ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1620/2017 от 01.09.2017 Новочебоксарского городского суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-1620/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 сентября 2017 года г. Новочебоксарск

Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Царевой Е.Е.,

при секретаре судебного заседания Кошкиной Е.Г.,

с участием помощника прокурора Максимовой Д.А.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № 3 от 13.01.2017, диплом ВСГ 4626822,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании абзаца 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации города Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Новочебоксарск обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации г.Новочебоксарск о признании абзаца 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации города Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу. Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка постановления администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики». Проверкой установлено, что пунктом 1 постановления утвержден Порядок организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики (приложение №1). Пунктом 2.3 Порядка предусмотрено, что путевка в загородный лагерь предоставляется для ребенка школьного возраста со сроком пребывания 21 день в летнее каникулярное время. Оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится родителями или иными законными представителями детей в размере: 5 процентов от стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством. Пунктом 5 Порядка организации отдыха детей и оздоровления в Чувашской Республике предусмотрено, что оплата стоимости путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей производится родителями или законными представителями детей в размере: 5 процентов от средней стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день и на весеннее, осеннее и зимнее каникулярное время со сроком пребывания не менее 7 дней для детей, проживающих в малоимущих семьях. Полагает, что в абзац 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха необоснованно не включены иные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно: дети с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении. Считает, что поскольку п.2.6 Порядка не предусматривает предоставление, путевок на летнее каникулярное время в размере 5 процентов от стоимости путевки для иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, соответственно, противоречит п.5 Порядка организации отдыха детей и оздоровления в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Прокурор Максимова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, вновь приведя их суду.

Представитель административного ответчика администрации г.Новочебоксарска – ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в направленном в адрес суда заявлении просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица БУ «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав мнение прокурора, представителя административного ответчика, специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что указанный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из смысла приведенных норм следует, что для признания нормативного правового акта недействующим необходимо наличие двух условий: несоответствие нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение им прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п. 2.6 Порядка организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации г. Новочебоксарска ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "Об организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики" (далее Порядок организации отдыха), оплата стоимости путевок в загородные лагеря производится родителями или иными законными представителями детей в размере:

- 5 процентов от стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой и попечительством;

- 20 процентов от стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день для детей школьного возраста из семей, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике;

- 30 процентов от стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день для детей школьного возраста из семей, среднедушевой доход которых составляет от 150 до 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике;

- 50 процентов от стоимости путевки на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день для детей школьного возраста из семей, среднедушевой доход которых превышает 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Чувашской Республике. Бесплатно предоставляются путевки детям из семей с пятью и более несовершеннолетними детьми и детям-инвалидам. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные Управлению образования, осуществляется в первоочередном порядке.

Как следует из искового заявления, прокурор г. Новочебоксарска считает, что в абзаце 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха необоснованно не включены иные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:

- дети с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении.

Проанализировав нормы действующего законодательства, суд не усматривает условия абзаца 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха незаконными в виду следующего.

Общие вопросы воспитания, образования, защиты семьи и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "е", "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно п/п 24.3 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

В силу п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 124-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В п. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" отражено, что органы местного самоуправления осуществляют в пределах своих полномочий мероприятия по обеспечению организации отдыха детей, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Корреспондирующее условие отражено в п/п 13 п.1 ст. 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, предусматривающем, что к вопросам местного значения города Новочебоксарска относится, в том числе, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Приведенные правовые предписания Федерального закона № 124-ФЗ, Федерального закона N 184-ФЗ и Федерального закона N 131-ФЗ свидетельствуют о том, что к полномочиям субъекта Российской Федерации относится организация отдыха и оздоровления детей во внеканикулярное время и обеспечение отдыха и оздоровления детей независимо от времени его проведения, а организация отдыха детей в каникулярное время является полномочием органов местного самоуправления, соответственно финансовое обеспечение отдыха детей не может быть признано составляющей частью полномочий органов местного самоуправления по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время.

Из вышеприведенного следует, что законодательством не предусмотрено обеспечение отдыха детей за счет средств местного бюджета муниципального образования, а решение данного вопроса находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п/п «з» п. 1 ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе, в соответствии с принципом - самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Конституционный Суд РФ в определение от 02.11.2006 № 540-О отразил, что, не входя в систему органов государственной власти, органы местного самоуправления вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В п. 9 (п/п «е») постановления Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 70 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации отдыха детей, их оздоровления и занятости в Чувашской Республике" органам местного самоуправления в Чувашской Республике рекомендовано разработать механизм частичного возмещения организациям стоимости путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, приобретенных ими за счет собственных средств, а также родителям или иным законным представителям детей школьного возраста, проживающим на территории Чувашской Республики, в соответствии с Порядком организации отдыха детей и их оздоровления в Чувашской Республике (приложение N 1 к настоящему постановлению).

В пункте 5 Порядка организации отдыха детей и их оздоровления в Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 70, оплата стоимости путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей производится родителями или законными представителями детей в размере 5 процентов от средней стоимости путевки - на летнее каникулярное время со сроком пребывания 21 день и на весеннее, осеннее и зимнее каникулярное время со сроком пребывания не менее 7 дней для детей школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации (родитель или иной законный представитель представляет в организации социального обслуживания, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, по месту жительства либо в органы управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов по месту жительства заявление (с указанием сведений о лицах, проживающих совместно с заявителем, о родственных связях заявителя с указанными лицами) и документы, подтверждающие факт трудной жизненной ситуации (для детей, оставшихся без попечения родителей, - документ, подтверждающий соответствующий статус, выданный органами опеки и попечительства по месту жительства; для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, - копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающего недостатки в физическом и (или) психическом развитии; для детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий - копия документа, выданного территориальным органом внутренних дел, подтверждающего факт того, что ребенок стал жертвой вооруженного и межнационального конфликта, или копия документа, выданного территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подтверждающего факт того, что ребенок пострадал от экологической, техногенной катастрофы или стихийного бедствия; для детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев - копии документа, подтверждающего статус вынужденного переселенца, или документа, подтверждающего статус беженца, выданного территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; для детей, оказавшихся в экстремальных условиях - акт обследования жилищно-бытовых условий; для детей - жертв насилия - копия документа, выданного уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающего совершение в отношении ребенка насилия; для детей, проживающих в малоимущих семьях, - копия справки органа социальной защиты населения казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по месту жительства о признании семьи малоимущей; для детей с отклонениями в поведении - копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии; для детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, - акт обследования жилищно-бытовых условий с подробным описанием трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушила жизнедеятельность ребенка, документ, выданный организацией социального обслуживания, находящейся в ведении Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, содержащий информацию о нарушении жизнедеятельности ребенка).

Постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 214 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию отдыха детей и их оздоровления в Чувашской Республике.

В п. 1.1. названных Правил отражено, что они определяют порядок предоставления средств из республиканского бюджета Чувашской Республики на организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организациях отдыха детей и их оздоровления, расположенных как на территории Чувашской Республики, так и за ее пределами на территории Российской Федерации, в том числе, детей школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации (п. 1.1.1):

-детей, оставшихся без попечения родителей;

-детей-инвалидов;

-детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;

-детей из семей с пятью и более несовершеннолетними;

-детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-детей, оказавшихся в экстремальных условиях;

-детей - жертв насилия;

-детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

-детей, находящихся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);

-детей, проживающих в малоимущих семьях;

-детей с отклонениями в поведении;

-детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

В п. 2.1 Правил определено, что главным распорядителем средств, направляемых на финансирование расходов на организацию отдыха категорий детей (их оздоровления), указанных в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 Правил, является Минтруд Чувашии.

В ходе судебного разбирательства представитель БУ «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ФИО2 суду пояснила порядок обеспечения путевками детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а именно:

- детей, оставшихся без попечения родителей,

- детей с ограниченными возможностями здоровья,

- детей жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

- детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

- детей, оказавшихся в экстремальных условиях,

- детей – жертв насилия,

- детей, проживающих в малоимущих семьях,

- детей с отклонениями в поведении,

- детей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Предоставление детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления, осуществляется в первоочередном порядке. Дети данной категории предоставляют документ, подтверждающий статус, выданный органами опеки и попечительства. В иных случаях родитель или иной законный представитель предоставляют документы, подтверждающие факт трудной жизненной ситуации. Родители оплачивают 5 % от стоимости путевки самостоятельно через банк на счет загородного оздоровительного лагеря. По предоставленным оплаченным квитанциям учреждением им выдаются путевки, полученные в Минтруде Чувашии. Порядок финансирования и закупок путевок находится в компетенции министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики.

Сотрудник МБУ «Центр мониторинга образования и психолого-педагогического сопровождения города Новочебоксарска Чувашской Республики» ФИО3, допрошенная в качестве специалиста, суду пояснила, что по итогам летней оздоровительной кампании 2017 г. в загородные оздоровительные лагеря через Управление образования получили: бесплатно – 11 детей, с 5% оплатой – 23 ребенка, с 20% оплатой – 700 детей. Финансирование осуществлялось за счет муниципального бюджета и родительских взносов. Из местного бюджета в связи с направлением детей в загородные оздоровительные лагеря в 2017г. в период летней оздоровительной кампании было израсходовано 13 847,9 руб. Также финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществлялось Минтрудом Чувашии, реализация путевок происходила через БУ «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Из вышеприведенных обстоятельств следует, что финансирование обеспечение отдыха категорий детей, перечисленных в исковом заявлении:

- дети с ограниченными с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

- дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

- дети – жертвы насилия;

- дети, проживающие в малоимущих семьях;

- дети с отклонениями в поведении

осуществляется с оплатой стоимости путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей в размере 5 процентов от средней стоимости путевки из республиканского бюджета в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, что исключает нарушение прав, и законных интересов категорий детей, не перечисленных в абзаце 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха.

Согласно решению Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № С 21-1 «О бюджете города Новочебоксарска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе, детей находящихся в трудной жизненной ситуации, в местном бюджете было предусмотрено <данные изъяты> руб. (приложение № 5), что превышает фактически использованную сумму.

Решением Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 20.10.2011 г. № С18-11 «О порядке опубликования муниципальных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики» определено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов города Новочебоксарска Чувашской Республики признается помещение полного текста документа в газетах «Грани» или «Родники «Чувашии».

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Из материалов дела следует, что с текстом постановления администрации г. Новочебоксарска ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "Об организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики" можно было ознакомиться в газете «Грани» № 42 от 14.06.2017г., также в газете был отражен официальный сайт г. Новочебоксарска, на котором можно было ознакомиться с приложениями к названному постановлению.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что порядок официального опубликования соблюден.

С учетом приведенных обстоятельств и норм законодательства, суд не усматривает не соответствия условий абзаца 2 п. 2.6 Порядка организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации г. Новочебоксарска ЧР от ДД.ММ.ГГГГ N 862 "Об организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики" требованиям законодательства и нарушения им чьих-либо прав и законных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 213, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурору г. Новочебоксарск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Новочебоксарска о признании абзаца 2 пункта 2.6 Порядка организации отдыха и оздоровления детей школьного возраста в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации города Новочебоксарска от ДД.ММ.ГГГГ, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу, отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу должно быть опубликовано в газете «Грани» после получения данным средством массовой информации текста сообщения о принятом решении.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е.Царева

Мотивированное решение изготовлено 1 сентября 2017г.