ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-161/2022 от 17.03.2022 Светлоярского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-161/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Светлоярский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Потаповой О.В.,

при секретаре ФИО2,

17 марта 2022 года рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Светлый Яр Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам.

В обоснование иска указано, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС №8 по Волгоградской области, является плательщиком страховых взносов.

С 05.04.2012 г. по 31.03.2020 г. административный ответчик был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В настоящее время ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя, является физическим лицом.

В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) и был обязан своевременно и в полном объеме их уплачивать.

Являясь плательщиком УСН ФИО1 представил налоговую декларацию за 2019 год. Сумма исчисленного налога – 12 180 руб.

В нарушение ст.45 НК РФ, обязанность по уплате в бюджет указанного налога должником не исполнена.

Главами 25 и 26.1 Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии со ст. 75 НК РФ сумма пени 07 октября 2020 года составила 206,75 руб.

На основании решение № 1737 от 26 августа 2020 года ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п.1ст.122 НК РФ.

Административному ответчику направлялось требование об уплате налогов, которые им до настоящего не исполнены.

На этом основании, административный истец просит взыскать с ФИО1 сумму задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог в размере 12 180 руб., пени в размере 206,75 руб., штраф в размере 2 436 руб. на общую сумму 14 822,75 руб.

Представитель административного истца - МИ ФНС России № 8 по Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя налогового органа, исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, возражений не представил.

При таких данных, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд рассмотрел дело без участия сторон.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика уплатить налог в установленный законом срок. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требование, направленное заказным письмом, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно статьи 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подп. 1 п. 1 ст. 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Кодекса.

В силу подп. 3 п. 9 ст. 430 Кодекса для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в целях применения положений п. 1 данной статьи доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном подп. 1 и 2 ст. 248 Кодекса.

Согласно положениям пп. 1 и 2 ст. 346.14 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных п. 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 ноября 2016 г. N 27-П, доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, учитываемый для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС №8 по Волгоградской области, является плательщиком налога на имущество, земельного налога, транспортного налога.

С 05.04.2012 г. по 31.03.2020 г. административный ответчик был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

В настоящее время ФИО1 утратил статус индивидуального предпринимателя, является физическим лицом.

Согласно позиции Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 95-О-О налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат лица, независимо от приобретения или утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью.

Утрата лицом статуса индивидуального предпринимателя свидетельствует о прекращении его обязанности по уплате налогов, пеней, штрафных санкций за период осуществления им предпринимательской деятельности. А в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохранятся обязанность представления налоговых деклараций и уплате налогов за тот период, в котором он осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО1 являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) и был обязан своевременно и в полном объеме их уплачивать.

Являясь плательщиком УСН ФИО1 представил налоговую декларацию за 2019 год. Сумма исчисленного налога – 12 180 руб.

В нарушение ст. 45 НК РФ ответчик несвоевременно исполнил обязанность по уплате в бюджет указанных налогов.

Главами 25 и 26.1 Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В связи с несвоевременной уплатой, ФИО1 были начислены пени, на 07 октября 2020 года сумма пени составила 206,75 руб.

В соответствии со ст. 69 НК РФ, ответчику направлялось требование № 31502 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 07 октября 2020 г. со сроком исполнения до 09 ноября 2020 г. на общую сумму 14 822 руб. 75 коп., в том числе сумма страховых взносов 12 180,00 руб., пени 206,75 руб., штрафы 2 436,00 руб. (л.д. 12)

Однако, ответчиком в добровольном порядке требования об уплате суммы страховых взносов и пени, указанные в требовании уплачены не были.

В связи с этим, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 суммы страховых взносов и пени.

Не согласившись с судебным приказом мирового судьи от 18 декабря 2020 г., имея возражения относительно исполнения судебного приказа, ответчик обратился с заявлением о его отмене.

25 августа 2021 г. определением мирового судьи судебного участка №47 Волгоградской области судебный приказ от 18 декабря 2020 г. № 2А-47-2441/2020 был отменен (л.д. 6-7).

Административный ответчик в судебное заседание не явился, представленный административным истцом расчёт задолженности не оспорил.

Расчёт взыскиваемой суммы налогов, осуществлённый административным истцом, судом проверен и признан правильным.

Таким образом, судом установлено, что у административного ответчика ФИО1 имеется задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог в размере 12 180 руб., пени в размере 206,75 руб., штраф в размере 2 436 руб. на общую сумму 14 822,75 руб. (л.д. 8)

В силу ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если общая сумма налог, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица превышает 10 000 рублей в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Принимая во внимание, что административным ответчиком ФИО1 не представлено доказательств погашения задолженности по заявленным налоговым органом требованиям, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению и считает необходимым взыскать с ФИО1 в пользу административного истца задолженность по налогу в размере 12 180 руб., пени в размере 206,75 руб., штраф в размере 2 436 руб. на общую сумму 14 822,75 руб.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При этом согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 ПК РФ по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 руб. – 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

В этой связи, суд считает необходимым взыскать с ФИО1 в доход бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 592 руб. 90 коп.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Волгоградской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Волгоградской области задолженность по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы: налог в размере 12 180 руб., пени в размере 206 руб.75 руб., штраф в размере 2 436 руб. на общую сумму 14 822 руб.75 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Светлоярского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в сумме 592 руб. 90 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Светлоярский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: О.В. Потапова

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.

Председательствующий: /п О.В. Потапова