Дело №2а-1623/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 25 октября 2021 г.
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., с участием помощника Выксунского городского прокурора Митрофановой Е.А., административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителей административного ответчика ТИК г.о.г. Выкса Нижегородской области ФИО3, ФИО4, при секретаре Конышевой В.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
ФИО1 к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 14 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 693, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения о результатах выборов недействительным и подлежащим отмене, признании выборов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 14 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 693, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе № 1 от 20.09.2021г. недействительным и подлежащим отмене; признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области 17-19.09.2021г. недействительными.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1, как зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, баллотировался по избирательному округу № 14 (УИК № 692, УИК № 693). Выборы проводились с 17-19 сентября 2021г. В соответствии с итогами голосования по одномандатному избирательному округу № 14 на выборах депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, утвержденными протоколом № 1 окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от 20 сентября 2021г. в соответствии с ч.5 ст. 67 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» М.Д.В. избран депутатом по одномандатному избирательному округу № 14. По итогам подсчета бюллетеней на бумажных носителях с двух избирательных участков истец опережал М.Д.В. на 8 голосов. Победу М.Д.В. одержал на 23 голоса, но уже с учетом результатов электронного голосования. Решение окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе № 1 от 20.09.2021г., является незаконным, подлежащим отмене, что влечет за собой назначение повторных выборов. В ходе проведения голосования и подведении его итогов по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва в избирательном округе № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области были допущены существенные нарушения как процедуры голосования, так и процедуры подсчета голосов, которые не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Порядок электронного голосования и порядок подсчета голосов по электронному голосованию Законом НО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не предусмотрен, на УИКи результаты голосования не поступали, даже строки в протоколе подсчета голосов нет. Кроме того, согласно ст. 31 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. 21 Закона НО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Исключений указанные нормы не предусматривают. Истец, как кандидат, наблюдатели, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и члены УИК с правом решающего голоса были лишены возможности участвовать в подсчете голосов, что является прямым нарушением законодательства. Фактически окружной избирательной комиссией г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от 20 сентября 2021г. составлен сфальсифицированный итоговый протокол, в котором отражена информация, не соответствующая действительности, сам протокол составлен с нарушением требований к порядку и форме заполнения, поскольку в итоговых бюллетенях опять же отсутствуют сведения о количестве проголосовавших электронно, о выдаче им бюллетеней. Исходя из незаконности самого электронного голосования определить реального победителя возможности нет.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил их удовлетворить, указав, что претензий по поводу голосования на бумажных носителях он не имеет.
Представители административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва по одномандатному избирательному округу № 14, ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. В удовлетворении административного искового заявления просили отказать.
Представитель административного ответчика - Участковой избирательной комиссии № 692 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, представив письменный отзыв на заявленные требования, в соответствии с которым требования административного истца полагает необоснованными и в их удовлетворении просит отказать.
Представитель административного ответчика - Участковой избирательной комиссии № 693 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных истцом требований просил отказать.
Представитель административного ответчика - Центральной избирательной комиссии России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного соответчика - Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо – М.Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, в котором также указал, что требования административного истца считает не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица – НРО Политической партии «Коммунистическая партия РФ» и РИК НРО Партии «Единая Россия» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, каких-либо ходатайств не заявляли.
В своем заключении участвующий по делу прокурор полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив и исследовав собранные по делу доказательства в совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Европейский Суд по правам человека в решении от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии" отметил, что фраза "в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти", по существу, подразумевает - наряду с уже закрепленной статьей 10 Конвенции свободой выражения своего мнения - принцип равного отношения ко всем гражданам при осуществлении ими как своего права голоса, так и права выставлять свою кандидатуру на выборах (§ 54).
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких претендентов посредством свободного волеизъявления.
Кроме того, что особенно важно подчеркнуть, "при подлинных выборах обеспечивается свободный доступ избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях) и о процессе выборов, а кандидатов, политических партий (коалиций) - к средствам массовой информации и телекоммуникациям (пункт 3 статьи 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года).
Европейский Суд по правам человека в решении от 19 февраля 1998 года по делу "Боуман против Соединенного Королевства" исходит из того, что право на свободу слова необходимо рассматривать в свете права на свободные выборы, то есть ни одно из них не обладает приоритетом.
Конституция Российской Федерации, утверждая согласно воле многонационального народа России незыблемость демократической основы ее суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа, способом выявления его действительной воли и формирования легитимных выборных органов публичной власти.
Развитие указанных конституционных положений нашло свое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 67-ФЗ), которым определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно с подпункта 24 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
В соответствии со статьями 12 и 14 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" организацию подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов Совета депутатов городского округа города Выкса осуществляет территориальная избирательная комиссия городского округа города Выкса, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва", Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 июня 2021 года№1832-У1 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области", решением Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области второго созыва от 26.06.2021г. №48 "О назначении выборов депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва" на 19 сентября 2021г. были назначены выборы:
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва;
депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва;
депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва.
Постановлением окружной избирательной комиссии №14 от 5 августа 2021г. №7/81-5 административный истец ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14, субъект выдвижения- Нижегородское региональное объединение Политическая партия КПРФ.
Постановлением окружной избирательной комиссии №14 от 2 августа 2021г. №5/57-5 М.Д.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14, субъект выдвижения - Местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" городского округа город Выкса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 631 Федерального закона № 67-ФЗ, по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру.
В соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 18 июня 2021г. №11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" голосование на выборах депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва проводилось 17,18,19 сентября 2021 года.
Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 проходили на избирательных участках №692, №693.
Постановление Избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от 24 сентября 2021г. №15/223-5 "Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва" выборы депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными, в том числе, по одномандатному избирательному округу №14.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в ходе проведения голосования и подведения его итогов были допущены существенные нарушения законодательства о выборах, а именно, протокол окружной избирательной комиссии №3 по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва от 20 сентября 2021г. сфальсифицирован, а указанные в нем результаты не соответствуют действительности.
Между тем, данные доводы административного иска являются необоснованными в силу следующего.
Так, в силу пункта 1 статьи 67 Федерального закона 67-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Порядок подведения итогов голосования, порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, обработка итогов голосования, порядок определения результатов выборов установлены статьями 68 - 70 Федерального закона 67-ФЗ.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 июня 2019 года N 1575-О, положения статьи 68 названного Федерального закона направлены на обеспечение надлежащих процедурных условий для честного и открытого подсчета голосов избирателей, объективного и достоверного установления итогов голосования и исключения каких-либо предпосылок для искажения волеизъявления избирателей и фальсификации полученных электоральных результатов. Их соблюдение, во всяком случае, не допускает осуществления автономного (индивидуального) подсчета голосов избирателей отдельными членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а требует, чтобы все действия, связанные с извлечением, сортировкой и суммированием избирательных бюллетеней и определением итогов голосования (как в целом по избирательному участку, так и по отдельным кандидатам), производились избирательной комиссией коллективно и гласно, с обязательным участием всех ее членов с правом решающего голоса.
Последовательное исполнение данного требования, по сути, не оставляет места для неточного (ошибочного) подсчета голосов избирателей и неправильного (некорректного) их отражения в протоколе об итогах голосования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Таким образом, содержащиеся в статье 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав требования установлены законодателем с тем, чтобы вводимые им избирательные процедуры были честными и прозрачными, предотвращали возможность фальсификации итогов избирательного процесса, способствовали объективному и достоверному отражению действительных результатов электорального волеизъявления граждан. В противном случае избирательное законодательство не будет отвечать конституционной природе выборов, подразумевающей, что в основе формирования органов публичной власти, призванных обеспечивать представительство и выражение интересов граждан, должно лежать справедливое выявление подлинного волеизъявления избирателей, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 апреля 2014 года N 11-П, от 15 ноября 2018 года N 42-П и др.).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (пункт 1).
Пунктом 3.1 Постановления ЦИК Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 74/667-7 предусмотрено, что установление итогов голосования, подсчет голосов и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом осуществляются участковыми комиссиями в помещении для голосования (помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума) в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами о выборах и референдумах.
Приведенные положения постановления ЦИК Российской Федерации носят инструктивный характер, опубликованы на официальном сайте ЦИК Российской Федерации и обязательны для исполнения в силу прямого указания пункта 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением участковой избирательной комиссии №692 от 19.09.2021г. №4 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке №692" утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №14 по избирательному участку №692. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата М.Д.В. - 193 голоса, за кандидата ФИО1 - 289 голосов.
Решением участковой избирательной комиссии №693 от 19.09.2021г. №4/1 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке №693" утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №14 по избирательному участку №693. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата М.Д.В. - 415 голоса, за кандидата ФИО1 - 327 голосов.
Избирательная документация по выборам 19 сентября 2021г., в том числе вышеуказанные решения и протоколы, были переданы УИК №692 и УИК №693 в Территориальную избирательную комиссию городского округа город Выкса Нижегородской области для установления результатов выборов по одномандатному избирательному округу№14.
Каких-либо доказательств того, что при составлении протоколов по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 участковыми избирательными комиссиями №692, №693 допущена фальсификация сведений об итогах голосования, в материалы дела административным истцом не представлено.
Таким образом, Протоколы №1 УИК №692, №693 были составлены в соответствии со статьями 65 и 66 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области были приняты экземпляры протоколов №1 об итогах голосования на УИК №692, №693, произведено суммирование содержащихся в них данных, проведена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений. Итоги голосования установлены.
Что касается недействительности, по мнению административного истца, результатов дистанционного электронного голосования, в этой части суд доводы административного иска принять не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 проходили на избирательных участках №692, №693 и путем Дистанционного электронного голосования в соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года".
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 «О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года» определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые, должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе.
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года определен постановлением ЦИК России от 20.07.2021 года № 26/225-8.
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования (далее - ПТК ДЭГ), доступ к которому избирателю предоставляется на специальном портале, размещенном в сети Интернет. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования.
Для подготовки и проведения дистанционного электронного голосования решением ЦИК России формируется территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования (далее - ТИК ДЭГ).
Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ' решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. Зашифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится с использованием ключа зашифрования, загруженного в ПТК ДЭГ. Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится на ПТК ДЭГ с использованием ключа расшифрования.
По истечении времени голосования 19 сентября 2021 года, но не ранее чем в 20.15 по московскому времени ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ.
При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования.
Каждый список участников ДЭГ подписывается электронной подписью председателя и секретаря ТИК ДЭГ.
Электронные копии списков участников ДЭГ формируются средствами ПТК ДЭГ и записываются на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается.
После завершения работы со списками участников ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из частей. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования.
Собранный ключ расшифрования с помощью ПТК ДЭГ загружается в цепочку из блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ.
После получения информации об успешной сборке и загрузке ключа расшифрования в ПТК ДЭГ председатель ТИК ДЭГ с АРМ председателя ТИК ДЭГ ПТК ДЭГ запускает процедуру расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ.
После расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ председатель ТИК ДЭГ при помощи ПТК ДЭГ формирует в электронном виде протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждым выборам, каждому избирательному округу, каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные (территориальные) группы:
число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования;
число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
число недействительных бюллетеней;
число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (каждое избирательное объединение).
В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов (об итогах голосования) соответствующей избирательной комиссией не включаются.
Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов (устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории).
Наблюдение за проведением дистанционного электронного голосования обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
Количество наблюдателей за дистанционным электронным голосованием, назначенных одним избирательным объединением, кандидатом, субъектом общественного контроля, не может превышать двух. Наблюдатели вправе поочередно присутствовать в помещении Общественной палаты Российской Федерации, Нижегородской области и осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием.
В случае если политическая партия выдвинула кандидатов, списки кандидатов, то эта политическая партия вправе назначить наблюдателей, которые будут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) кандидатов (списков кандидатов).
На официальном сайте ЦИК России не позднее 8.00 по московскому времени 17 сентября 2021 года публикуется адрес страницы (ссылка) в сети Интернет, где средствами ПТК ДЭГ отображаются следующие данные:
число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ;
число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ1;
доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании (получивших доступ к бюллетеню (бюллетеням) и осуществивших волеизъявление, от общего числа участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ.
Как было указано выше, голосование на выборах депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва проводилось 17,18,19 сентября 2021 года.
Результаты дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14, в соответствии с п.8.1. "Порядка дистанционного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года" были переданы Территориальной избирательной комиссией ДЭГ с использованием информационно телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в Окружную избирательную комиссию №14, то есть в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14. Протокол территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 размещен на официальной сайте Центральной Избирательной Комиссии РФ cikrf.ru в разделе Дистанционное электронное голосование (страница 279 Протокола). Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата М.Д.В. - 93 голоса, за кандидата ФИО1 - 62 голоса.
Территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14, провела проверку правильности и полноту представленных избирательными комиссиями документов, проверила правильность контрольных соотношений, итоговых суммарных данных об итогах голосования, нарушений и ошибок выявлено не было, особых мнений к протоколам приложено не было.
На основании поступивших от избирательных комиссий документов об итогах голосования Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области был составлен протокол окружной избирательной комиссии №14 о результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 и подписан всеми членами комиссии 20 сентября 2021 года в 15 часов 10 минут. В результате по одномандатному избирательному округу №14 за кандидата М.Д.В. - проголосовали 701 избиратель, за кандидата ФИО1 - проголосовали 678 избирателей.
Особых мнений от членов комиссии не поступало. Какие-либо жалобы и замечания по процедуре подведения итогов и установлении результатов в Территориальную избирательную комиссию г.о.г. Выкса Нижегородской области от административного истца, иных участников голосования не поступали.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от 20 сентября 2021г. №13/186-5 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14" утвержден протокол №1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №14.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от 22 сентября 2021г. №14/211-5 "О результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14" выборы депутатов по одномандатному избирательному округу №14 признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 признан М.Д.В.
Постановлением избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от 24 сентября 2021г. №15/223-5 "Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва” выборы депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными, в том числе, по одномандатному избирательному округу №14.
Протокол № 1 об итогах голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14, составлен ОИК № 14 20 сентября 2021г. на основании протоколов итогов голосования, представленных УИК № 692, № 693, и данных об итогах ДЭГ, полученных от ТИК ДЭГ с использованием ИТК связи ГАС ’’Выборы”.
16 сентября 2021г. УИК №692, № 693 для работы со списками избирателей ТИК г.о.г. Выкса были переданы Реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). УИК №692, № 693 были исключены из книги списка избирателей по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14 79 и 88 избирателей соответственно, путем вычеркивания сведений об избирателе и внесения записи об основаниях для исключения. Никто из исключенных избирателей на избирательный участок не приходил и бюллетени не получал. УИК №692, № 693 не организовывала дистанционное электронное голосование, соответственно итоги по данному виду голосования не подводили.
Довод административного истца о незаконности проведения дистанционного электронного голосования и отсутствия возможности наблюдения за ходом дистанционного электронного голосования является необоснованным и голословным.
Так, постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49- 8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года" определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в 7 субъектах РФ, в том числе Нижегородской области.
Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 20 июля 2021г. №26/225- 8 утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах 19 сентября 2021 года, который регулирует порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года.
Частью 14 ст. 63 Закона Нижегородской области №108-3 от 06.09.2007 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусмотрено: "В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в случае и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством электронного голосования.
В данном случае принятие каких-либо дополнительных правовых актов Законодательным Собранием Нижегородской области и Советом Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области избирательным законодательством не требуется.
Административный истец знал (должен был знать) о порядке проведения дистанционного электронного голосования на момент регистрации его кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №14, в связи с чем ФИО1, обладал конституционным правом оспорить данные акты ЦИК РФ в связи с нарушением его прав, как зарегистрированного кандидата, на достоверное определение реального победителя.
В свою очередь, свои возражения в данной части административный истец заявляет только после установления результатов голосования.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 2 статьи 77 названного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 данного Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В рамках настоящего дела доказательств наличия таких существенных нарушений суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что результаты из имеющейся у них копии протоколов и результаты, внесенные в ГАС "Выборы", существенно отличны, не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела.
Рассмотрев доводы административного иска в части подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования, а также представленные в дело доказательства, суд не установил в своей совокупности достаточных и бесспорных нарушений, которые могли повлиять на действительную волю избирателей, что выявленные нарушения могли привести к иному результату итогов голосования в отношении М.Д.В. и ФИО1
Разница в голосах кандидатов М.Д.В. и ФИО1 являлась значительной и не могла повлиять на исход выборов, учитывая, что конкретных доказательств незаконного добавления победившим кандидатов голосов избирателей, суду представлено не было.
Совокупность доказательств, представленных сторонами, позволяет суду сделать вывод о соблюдении членами УИК N 692, УИК N 693 в целом, принципов гласности и открытости при подсчете голосов избирателей, и об отсутствии фактов нарушений избирательного законодательства при подведении итогов голосования на выборах депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей.
Суд полагает, что ни одного из приведенных выше оснований к отмене итогов голосования и результатов выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 14, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не имеется.
В связи с этим оснований для признания решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенного в Протоколе № 1 от 20.09.2021г. недействительными и подлежащими отмене, после определения результатов выборов, установленных в п.п. 1.2 и 2 ст. 77 Федерального закона 67-ФЗ, не имеется.
Приведенная административным истцом субъективная оценка обстоятельств проведения голосования не может быть принята во внимание в подтверждение наличия оснований к отмене итогов голосования, поскольку не подтверждается относимыми и допустимыми доказательствами.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 этого же Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии со статьей 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим же Кодексом.
С учетом названных выше норм процессуального закона, доказательствами, подтверждающими довод ФИО1 о фальсификации итогов голосования, могли бы являться постановления, принятые компетентными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, которые истцом не представлены. Сведений о том, что административный истец обращался в правоохранительные органы по факту фальсификации итогов выборов, суду не представлено.
Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, следует прийти к выводу, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не было установлено по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 14 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 693, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе № 1 от 20.09.2021г. недействительными и подлежащими отмене; признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20.09.2021г. по избирательному округу № 14 г.о.г. Выкса Нижегородской области 17-19.09.2021г. недействительными, ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы или представления через Выксунский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения.
ФИО5