ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/19 от 29.01.2019 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 января 2019 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ягжовой М.В., при секретаре Антипиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 161/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к НГЮ о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области обратилось в суд с административным иском к НГЮ о взыскании обязательных платежей, указав, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Ответчик предоставлял расчеты по страховым взносам. Сумма задолженности за 2016 год по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии составила 13 072,55 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС составила 2 955,70 рублей; сумма задолженности за 2017 года по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии составила 10 465,00 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС составила 2 052,75 рублей. Кроме того, ответчику начислен ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей. До настоящего времени задолженность не уплачена. В адрес ответчика направлено требование об уплате страховых взносов, налогов пени и штрафа, в установленный срок задолженность не оплачена. Мировым судьей были выдан судебный приказ о взыскании обязательных платежей, однако, судебный приказ отменен на основании возражений ответчика. Административный истец просит взыскать с НГЮ обязательные платежи – за 2016 год по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии в сумме 13 072,55 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС в сумме 2 955,70 рублей; за 2017 года по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 465,00 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС в сумме 2 052,75 рублей; ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств суду не представлено.

Административный ответчик НГЮ в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заселения надлежащим образом. Заявлений и ходатайств не представлено.

Суд, изучив письменные материалы дела, материалы приказных производств, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. ст. 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действующим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим свою силу с 01.01.2017) определялись понятия плательщиков страховых взносов, а также порядок и сроки уплаты.

Статьей 5 указанного выше Закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе адвокаты.

Статьей 18 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона (ч.2,3).

В силу положений ч. 1 ст. 21 Закона в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе обратиться в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества данного плательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Согласно части 2 этой статьи исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно частям 1, 2 статьи 19 Закона N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.

С 01 января 2017 года вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).

В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности регулируется нормами главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. (пункт 1 статьи 346.28 НК РФ).

В абзаце 2 пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога на вмененный доход добровольно.

Как следует из ст. 346.29 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

В соответствии со ст. 346.30, 346.31 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Согласно части 1,2 статьи 75 НК РФ «Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты суммы налога … в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» и то, что «Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога … и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности».

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено:

НГЮ в период с ** по ** являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Решением от ** установлена неуплата НГЮ Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей. Указанное решение административным ответчиком в установленном порядке не оспорено.

В адрес административного ответчика ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области направлены требования:

от ** об уплате за 2016 год страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 13 072,55 рублей, со сроком исполнения **;

от ** об уплате за 2016 год страховых взносов на ОМС, зачисляемых в ФФ ОМС в сумме 2 955,70 рублей, со сроком исполнения **;

от ** об уплате за 2017 год страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 10 465,00 рублей, страховых взносов на ОМС, зачисляемых в ФФ ОМС в сумме 2 052,75 рублей, со сроком исполнения **;

от ** об уплате ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей, со сроком исполнения **.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Судом установлено, что административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по обязательным платежам, мировым судьей выдан:

-судебный приказ от ** о взыскании с ответчика за 2016 страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 13 072,55 рублей, страховых взносов на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС в сумме 2 955,70 рублей (по требованиям от **, со сроком исполнения **);

-судебный приказ от ** о взыскании с ответчика задолженности за 2017 года по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии составила 10 465,00 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС составила 2 052,75 рублей, ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей (по требованиям от **, от **, со сроком исполнения **).

Определением мирового судьи 29 судебного участка по г. Ангарску и Ангарскому району Иркутской области от ** судебный приказ отменен в связи с подачей ответчиком возражений в части его исполнения.

Анализируя материалы дела, суд приходит к выводу, что налоговым органом был пропущен срок для обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам в порядке приказного производства .

Заявление о выдаче судебного приказа сформировано административным истцом **, подано на судебный участок **, вместе с тем, срок для обращения в суд с заявление о взыскании задолженности ограничен ** (**+6 месяцев=**), указанное обстоятельство подтверждается реестром о направлении судебного приказа, штампом мирового судьи. Таким образом, имеет место пропуск установленного законом срока для взыскания недоимки по обязательным платежам. Доказательств уважительности пропуска данного срока материалы дела не содержат. В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования о взыскании задолженности за 2016 год по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии составила 13 072,55 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС составила 2 955,70 рублей не подлежат удовлетворению.

Не влияет на выводы суда об отказе в иске то обстоятельство, что административный истец обратился в Ангарский городской суд в соответствии с положениями п.3 ст. 48 НК РФ, т.е. в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом, суд учитывает, что пропущен установленный основной шестимесячный срок для предъявления заявления о взыскании недоимки по налогам и сборам, дальнейшее соблюдение иных сроков не влечет восстановление указанного срока.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование о взыскании задолженности по страховым взносам за 2016 заявлено с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, следовательно, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области к ответчику о взыскании недоимки по налогам надлежит отказать.

Кроме того, судебный приказ определением мирового судьи от ** по заявлению административного ответчика. При подаче заявления о выдаче судебного приказа срок предъявления иска не пропущен, т.к. указанный срок истекал ** (**+6 месяцев=**).

Как следует из ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Срок предъявления административного иска после отмены судебного приказа составляет 6 месяцев, следовательно, с настоящим административном иском, оформленным в соответствии с требованиями Кодекса об административном судопроизводстве РФ, истец обратился в установленные законом сроки ** (** +6месяцев= **).

Учитывая, что срок для обращения с административным иском истцом не пропущен, судом установлена обоснованность заявленных исковых требований о взыскании задолженности за 2017 года по страховым взносам на ОПС на страховую часть трудовой пенсии в сумме 10 465,00 рублей, страховым взносам на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС в сумме 2 052,75 рублей, ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 4 855,00 рублей, пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281,10 рублей, штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей, и доказательства оплаты налога и пени ответчиком не представлено, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в сумме 725,57 рублей, исходя из общей суммы удовлетворенных требований в размере 18 139,35 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Ангарску Иркутской области к НГЮ о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать с НГЮ в доход государства:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть трудовой пенсии за 2017 года в сумме 10 465 рублей 00 копеек,

страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в сумме 2 052 рублей 75 копеек,

Единый налог на вмененный доход за 4 квартал 2016 в сумме 4 855 рублей 00 копеек,

пени по ЕНВД за 4 квартал 2016 года в сумме 281 руль, 10 рублей,

штраф за неуплату ЕНВД за 4 квартал 2016 в сумме 485,50 рублей.

Взыскать с НГЮ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 725 рублей 57 копеек.

В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Ангарску Иркутской области к НГЮ о взыскании страховых взносов на за 2016 страховых взносов на ОПС на страховую часть пенсии в сумме 13 072,55 рублей, страховых взносов на ОМС, зачисляемые в ФФ ОМС в сумме 2 955,70 рублей - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 01 февраля 2019 года.

Судья М.В. Ягжова