ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/2016 от 19.04.2016 Солнцевского районного суда (Курская область)

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Солнцево Курской области 19 апреля 2016 года

Солнцевский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи – Озеровой Н.В.,

при секретаре – Коростелевой Н.Г.,

с участием: помощника прокурора Солнцевского района Курской области – Андреева А.А.,

представителя ответчика – администрации Солнцевского района Курской области Кудинова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солнцевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия администрации Солнцевского района Курской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Солнцевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Солнцевского района Курской области выразившееся в непринятии мер к разработке и принятию нормативного правового акта «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района» и возложении обязанности разработать и принять вышеуказанный нормативный правовой акт.

В судебном заседании помощник прокурора Солнцевского района Курской области Андреев Е.Е. поддержал административное исковое заявление по вышеизложенным основаниям и просил суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Солнцевского района Курской области Кудинов В.А. административные исковые требования прокурора Солнцевского района Курской области признал в полном объёме.

Выслушав помощника прокурора Андреева Е.Е., представителя административного ответчика Кудинова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Солнцевского района проведен мониторинг принятых нормативных правовых актов органами местного самоуправления Солнцевского района в целях реализации положений Федерального закона от 07.05.2013 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации».

В рамках проведенного мониторинга прокуратурой района установлены нарушения требований действующего законодательства в указанной сфере правоотношений.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ, муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.

В соответствии с п. 15.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5,6,7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органов местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

По делу установлено, что в нарушение п. 15.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 4 ст. 4 Федерального закона № 210-ФЗ, п. 9 ст. 19 Федерального закона № 38-ФЗ Администрацией муниципального района «Солнцевский район» до настоящего времени не разработан и не утвержден нормативный правовой акт «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района», что препятствует получению разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и создает необоснованные административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности.

18.01.2016 года прокуратурой Солнцевского района в адрес главы Солнцевского района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства о рекламе. Из ответа на представление администрации района от 24.02.2016 года следует, что в проект административного регламента «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений на территории муниципального района» вносятся изменения и после окончательной доработки регламент будет утвержден. Однако, при проведении мониторинга принятых нормативных правовых актов администрацией Солнцевского района по состоянию на 16.03.2016 года установлено, что до настоящего времени не разработан и не принят нормативный правовой акт «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района», что недопустимо.

Бездействие администрации Солнцевского района, выраженное в невыполнении требований федерального законодательства о рекламе, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, так как категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, не постоянна и персонально изменчива. Отсутствие нормативно правового акта в указанной сфере правоотношений препятствует получению разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и создает необоснованные административные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора Солнцевского района Курской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Солнцевского района Курской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солнцевского района Курской области, выразившееся в непринятии мер к разработке и
принятию нормативного правового акта «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района».

Возложить на администрацию Солнцевского района Курской области обязанность принять меры к разработке и принятию нормативного правового акт «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги ««Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Солнцевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.В.Озерова