УИД 50OS0000-01-2021-001101-16
№2а-1623/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.05.2022 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Соболевой О.О.,
при секретаре Бундан А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению гоцко юв к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействующим постановления администрации Сергиево-Посадского городского округа от 06.07.2021 года №991-ПГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области» в части отнесения территории земельных участков ТСН СУ «Радонежские просторы» к территориальной зоне СХ-3 ЗРЗ Р-8,
УСТАНОВИЛ:
Гоцко Ю.В. обратился в Московский областной суд с административным иском, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании не соответствующими законодательству и недействующими: решения Совета депутатов городского округа Сергиев Посад Московской области от 01.07.2021 года № 38/01-МЗ «Об утверждении Генерального плана Сергиево-Посадского городского округа Московской области» в части внесения в графическую и текстовую части сведений о зонах охраны, установленных решением Исполкома Мособлсовета от 12.06.1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе», постановления администрации Сергиево-Посадского городского круга Московской области от 06.07.2021 года № 991-ПГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области» в части отнесения территории земельных участков ТСН СУ «Радонежские просторы» к территориальной зоне СХ-3ЗРЗ Р-8; обязании исключить из графической и текстовой части Генерального плана Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Сергиев Посад Московской области от 01.07.2021 года № 38/01-МЗ, сведения о зонах охраны, установленных решением Исполкома Мособлсовета от 12.06.1986 года № 826/20, установить для территории КП «Радонежские просторы» территориальную зону, предусматривающую вид разрешенного использования земельного участка «для ведения гражданами садоводства», код классификатора 13.2 (т.2 л.д.34-43).
Определением Московского областного суда от 28.01.2022 года из указанного административного дела в отдельное производство выделены требования Гоцко Ю.В. к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействующим постановления администрации Сергиево-Посадского городского круга Московской области от 06.07.2021 года № 991-ПГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области» в части отнесения территории земельных участков ТСН СУ «Радонежские просторы» к территориальной зоне СХ-3ЗРЗ Р-8, которое направлено в Сергиево-Посадский городской суд Московской области в порядке статей 19, 20, 27, 136 КАС РФ для рассмотрения по существу (т.2 л.д.64-69).
В судебное заседание административный истец Гоцко Ю.В. не явился, обеспечил участие представителя по доверенности Хрипунова К.В., который требования поддержал, сославшись на то, что гоцко юв является собственником недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером № по адресу: , площадью 1 200 кв. м, а также расположенного на данном участке жилого дома с кадастровым номером № площадью 55,5 кв. м. Участок расположен в границах дачного поселка «Радонежские просторы», проект организации застройки которого согласован Главой сельского поселения Хотьковское. С 2011 года административный истец является членом садового товарищества «Радонежские просторы», образованного в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратил силу), осуществляет плату членских и целевых взносов соответствующих налоговых начислений на указанное недвижимое имущество. Оспариваемое Гоцко Ю.В. постановление администрации Сергиево-Посадского городского круга Московской области от 06.07.2021 года № 991-ПГ опубликовано 06.07.2021 года в муниципальном печатном издании газета «Вперед» и информационно-телекоммуникационной сети Интернет. По мнению административного истца, оспариваемое постановление не соответствует основным принципам земельного законодательства, изложенным в части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации и иным положениям действующего законодательства. Правила землепользования и застройки и иные региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регулирующие градостроительные отношения на той территории, на которую они распространяются, определяют параметры, виды допустимого использования земельного участка, зданий, сооружений, предопределяя потенциально возможную застройку земель и перспективную экологическую обстановку на соответствующей территории. При выработке перспектив развития территории должны учитываться интересы конкретных частных лиц – правообладателей земельных участков, зданий, сооружений. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Административный истец полагает, что в связи с принятием обжалуемого постановления он лишен права выбора соответствующего фактическому использованию участка вида разрешенного использования земельного участка. Согласно графической части Генплана округа территория КП «Радонежские просторы», в котором расположен участок Гоцко Ю.В., на карте 9.2.7 «Карта границ земель сельскохозяйственного назначения с отображением особо ценных сельскохозяйственных угодий и мелиорируемых земель» обозначен как коттеджный поселок с числовым идентификатором 11.99. На карте 9.1.4 «Карта функциональных зон муниципального образования» территория КП «Радонежские просторы» отнесена к функциональной зоне Р-9 – зона осуществления историко-культурной деятельности». На карте 9.2.10 «Карта границ, территорий, зон охраны и защитных зон ОКН» КП «Радонежские просторы» входит в границы памятника 1.15 Древний Радонеж, XIV-XV вв. (достопримечательное место). Генплан округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе, при разработке правил землепользования и застройки в силу части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ. При подготовке ПЗЗ границы территориальных зон и параметров их планируемого развития, определенных генпланом. Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5-8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ). Утвержденными ПЗЗ Сергиево-Посадского городского округа Московской области земельный участок Гоцко Ю.В. отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного производства – СХ-3, зоне регулируемой застройки ЗРЗ, виду Р-8, градостроительные регламенты не установлены с учетом требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV-XV вв.». При этом, ПЗЗ не соответствуют генеральному плану. Несоответствие ПЗЗ генплану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ). Согласно статье 43 ПЗЗ территориальная зона СХ-3 ЗРЗ Р-8 не предусматривает вида разрешенного использования земельного участка административного истца – для ведения садоводства (код 13.2 Приказа Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412). В границах территориальной зоны отсутствуют земельные участки, на которых осуществляется деятельность, соответствующая сельскохозяйственному производству, отсутствуют участки, площадь которых позволяет осуществлять сельскохозяйственное производство. Территориальная зона СХ-3 ЗРЗ Р-8 установлена в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 36 ГрК РФ. По данным ЕГРН в границах территориальной зоны СХ-3 ЗРЗ Р-8 расположен коттеджный поселок «Радонежские просторы», площадь земельных участков в котором не превышает 1 500 кв. м, они находятся в собственности физических лиц, на участках располагаются объекты капитального строительства, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке. Территориальная зона СХ-3 ЗРЗ Р-8, к которой отнесен участок истца, противоречит пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ, основным понятиям Федерального закона от 29.07.2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Отнесение участка административного истца, на котором расположен объект капитального строительства, к зоне СХ-3 ЗРЗ Р-8 создает неопределенность правового режима как участка, так и объекта строительства на нем. Кроме того, Гоцко Ю.В. полагает, что при принятии оспариваемого постановления нарушен порядок, поскольку на публичные слушания по вопросам корректировки генплана и ПЗЗ в адрес административного ответчика направлялись возражения и замечания, которые зафиксированы в протоколе публичных слушаний от 28.12.2020 года № 2, однако, в самих актах они не отражены, мотивированный отказ внесения предложений и замечаний заявителю не направлен. По размеру участка истца он не подпадает под категории земель сельхозназначения ввиду того, что минимальный размер для подобных участков составляет 2,0 Га. Приказом Минкультуры РФ от 08.07.2015 года № 1939 запрещено предоставление земельных участков для дачного строительства и КФХ, в то время как участок административного истца принадлежит ему на праве собственности с 2011 года, в связи с чем его предоставление повторно не требуется. Сама по себе зона СХ-3 ЗРЗ Р-8 не предусмотрена действующим законодательством. По изложенным основаниям просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области по доверенности Шкалева И.В. в заседании административный иск не признала, против его удовлетворения возражала по доводам, изложенным письменно (т.2 л.д.170-171), в которых отразила, что по сведениям ЕГРН участок Гоцко Ю.В. относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Оспариваемыми ПЗЗ участок отнесен к соответствующей зоне – зоне сельскохозяйственного производства СХ-3 ЗРЗ Р-8. Зона регулируемой застройки и режим использования земель установлены с учетом требований к осуществлению деятельности и градостроительных регламентов в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV-XV вв.». Сведения о границах достопримечательного места имеются в государственном кадастре недвижимости, а сведения о Древнем городе Радонеж размещены в Ведомственной информационной системе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) на основании материалов, представленных Главным управлением культурного наследия Московской области. В утвержденных документах градостроительного зонирования Сергиево-Посадского городского округа Московской области зоны с особыми условиями использования территории отображены в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами. Применительно к земельным участкам, исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 № 20РВ-349 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается») действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3. В этой связи, земельный участок Гоцко Ю.В. отнесен к территориальной зоне СХ-3. К основным видам указанной зоны СХ-3, в том числе, относится вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где минимальный размер земельного участка составляет 500 кв. м, что соответствует размеру земельного участка с кадастровым номером № составляющего 1200 кв. м. Таким образом, административный истец не лишен права на приведение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, в соответствие Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10.11.2020 года № П/0412, а также правилам землепользования и застройки Сергиево-Посадского городского округа Московской области. В процессе подготовки и проведения публичных слушаний все поступившие замечания и предложения направлены администрацией в уполномоченный орган для принятия по ним решения. При рассмотрении замечаний, поступивших в регламентный срок, комиссией уполномоченного органа внесение изменений в части отнесения земельного участка истца с кадастровым номером № территориальной зоне СХ-2 отклонены в связи с расположением указанного земельного участка в зонах охраны объекта культурного наследия Древний город Радонеж в Загорском районе, режим использования которых ограничивает любое новое строительство. Вопросы установления границ, режимов использования территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия не рассматриваются в рамках разработки генеральных планов и правил землепользования и застройки муниципальных образований. Обратила внимание суда на то, что вопрос о признании недействующим решения Исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 12.06.1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе» являлся предметом судебного рассмотрения. Решением Московского областного суда от 04.10.2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РФ от 19.02.2014 года, в удовлетворении требований о признании недействующим решения исполнительного комитета Московского областного Совета народные депутатов от 12.06.1986 № 826/20 отказано. Учитывая изложенное, отображение на картах Правил землепользования и застройки зоны охраны памятника культура «Древний город Радонеж» и территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательного места «Древний Радонеж, XIV-XV вв.» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов административного истца не нарушает. По изложенным основаниям просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, привлеченного в качестве такового в связи с выделением требований к администрации округа, а ранее участвующего в деле в качестве административного соответчика, в заседание не явился, извещен, его явка обязательной не признавалась. В деле имеется письменное возражение Мособлархитектуры, согласно которым участок Гоцко Ю.В. по сведениям ЕГРН имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и располагается на землях сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Генпланом округа участок находится в зоне действия: решения Исполкома Московской области от 12.06.1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе; распоряжения Правительства РФ от 22.03.2014 года № 426-р «Об отнесении выявленного объекта культурного наследия «Древний Радонеж, XIV-XV вв.», расположенного в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, к объектам культурного наследия – достопримечательное место»; приказа Минкультуры РФ от 08.07.2015 года № 1939 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV-XV вв.». В соответствии с оспариваемыми ПЗЗ участок Гоцко Ю.В. отнесен к зоне сельскохозяйственного производства СХ-3 (ЗРЗ-Р-8), которая установлена с учетом вида разрешенного использования участка с кадастровым номером №, а также расположения участка в зонах с особыми условиями использования земель. В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 года № 972, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия. Учитывая указанное выше, а также положения части 7 статьи 24 ГрК РФ, части 5 статьи 30 ГрК РФ, полагал, что в утвержденных документах территориального планирования и градостроительного зонирования Сергиево-Посадского городского округа Московской области зоны с особыми условиями использования территории отображены в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами. Также указано на то, что пунктом 2 статьи 16.1 закона о Генплане Московской области предусмотрено, что ПЗЗ муниципальных образований подлежат утверждению местными администрациями муниципальных образований в срок до 31.12.2021 года без проведения публичных слушаний и (или) общественных обсуждений, а также без заключения комиссии по подготовке проекта ПЗЗ при условии, что утверждаемая местной администрацией редакция правил в полном объеме соответствует редакции утвержденных представительным органом местного самоуправления ПЗЗ, действующей на дату утверждения ПЗЗ местной администрацией. Процедура внесения изменений в ПЗЗ проведена администрацией Сергиево-Посадского городского округа Московской области в строгом соответствии с действующим законодательством и в соответствии с порядком внесения изменений, а также с учетом общественных обсуждений, которые проводились, в том числе, в отношении спорной территории.
Представитель заинтересованного лица Главного Управления культурного наследия Московской области в заседание не явился, извещен, его явка обязательной не признавалась. К предыдущему заседанию представителем направлен письменный отзыв по делу, в котором он полагает требования Гоцко Ю.В. не подлежащими удовлетворению, поскольку как Генплан округа, так и ПЗЗ приняты с учетом Решения Мособлисполкома от 12.06.1986 года № 826/20 и Приказа Минкультуры РФ от 08.07.2015 года № 1939. При этом, отмечено, что в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 года № 972, в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Московской области в заседание не явился, извещался. Своей позиции по делу не выразил, его явка обязательной судом не признавалась.
На основании статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки (пункт 5 статьи 30).
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории.
Правила землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области утверждены постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 18.06.2021 года № 885-ПГ.
Оспариваемым постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 06.07.2021 года №991-ПГ (т.1 л.д.22-520) в указанные ПЗЗ внесены изменения на основании поступившего из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектура) проекта (т.1 л.д.13). Вынесению постановления предшествовало проведение публичных слушаний, назначенных постановлением Главы Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 30.10.2020 года № 1633-ПГ (т.1 л.д.14-21). Постановление от 06.07.2021 года № 991-ПГ опубликовано 06.07.2021 года в газете «Вперед» и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (т.1 л.д.4-10).
Гоцко Ю.В. является собственником недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером № по адресу: , восточная часть кадастрового квартала №, площадью 1 200 кв. м, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», а также расположенного на данном участке жилого дома с кадастровым номером № площадью 55,5 кв. м. Участок расположен в границах дачного поселка «Радонежские просторы».
Постановлением администрации Сергиево-Посадского городского округа от 06.07.2021 года №991-ПГ участок с кадастровым номером № отнесен в составе территории ТСН СУ «Радонежские просторы» к территориальной зоне СХ-3 ЗРЗ Р-8.
Поводом к оспариванию постановления послужило ограничение в связи с его изданием права Гоцко Ю.В., предусмотренного пунктом 4 статьи 37 ГрК РФ, на выбор вида разрешенного использование его участка с учетом зонирования территории измененными ПЗЗ.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 56 ЗК РФ установлено, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.
Административным истцом не оспаривалось, что его участок находится в зоне действия решения Исполкома Московской области от 12.06.1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе, распоряжения Правительства РФ от 22.03.2014 года № 426-р «Об отнесении выявленного объекта культурного наследия «Древний Радонеж, XIV-XV вв.», расположенного в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, к объектам культурного наследия – достопримечательное место», и приказа Минкультуры РФ от 08.07.2015 года № 1939 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV-XV вв.».
Вопрос о признании недействующим решения исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе» от 12.06.1986 № 826/20 являлся предметом судебного рассмотрения.
Решением Московского областного суда от 04.10.2013, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда РФ от 19.02.2014 года, в удовлетворении требований о признании недействующим решения исполнительного комитета Московского областного Совета народные депутатов от 12.06.1986 № 826/20 отказано.
Сведений об оспаривании приказа Минкультуры РФ от 08.07.2015 года № 1939 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV-XV вв.», распоряжения Правительства РФ от 22.03.2014 года № 426-р «Об отнесении выявленного объекта культурного наследия «Древний Радонеж, XIV-XV вв.», их отмене и/или признанию незаконным в судебном либо ином порядке сторонами не сообщено, а судом не добыто.
Таким образом, внося изменения в ПЗЗ оспариваемым постановлением, орган местного самоуправления, по сути, привел их в соответствие с нормативными правовыми актами, имеющим большую юридическую силу, в порядке части 5 статьи 30 ГрК РФ.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регламентирован статьями 31-32 ГрК РФ с особенностями, установленными статьей 33 ГрК РФ.
Согласно указанным нормам подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с данным Кодексом не требуется.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах особо охраняемой природной территории, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.
Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий;
4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости в пределах таких зон, территорий;
5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения;
6) принятие решения о комплексном развитии территории;
7) обнаружение мест захоронений погибших при защите Отечества, расположенных в границах муниципальных образований.
В случаях, предусмотренных пунктами 3-5 части 2 статьи 33 ГрК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, утверждение границ территорий исторических поселений федерального значения, исторических поселений регионального значения, направляет главе местной администрации требование об отображении в правилах землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.
Согласно статье 9.1. Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 вышеназванного закона находятся у Главного управления культурного наследия Московской области.
Сведения о границах Достопримечательного места имеются в государственном кадастре недвижимости, а сведения о Древнем городе Радонеж размещены в Ведомственной информационной системе государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД МО) на основании материалов, предоставленных ГУКН Московской области.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» в случае распространения на одну и ту не территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Согласно решению исполнительного Комитета Совета народных депутатов Московской области от 12.06.1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры – Древнего города Радонеж в Загорском районе» в охранной зоне независимо от принадлежности земель запрещается:
- уничтожение и повреждение памятников архитектуры, истории, археологии и памятников природы;
- уничтожение межевых знаков и знаков указателей;
- отвод земельных участков для размещения любого строительства и расширение существующих;
- отвод земельных участков под учреждения отдыха и коллективные сады;
- строительство любого назначения: жилого, промышленного, сельскохозяйственного, подсобных хозяйств и т.д.;
- прокладка автодорог, железных дорог и дорог любого покрытия, линий электропередач, газа и нефтепроводов и др. наземных и подземных коммуникаций;
- строительство гидротехнических сооружений;
- ремонт и возобновление существующих объектов: зданий, строений, дорог, подземных и наземных коммуникаций без согласования с органами охраны памятников;
- разработка месторождений всех видов полезных ископаемых и какая-либо иная деятельность, связанная с разработкой карьеров;
- добыча организациями и частными лицами песка, гравия, дерна и др. материалов, в том числе геологическое бурение и другие земляные работы, осуществляемые в рамках практики студентов;
- движение и стоянка механизированного транспорта вне предусмотренных мест, для чего необходимо установить у выхода дорог на автомагистраль знаки, препятствующие проезду;
- захламление угодий, оврагов и других территорий.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Применительно к земельным участкам, исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10.10.2019 № 20РВ-349 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается») действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного производства СХ-3.
Согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки Сергиево-Посадского городского округа Московской области зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 года №106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочиями по подготовке генеральных планов городских округов, а также правил землепользования и застройки городских округов, а также по внесению в них изменений наделен Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. Соответственно полномочиями, в том числе, по проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки наделены органы местного самоуправления.
В процессе подготовки и проведения публичных слушаний все поступившие замечания и предложения направлены администрацией в уполномоченный орган для принятия по ним решения. При рассмотрении замечаний, поступивших в регламентный срок, комиссией уполномоченного органа внесение изменений в части отнесения земельного участка истца с кадастровым номером № к территориальной зоне СХ-2 отклонено в связи с расположением указанного земельного участка в зонах охраны объекта культурного наследия Древний город Радонеж в Загорском районе, режим использования которых ограничивает любое новое строительство.
Вопросы установления границ, режимов использования территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия не рассматривались в рамках разработки правил землепользования и застройки муниципального образования. В оспариваемом документе градостроительного планирования Сергиево-Посадского городского округа Московской области зоны с особыми условиями использования территории отображены в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими такие зоны.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления при подготовке документов территориального планирования и зонирования действовал в строгом соответствии со своими полномочиями с учетом и полномочий других федеральных и региональных государственных органов, а также требованиями градостроительного законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление гоцко юв к администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании недействующим постановления администрации Сергиево-Посадского городского округа от 06.07.2021 года №991-ПГ «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Сергиево-Посадского городского округа Московской области» в части отнесения территории земельных участков ТСН СУ «Радонежские просторы» к территориальной зоне СХ-3 ЗРЗ Р-8 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2022 года.
Судья - О.О. Соболева