ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/2022 от 09.03.2022 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

дело № 2а-161/2022

УИД 02RS0009-01-2022-000190-68

номер строки в статистическом отчете – 3.022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Иваныш И.В.,

при секретаре Зябловой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию об исполнении контрактов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» выразившееся в не размещении в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации, предусмотренной частью 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию об исполнении контрактов.

Требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что административным ответчиком был заключен ряд муниципальных контрактов для обеспечения государственных нужд, информация о заключении которых была размещена на официальном сайте Российской Федерации ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Сроки исполнения контрактов истекли, однако, информация об их исполнении, прекращении исполнения или расторжении в ЕИС размещена не была в связи с не направлением информации, предусмотренной п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона, для размещения в ЕИС, в результате чего в настоящее время контракты с истекшими сроками исполнения имеют статус «исполнение». Выявленные нарушения законодательства посягают на принципы открытости и прозрачности информации о закупочной деятельности, в том числе размещения достоверных и полных сведений о контрактах и их исполнении.

В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Шатилов В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Четвернина А.И., действующая на основании доверенности, административный иск не признала. Согласно представленному письменному отзыву, предусмотренная пунктом 10 Правил информация и документы, подлежащие включению в реестр, о контрактах, указанных в исковом заявлении прокуратуры у администрации района отсутствует, что делает невозможным исполнение судебного решения в случаи удовлетворения иска прокуратура района. Данный факт подтверждается распоряжением от 18.03.2020 г. № 111-р об утверждении номенклатуры дел, договорами №2 и №12 на оказании услуг по вывозу и уничтожению макулатуры, актами об уничтожении документов. Прокурором района не приведены доказательства, каким образом не размещение информации об исполненных контрактах, нарушает гражданские права, свободы и законные интересы, создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. Кроме того указала, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Как следует из ответа администрации района на представление прокуратуры о нарушении законодательства в части ведения реестра контрактов, о вышеуказанных фактах прокуратуре района стало известно 23.08.2021 г., что является основанием для отказа в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности.

Судом на основании ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ определено о рассмотрении дела без участия административного ответчика.

Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований в связи со следующим.

Согласно ч. 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 7 Закона № 44-ФЗ).

Открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 ст. 7 Закона № 44-ФЗ, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (ч. 2 ст. 7 Закона № 44-ФЗ).

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона № 44-ФЗ).

Статьей 6 Закона № 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта).

Согласно п. 11 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» от 28.11.2013 № 1084 (далее - Правила), информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В соответствии с пунктом 12 Правил в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство: в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «к» (информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о количестве поставленного товара, об объеме выполненной работы, оказанной услуги, о единице измерения поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), «н» (документ о приемке (в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги) пункта 2 настоящих Правил.

Приказом Минфина России от 19.07.2019 № 11 Зн утвержден порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Порядок).

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о контрактной системе в деятельности муниципальных и государственных учреждений, в ходе которой установлено следующее.

Административным ответчиком был заключен ряд муниципальных контрактов для обеспечения государственных нужд, информация о заключении которых была размещена на официальном сайте Российской Федерации ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а именно:

муниципальный контракт от 18.04.2014 с «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива (летнего). Срок исполнения установлен до июня 2014 (ИКЗ 0377300006514000006);

муниципальный контракт от 30.05.2014 с «Регион» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000027);

муниципальный контракт от 30.06.2014 с Касьяновым Ю.А. о предоставлении бумаги и канцелярских принадлежностей. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000008);

муниципальный контракт от 30.09.2014 с ООО «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000020);

муниципальный контракт от 12.01.2015 с ОАО «МТС» о предоставлении услуг сети подвижной радиотелефонной связи. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015015000015);

муниципальный контракт от 20.03.2015 № 21 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по приобретению оргтехники. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000023);

муниципальный контракт от 20.03.2015 № 22 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по заправке и ремонту картриджей на принтеры. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000014);

муниципальный контракт от 25.09.2015 с ООО «НЕФТЕКАРТ» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива (летнее). Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000037);

муниципальный контракт на услуги электроэнергии от 11.01.2016 с ОАО «Алтайэнергосбыт» о продаже услуги по электроснабжению. Срок исполнения установлен до 31.12.2016 (ИКЗ 3041000415016000002);

- муниципальный контракт с ПАО «МРСК СИБИРИ» от 14.08.2018 о техническом присоединении к распределительным электросетям. Срок исполнения установлен до 14.02.2019 (ИКЗ 3041000415018000053).

Сроки исполнения контрактов истекли, однако, информация об их исполнении, прекращении исполнения или расторжении в ЕИС размещена не была в связи с не направлением информации, предусмотренной п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона, для размещения в ЕИС, в результате чего в настоящее время контракты с истекшими сроками исполнения имеют статус «исполнение».

По указанным фактам прокуратурой района 22.07.2021 на имя главы МО «Чемальский район» внесено представление, по результатам рассмотрения которого действенных мер к изменению статуса контрактов с истекшими сроками исполнения принято не было.

Выявленные нарушения законодательства посягают на принципы открытости и прозрачности информации о закупочной деятельности, в том числе размещения достоверных и полных сведений о контрактах и их исполнении.

Раскрытие информации предполагает обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Бездействие администрации МО «Чемальский район» по размещению необходимой информации не отвечает требованиям создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан и иных субъектов необходимой информацией, не обеспечивает принципы открытости, прозрачности и гласности деятельности администрации МО «Чемальский район», ограничивает право на доступность информации.

Приведенные административным ответчиком в письменном отзыве доводы о пропуске прокурором срока для обращения в суд не основаны на нормах процессуального права, поскольку выявленное прокурором бездействие административного ответчика носит длящийся характер, и обязанность по размещению на официальном сайте информации об исполнении контрактов не прекратилась, в то время как на основании части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если указанным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В силу части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд считает необходимым определить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей по устранению указанных нарушений, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

По мнению суда, указанный срок является разумным, обеспечивает соблюдение баланса интересов всех сторон, а также отвечает требованиям исполнимости судебного акта.

Доводы стороны административного ответчика о невозможности исполнения требований прокурора в связи с тем, что документация отсутствует, что делает невозможным исполнение судебного решения в случае удовлетворения иска, что в свою очередь подтверждается распоряжением от 18.03.2020 г. № 111-р об утверждении номенклатуры дел, договорами №2 и №12 на оказании услуг по вывозу и уничтожению макулатуры, актами об уничтожении документов, не могут быть приняты во внимание судом. Так, из представленных актов о выделении к уничтожению архивных документов, не подлежащих хранению от 14.10.2020 года, от 30.11.2021 года, от 30.12.2021 года и перечня документов, выделенных к уничтожению, следует, что речь идет об уничтожении ряда документов без указания сторон договора и, в связи с чем сделать однозначный вывод о том, что уничтожены именно указанные прокурором муниципальные контракты, а равно конкурсная документация к ним,, невозможно.

С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» выразившееся в не размещении в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации, предусмотренной частью 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», возложении обязанности разместить на официальном сайте информацию об исполнении контрактов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в не размещении в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации, предусмотренной частью 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о следующих контрактах:

муниципальный контракт от 18.04.2014 с «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива (летнего). Срок исполнения установлен до июня 2014 (ИКЗ 0377300006514000006);

муниципальный контракт от 30.05.2014 с «Регион» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000027);

муниципальный контракт от 30.06.2014 с Касьяновым Ю.А. о предоставлении бумаги и канцелярских принадлежностей. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000008);

муниципальный контракт от 30.09.2014 с ООО «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000020);

муниципальный контракт от 12.01.2015 с ОАО «МТС» о предоставлении услуг сети подвижной радиотелефонной связи. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015015000015);

муниципальный контракт от 20.03.2015 № 21 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по приобретению оргтехники. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000023);

муниципальный контракт от 20.03.2015 № 22 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по заправке и ремонту картриджей на принтеры. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000014);

муниципальный контракт от 25.09.2015 с ООО «НЕФТЕКАРТ» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива (летнее). Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000037);

муниципальный контракт на услуги электроэнергии от 11.01.2016 с ОАО «Алтайэнергосбыт» о продаже услуги по электроснабжению. Срок исполнения установлен до 31.12.2016 (ИКЗ 3041000415016000002);

муниципальный контракт с ПАО «МРСК СИБИРИ» от 14.08.2018 о техническом присоединении к распределительным электросетям. Срок исполнения установлен до 14.02.2019 (ИКЗ 3041000415018000053).

Обязать администрацию МО «Чемальский район» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предусмотренную частью 2 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информацию о следующих контрактах:

-муниципальный контракт от 18.04.2014 с «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива (летнего). Срок исполнения установлен до июня 2014 (ИКЗ 0377300006514000006);

-муниципальный контракт от 30.05.2014 с «Регион» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000027);

- муниципальный контракт от 30.06,2014 с Касьяновым Ю.А. о предоставлении бумаги и канцелярских принадлежностей. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000008);

-муниципальный контракт от 30.09.2014 с ООО «Ника-Трейд» о предоставлении бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива. Срок исполнения установлен до декабря 2014 (ИКЗ 0377300006514000020);

-муниципальный контракт от 12.01.2015 с ОАО «МТС» о предоставлении услуг сети подвижной радиотелефонной связи. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015015000015);

- муниципальный контракт от 20.03.2015 № 21 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по приобретению оргтехники. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000023);

-муниципальный контракт от 20.03.2015 № 22 с ИП Пучков Виктор Олегович о предоставлении услуг по заправке и ремонту картриджей на принтеры. Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000014);

- муниципальный контракт от 25.09.2015 с ООО «НЕФТЕКАРТ» о предоставлении бензина марки АИ-92 и дизельного топлива (летнее). Срок исполнения установлен до 31.12.2015 (ИКЗ 3041000415015000037);

-муниципальный контракт на услуги электроэнергии от 11.01.2016 с ОАО «Алтайэнергосбыт» о продаже услуги по электроснабжению. Срок исполнения установлен до 31.12.2016 (ИКЗ 3041000415016000002);

- муниципальный контракт с ПАО «МРСК СИБИРИ» от 14.08.2018 о техническом присоединении к распределительным электросетям. Срок исполнения установлен до 14.02.2019 (ИКЗ 3041000415018000053).

Обязать Администрацию МО «Чемальский район» сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу административному истцу и в суд в течение 10 дней с момента исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья И.В. Иваныш

Мотивированное решение принято 09 марта 2022 года