Дело № 2а-1620/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 августа 2020 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Степановой Ю.С.,
при секретаре: Цукановой Д.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти, понуждении к определенным действиям,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя в котором просит: признать незаконным и отменить решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть и утвердить схему расположения вышеуказанного земельного участка.
Заявление мотивировано тем, что административному истцу решением сессии 16 Севастопольского городского совета от 13.10.2012 года № выделен земельный участок площадью <данные изъяты>
Истцом была согласована техническая документация, подготовлена схема земельного участка и направлена в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя для ее утверждения на кадастровом плане территории.
Административным ответчиком было отказано в предоставлении государственной услуги, в том числе по мотиву расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, установленной в соответствии с приказом от 30.06.2016 года №1036 «О внесении изменений в приложение №1 к приказу Минкультуры России от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита».
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представители административных ответчиков, заинтересованные лица ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди», Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела, суд полагает, административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением XVI сессии Севастопольского городского совета от 13.10.2009 года № утверждены материалы выбора места расположения земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес>, испрашиваемого ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегардии» для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки.
Согласно приложению к вышеуказанному решению, ФИО2 является членом ОК «ЖСТИЗ «Усадьба Делегарди» и ей выделен земельный участок площадью <данные изъяты>
В соответствии с научным заключением Национального заповедника «Херсонес Таврический» №145/10 от 30.03.2010 года, научным заключением Управления культуры и туризма №10/1045-10 от 20.07.2010 года земельный участок ориентировочной площадью <данные изъяты> входит в зону охраны археологического культурного слоя.
04.02.2020 года ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <данные изъяты>
Письмом от 16.03.2020 года № Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сообщил ФИО2 об отказе в предоставлении государственной услуги по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне малоэтажной застройки, в том числе усадебной, в зоне незастроенных территорий, а также расположен в границах территории. Относящейся к зоне с режимом использования Р-3-3 участок Л-33, в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе».
Полагая отказ незаконным, административный истец обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
Пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 2 Закона города Севастополя «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» №299-ЗС от 16.12.2016 года регламентировано, что наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, установлены основания для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В свою очередь, пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, помимо прочего, является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 1).
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 2).
Так, согласно частям 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов.
Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регулирующий отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в преамбуле закрепляет, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои (ст. 3 упомянутого Федерального закона).
В силу ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты археологического наследия относятся к категории объектов культурного наследия федерального значения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Минкультуры России от 12.08.2016 года №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе (далее - Достопримечательное место), согласно приложению N 1 к настоящему приказу и их карту (схему) согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Указанный Приказ об утверждении границ территории и правового режима земельного участка в границах территории названного объекта археологического наследия относится к числу нормативных правовых актов, поскольку устанавливает обязательные для исполнения неограниченным кругом лиц требования, рассчитан на неоднократное применение, официально опубликован.
В соответствии с представленным заключением Департамента архитектуры и градостроительства, схемой расположения земельного участка, испрашиваемый земельный участок относится к зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33 и находится в границах участка с режимом использования Р-3-3, участок Л-33.
В соответствии с пунктом 27 Приказа в регламентном участке Р-3-3 выделены участки Л-20 - Л-44.
В границах регламентного участка Р-3-3 разрешается:
28.1. проведение археологических разведок и раскопок, а также консервация, реставрация, музеефикация;
28.2. проведение природоохранных мероприятий;
28.3. проведение традиционной сельскохозяйственной деятельности;
28.4. ремонт, реконструкция существующих строений;
28.5. реорганизация участков с изменением функционального назначения в соответствии с требованиями градостроительного регламента;
28.6. ограниченное строительство объектов рекреационного назначения, объектов, связанных с сельскохозяйственным использованием территории, при условии сохранения ландшафтных и планировочных особенностей местности;
28.7. сохранение ценных элементов ландшафта, склонов, ценных фрагментов участков лесонасаждений.
Пунктом 29 Приказа установлены архитектурно-планировочные параметры, в том числе для участка Л-33:
Восточная часть: ограничение по высоте 12 м., ограничение по протяженности фасада – не регламентируется; процент озеленения 60%, другие ограничения: при реорганизации территории с изменением функционального назначения допускается (вид разрешенного использования): "отдых (рекреация)", "сельскохозяйственная деятельность".
Западная часть – балка со склоном: без права возведения капитальных строений и сооружений; другие ограничения: при реорганизации территории с изменением функционального назначения допускается (вид разрешенного использования): "отдых (рекреация)" - "природно-познавательный туризм" (устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природно-восстановительных мероприятий.
В границах регламентного участка Р-3-3 запрещается:
30.1. земляные и мелиоративные работы, не связанные с исследованиями, сохранением, музеефикацией памятников и исторически ценного (культурного) ландшафта, использованием территорий в рекреационных целях, комплексным развитием территории участка Л-22 в границах кадастровых кварталов 91:02:006011, 91:02:003013, 91:02:003016 с учетом допустимого при реорганизации территории функционального назначения, и комплексным развитием территории в границах участков Л-34, Л-37 (часть территорий участка Л-37 в границах кадастрового квартала 91:01:012001);
30.2. изменения в ландшафте исторически ценной планировочной структуры;
30.3. проведение земляных работ без опережающих археологических исследований и последующего археологического наблюдения;
30.4. хозяйственная деятельность, которая может привести к повреждению археологических объектов и ценного ландшафта.
Кроме того, из заключения департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, представленной схемы расположения земельного участка, следует, что испрашиваемый земельный участок расположен таким образом, что отсутствует место допустимого размещения здания на данном участке, земельный участок находится, в том числе в зоне зеленых насаждений, незастроенных территорий.
Проанализировав представленные доказательства, учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне с режимом использования Р-3-3, участок Л-33, в которой установлен, в том числе, запрет на возведение капитальных строений и сооружений, учитывая цели испрашиваемого земельного участка – для индивидуального жилищного строительства, иные ограничения и его использование в целях рекреации и туризма, суд приходит к выводу, что представленная на утверждение в Департамент схема расположения земельного участка разработана с нарушениями, в части требований градостроительного законодательства, а, значит, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: г<адрес> и возложении обязанности на административных ответчиков по утверждению схемы расположения вышеуказанного земельного участка.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что у Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя отсутствуют полномочия в рамках предоставления указанной государственной услуги, в связи с чем последний является ненадлежащим ответчиком.
Ссылка представителя административного истца на апелляционное определение Севастопольского городского суда от 18.02.2020 года по делу № № не может быть принята во внимание, поскольку определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30.07.2020 года указанное апелляционное определение отменено.
Руководствуясь ст. 175-189 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО2 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Мотивированный текст решения изготовлен 05.08.2020 года.
Судья Ю.С. Степанова