ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/19 от 11.09.2019 Даниловского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-161/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Даниловка 11 сентября 2019 года

Даниловский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Ливенцевой Е.В.,

при секретаре Ротенко Е.В.,

с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Даниловского района Волгоградской области Дудкина А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Даниловского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту – администрация Краснинского сельского поселения, административный ответчик) о понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование заявленных требований указывает, что в июне 2019 года прокуратурой Даниловского района Волгоградской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным закон от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией Краснинского сельского поселения не соблюдаются требования действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области повреждено покрытие дорожных знаков «Пешеходный переход», предусмотренный п. 5.19.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, «Направление главной дороги», предусмотренный п. 8.13 Приложения к ПДД РФ. Выявленные нарушения создают реальную угрозу безопасности движения транспортных средств по указанному участку автодороги. Просит признать бездействие администрации Краснинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения незаконным, обязать администрацию Краснинского сельского поселения в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки, предусмотренные п. 8.13, 5.19.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, «Направление главной дороги», «Пешеходный переход», расположенные возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области.

До рассмотрения дела по существу от административного истца поступило заявление об увеличении административных исковых требований, просит признать бездействие администрации Краснинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения незаконным, обязать администрацию Краснинского сельского поселения в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак, предусмотренный п. 2.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, «Главная дорога», расположенный возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области.

В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Даниловского района Волгоградской области Дудкин А.О. отказался от административных исковых требований в части возложения на администрацию Краснинского сельского поселения обязанности в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки, предусмотренные п. 8.13, 5.19.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, «Направление главной дороги», «Пешеходный переход», расположенные возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области, в связи с устранением выявленных нарушений в данной части до рассмотрения дела по существу. Определением Даниловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ административное дело в данной части прекращено.

В остальной части административный истец поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Краснинского сельского поселения, надлежаще извещенный о месте, дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя, с исковыми требованиями согласен.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ, действующего на момент поступления административного искового заявления в суд) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ст. 12 вышеуказанного Федерального закона, Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 N 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области», за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные в том числе пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу пп. 1,5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе дорожные знаки.

В соответствии с п. 5.1.2. ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст) знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290 и в процессе эксплуатации отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

Согласно с п. 4.1.2. ГОСТ Р 50597-93, поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Даниловского района Волгоградской области проведена проверка исполнения администрацией Краснинского сельского поселения требований законодательства об осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки было установлено, что возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области повреждено покрытие дорожного знака «Главная дорога», предусмотренного п. 2.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Из пункта 1 статьи 4.1 Устава Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области, следует, что к закрепленным за Краснинским сельским поселением вопросам местного значения из числа, предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Краснинского сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Краснинского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д.12-13).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрацией Краснинского сельского поселения нарушены требования законодательства об осуществлении муниципального контроля за автомобильными дорогами местного значения в границах населенного пункта Краснинского сельского поселения, необорудованными элементами обустройства автомобильных дорог - дорожными знаками, то есть административным ответчиком не приняты меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п.1 ст. 21 Федерального Закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами.

Бездействие должностных лиц органов местного самоуправления по несоблюдению требований законодательства, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в границах Краснинского сельского поселения, создает реальную угрозу безопасности движения транспортных средств по указанному участку автодороги.

На основании вышеизложенного, суд считает административные исковые требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Даниловского района Волгоградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области о понуждении к исполнению законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения, незаконным.

Обязать администрацию Краснинского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004 дорожный знак «Главная дорога», предусмотренный п. 2.1 Приложения № 1 к ПДД РФ, расположенный возле <адрес> (на пересечении с <адрес>) в <адрес> Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 16.09.2019 года.

Председательствующий Е.В. Ливенцева