или) ввозных таможенных пошлин; запрещение или ограничение захода в порты Российской Федерации судов и использования воздушного пространства Российской Федерации или отдельных его районов; установление ограничений на осуществление туристской деятельности; запрещение или отказ от участия в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных и научно-технических программах и проектах иностранного государства.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.
Специальные экономические меры не должны носить более ограничительный характер, чем это необходимо для устранения обстоятельств, послуживших основанием их применения.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» Правительством Российской Федерации утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778).
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Спасского района Пензенской области в ходе проверки посредством доступа в сеть «Интернет», предоставленного оператором связи – Пензенский филиал ОАО «Ростелеком», через интернет-браузер «Internet Explorer» выявлены сайты, на страницах которых, размещены материалы, содержащие информацию о незаконной продаже сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия. Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Ликтенштейн и которые по 31.12.2018г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, а именно на интернет-сайтах по адресам: <данные изъяты>
В ходе проверки установлено, что на указанных интернет-сайтах содержится информация о продаже молочных продуктов, колбасных изделий из Финляндии.
При этом вход на сайты свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется.
Указанное выше подтверждается актом проверки от 27 ноября 2017 года, актом осмотра сайта сети Интернет от 27 ноября 2017 года, скриншотами сайтов.
Суд считает, что информация о способах приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018г. запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Также из материалов дела следует, что на момент проверки указанные Интернет ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (http://easis.rkn.gov.ru).
Свободный доступ к данной информации на сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, признание указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, необходимо для последующего ограничения доступа к этим сайтам в установленном действующим законодательством порядке.
Индивидуализировать лиц, имеющих свободный доступ к перечисленным сайтам, не предоставляется возможным.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права.
Административное исковое заявление прокурора в порядке ст. 39 КАС РФ является обоснованным.
В связи, с чем суд считает необходимым признать информацию о способах приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Спасского района Пензенской области удовлетворить.
Признать информацию о способах приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, Страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2018 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через районный суд.
Судья п/п Ю.П. Камынин
Решение в окончательной форме
принято 29 декабря 2017 г.
Судья п/п Ю.П. Камынин