Дело № 2а-1620/2020 *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
Председательствующего судьи И.В.Язева,
при секретаре В.В.Стайкич,
с участием:
- представителя административного истца ФИО1 - ФИО2;
- представителя административного ответчика СНД г. Покров Петушинского района Владимирской области - ФИО3;
- помощника прокурора Петушинского района - Захарцевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Совету Народных депутатов г. Покров Петушинского района Владимирской области и главе г. Покров Петушинского района Владимирской области ФИО4 о признании незаконными решения СНД г. Покров Петушинского района Владимирской области,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Совету Народных депутатов г. Покров Петушинского района Владимирской области (далее - СНД, Совет) и главе г. Покров Петушинского района Владимирской области ФИО4, в котором просит признать незаконным решение СНД города Покров № от дата.
В обоснование требований указано, что дата названным решением были досрочно прекращены полномочия истца, как депутата СНД города Покров шестого созыва, в связи с утратой доверия - непредоставление до 01.08.2020 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супругов) и несовершеннолетних детей за 2019 год (далее - Сведения, Декларация).
Между тем, дата истец подавала в администрацию г. Покров уведомление, которым досрочно сложила с себя полномочия депутата СНД г. Покров шестого созыва по собственному желанию, следовательно, перестала быть депутатом на момент вынесения обжалуемого решения.
Административный истец считает, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку оно вынесено позднее предусмотренного тридцатидневного срока со дня появления соответствующих оснований - неподача декларации в срок до 01.08.2020, то есть с 02.08.2020.
Административный истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещена о времени и дате рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явилась, суду представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме. Просил признать незаконным решение СНД от дата, поскольку пресекательный 30-дневный срок для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата был пропущен. СНД не мог не знать о том, что ФИО1 не подала в установленный срок Декларацию. На момент принятия СНД решения, ФИО1 уже прекратила статус депутата своим волеизъявлением.
Представитель административного ответчика СНД г. Покров - ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признала. Дополнительно пояснила, что дата в адрес СНД города Покров поступило представление прокурора Петушинского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции - нарушений выявленных со стороны депутата ФИО1 Ранее о нарушении со стороны истца они не могли узнать, поскольку Декларации подаются на имя Губернатора Владимирской области, анализ соблюдения порядка их предоставления лежит на аппарате Губернатора и прокуратуре Владимирской области.
СНД города Покров, на основании протеста прокурора принял решение №37/65 от 09.09.2020 «О рассмотрении представлении прокурора Петушинского района» и применил к депутату СНД города Покров ФИО1 меру ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий депутата СНД города Покров шестого созыва, в связи с утратой доверия, поскольку для этого были соответствующие основания.
дата от депутата ФИО1 в СНД действительно поступило уведомление о досрочном сложении полномочий по собственному желанию, однако оно подлежало рассмотрению в хронологическом порядке, поскольку основание прекращения полномочий выявленное прокурорам наступило раньше - дата (дата поступления в СНД представления прокурора). Вопрос о прекращении полномочий депутата был рассмотрен на внеочередной сессии, нарушения сроков вынесения решения не допущено.
В судебном заседании помощник прокурора Петушинского района Захарцева О.В. возражала относительно удовлетворения требований. Дополнительно пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что депутат ФИО1 не исполнила возложенную на нее, как на депутата, обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за 2019 год. Считает, что СНД г. Покров действовал по хронологии, исходя из времени возникновения оснований прекращений полномочий депутата, первое основание - отсутствие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за 2019 год, второе основание - заявление о добровольном сложении полномочий. Сведения о наличии оснований для прокурорской проверки в отношении ФИО1 поступили в адрес прокуратуры Петушинского района из прокуратуры Владимирской области, о выявленных со стороны истца нарушениях СНД отдельно не извещалось, в их адрес направлено представление.
Административный ответчик глава города Покров ФИО4 будучи надлежащим образом извещен о времени и дате рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при вынесении решения полагается на усмотрение суда.
Суд, выслушав доводы явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 8-9. Закона Владимирской области от 10.11.2008 N 181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Согласно Указа Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г.» в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года представляются до 1 августа 2020 года включительно.
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 29 Устава Муниципального образования городского поселения города Покров Петушинского муниципального района Владимирской области, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 2202-1 прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Федерального закона № 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что ФИО1 являлась депутатом шестого созыва СНД города Покров Петушинского района Владимирской области.
дата в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции было выявлено, что депутат ФИО1 не исполнила возложенную на нее, как на депутата, обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за 2019 год не представив соответствующие сведения Губернатору Владимирской области, при этом в 2020 году истец неоднократно уведомлялась председателем СНД г. Покров о необходимости подачи указанных сведений.
дата в адрес СНД города Покров Петушинского района Владимирской области поступило представление прокурора Петушинского района «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» от дата исх. №.
В судебном заседании истец не оспаривала, что не сдала Декларацию в установленные сроки.
дата в СНД города Покров Петушинского района Владимирской области поступило уведомление от депутата шестого созыва СНД города Покров Петушинского района Владимирской области ФИО1 о досрочном сложении полномочий по собственному желанию.
Согласно Решению Совета народных депутатов города Покров Петушинского района Владимирской области от дата№ «Об утверждении примерного графика заседаний Совета народных депутатов города Покров на 2020 год» дата состоялась последняя сессия по примерному графику.
Распоряжением главы города Покров Петушинского района Владимирской области от дата№ «О проведении внеочередного заседания Совета народных депутатов города Покров» 65 внеочередная сессия Совета народных депутатов назначена на дата в 13 часов 00 минут, п.2 повестки дня внеочередной сессии - рассмотрение представления прокуратуры Петушинского района, п. 3 повестки - рассмотрение заявления депутата Совета народных депутатов города Покров ФИО1
Выявленный факт нарушения обязанностей депутата свидетельствуют о недостаточном уровне личной ответственности депутата СНД г. Покров Петушинского района ФИО1 к осуществлению обязанностей, возложенных на нее законодательством. Следует отметить, что ФИО1 являясь депутатом СНД г. Покров, должна была знать и применять в своей работе, как федеральное законодательство, так и законодательство Владимирской области. Оснований полагать, что оспариваемое решение принято без учета характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, либо без должностного анализа обстоятельств, вязанных с неисполнением ФИО1 обязанностей.
Таким образом, СНД города Покров было вынесено законное решение от дата№ «О рассмотрении представления прокуратуры Петушинского района» и обоснованно применена к депутату СНД города Покров Петушинского района ФИО1 мера ответственности в виде досрочного прекращения депутатских полномочий депутата Совета народных депутатов города Покров шестого созыва, в связи с утратой доверия.
Суд отклоняет доводы истца о том, что обжалуемое решение незаконно в силу нарушения сроков его принятия.
Как следует из материалов дела, СНД г. Покров Петушинского района действовал исходя из времени возникновения оснований прекращений полномочий депутата, первое основание - отсутствие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за 2019 год в установленный срок - до 01.08.2020, второе основание - подача ФИО1 заявления о сложении депутатских полномочий - дата. При этом первое основание было выявлено дата при получении вышеназванного представления прокурора Петушинского района. Позиция истца о том, что Совет имел информацию о нарушении ФИО1 сроков предоставления декларации до дата, чем-либо не подтверждается. Прокурор Захарцева О.В. в судебном заседании пояснила, что проверку в отношении ФИО1 проводила она, информация о нарушении истцом порядка предоставления Декларации в СНД не направлялась.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочии, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Днем появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата необходимо считать день поступления в представительный орган муниципального образования соответствующего соответствующей информации, в данном случае от прокурора - дата.
Таким образом, судом не установлено нарушение срока принятия решения, установленного частью 11 статьи 40 Закона № 131-ФЗ, более того данный срок не является пресекательным.
Суд отклоняет доводы истца о том, что полномочия ФИО1 были прекращены в момент подачи ей заявления от 31.08.2020.
Как указано выше, полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях, указанных в части 10 статьи 40 Закона N 131-ФЗ, в иных случаях, установленных этим законом и иными федеральными законами, исключительно решением представительного органа муниципального образования. Таким образом, волеизъявления депутата о добровольном сложении полномочий является лишь одним из оснований их прекращения. Оснований полагать, что при наличии одновременно нескольких оснований, СНД должен был отдать предпочтение именно письменному заявлению истца, не имеется. Более того, учитывая социальную значимость статуса депутата, повышенные требования, предъявляемые к его обладателям, суд полагает, что допущенные ФИО1 нарушения повлекли справедливые последствия (ст. 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Исходя из изложенного, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения СНД г. Покров Петушинского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Совету Народных депутатов г. Покров Петушинского района Владимирской области и главе г. Покров Петушинского района Владимирской области ФИО4 о признании незаконными решения СНД г. Покров Петушинского района оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено дата
Судья Петушинского районного суда подпись И.В. Язев