ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1625/2022 от 02.09.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

УИД 38RS0032-01-2022-001109-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Васюниной Н.М., при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

с участием прокурора г. Иркутска Чирковой М.А.,

административного истца Кругловой А.А., представителя административных ответчиков администрации г. Иркутска, комитета городского обустройства администрации г. Иркутска Ожиганова А.А., представителя заинтересованного лица федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» Левшина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1625/2022 по административному исковому заявлению Кругловой А.А., Круглова А.А. к администрации г. Иркутска, комитету городского обустройства администрации г. Иркутска об оспаривании нормативных правовых актов,

установил:

в обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации г. Иркутска № 031-6-1015/7 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет». ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации г. Иркутска «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет». Указанными постановлениями определен размер платы за содержание жилых помещений в общежитиях по адресу: <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ в размере 78,17 руб. за 1 кв.м., от ДД.ММ.ГГГГ – 63,23 руб. за кв.м. На основании указанных постановлений производится расчет оплаты за ремонт и содержание жилых помещений взыскивается задолженность. Так, административные истцы получили требование погасить задолженность в размере 119 270,75 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Незаконность оспариваемых постановлений выражается в нарушении порядка их принятия, несоответствии другим принятым НПА, нарушении действующего жилищного законодательства, противоречии судебной практики и разъяснениям Верховного Суда РФ, в том, что ставят лиц, в отношении которых они применяются в неравное положение с другими гражданами, проживающими в <адрес>. Ссылаясь на нормы статей 154, 156, полагают, что размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, услуги и работы по управлению таким домом должны отвечать требованиям разумности. Кроме того, размер платы за пользование жилым помещением устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, местоположения дома и определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Обращает внимание на то, что исполнитель обязан предоставлять письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, однако неоднократные обращения с просьбой выдать расчеты, на основании которых приняты постановление администрации, не позволили получить данные документы самостоятельно. ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в администрацию г. Иркутска с просьбой выдать документы, послужившие основанием для принятия оспариваемых постановлений. В ответе администрация г. Иркутска указала, что для принятия оспариваемых постановлений ФГБОУ ВО «ИГУ» представлены перечни, объемы работ и услуг, расчет стоимости по видам работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания общежития. К ответу приложен перечень, объемов работ и услуг по содержанию и текущему ремонту жилых помещении в общежитии № ДД.ММ.ГГГГ год. При этом данный перечень не содержит обоснования включенных в него услуг и имеет арифметические ошибки, к нему не приложены документы, свидетельствующие о понесенных расходах собственника. Более того, документы, явившиеся основанием к принятию постановления за 2017 год, представлены не были. Полагают, что ФГБОУ ВО «ИГУ» вводит в заблуждение администрацию г. Иркутска относительно обоснованности приводимых расчетов. Обращают внимание на то, что ФГБОУ ВО «ИГУ» занимаясь предпринимательской деятельностью, возлагает расходы по содержанию на лиц, не имеющих отношения к коммерческому найму. В связи с отсутствием доказательств обоснованности расчета по содержанию и текущему ремонту жилых помещений в общежитии , считают, что для расчета должны быть применены положения о тарифах, принятых на территории <адрес> и <адрес>, поскольку при принятии указанных постановлений нарушена процедура их принятия.

На основании изложенного, с учетом уточненных административных исковых заявлений, Круглова А.А., Круглов А.А. просят суд признать недействующими постановления администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» с момента их принятия.

Административный истец Круглов А.А. в судебном заседании отсутствует, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании административный истец Круглова А.А. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска, Ожиганов А.О. в судебном заседании заявленные требования не признал, по основаниям указанным в письменном отзыве, просил суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Левшин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Заинтересованное лицо Служба по тарифам Иркутской области в судебное заседание представителя не направило, просила о рассмотрение дела в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Чирковой М.А., полагавшей требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС Российской Федерации предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Круглова А.А., Круглов А.А. проживают в общежитии по адресу: <адрес>

Здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ФГБОУ «ИГУ». Данный объект права является общежитием, включено в специализированный жилищный фонд.

Решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения об исправлении описки от ДД.ММ.ГГГГ, Круглова А.А., Круглов А.А. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным в здании общежития по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения; взыскана задолженность за пользование (наем) жилым помещением, жилищно-коммунальными услугами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 119 776,54 руб., расходы на уплату госпошлины в размере 6 791,06 руб.

Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ установлен размер платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет». Данное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ установлена плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, проживающих в общежитиях ФГБОУ ВО «ИГУ»

Поскольку оспариваемыми постановлениями определен размер платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», в одном из которых проживают административные истцы, учитывая, что им выставлено требование о погашении задолженности за пользование (наем) жилым помещением, они вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Проверяя порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также обстоятельства нарушения прав административных истцов, суд учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях разрешения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе издавать муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 28 Устава г. Иркутска, принятого решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004 № 003-20-430537/4, к органам местного самоуправления г. Иркутска относятся: глава г. Иркутска – мэр города; представительный орган города Иркутска – Дума города Иркутска (Дума, городская Дума); исполнительно-распорядительный орган города Иркутска – администрация города Иркутска (городская администрация); контрольно-счетный орган города Иркутска – контрольно-счетная палата города Иркутска (контрольно-счетная палата).

Мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, Уставом и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения администрации города, обязательные для исполнения на территории города. Постановления администрации города издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иркутска федеральными и областными законами (ст. 38 Устава).

В случаях временного отсутствия мэра города Иркутска (отпуск, командировка, болезнь), досрочного прекращения полномочий мэра города Иркутска либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности полномочия главы администрации города Иркутска временно исполняет вице-мэр, а в случае отсутствия вице-мэра - заместитель мэра города Иркутска, в обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит временное исполнение полномочий главы администрации города Иркутска (ч. 1 ст. 40 Устава в редакции от 29.05.2017).

Администрация города в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава разрабатывает и предоставляет мэру города проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города.

Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные в том числе частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 100 ЖК РФ).

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также нести иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.

В силу части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с положениями части 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

По смыслу изложенных правовых норм следует, что установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 Положения об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 26.02.2010 № 031-06-437/10 «Об установлении размера платы за жилое помещение», положение определяет механизм установления размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда г. Иркутска, не указанных в пункте 1 настоящего постановления. Для данной категории нанимателей размер платы за содержание жилого помещения устанавливается мэром г. Иркутска.

Согласно п. 2 указанного положения заявление об установлении размера платы за содержание жилого помещения подается собственником жилых помещений либо уполномоченным им лицом в комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - КГО администрации города Иркутска).

3. К заявлению прилагаются следующие документы:

3.1. Копии правоустанавливающих документов на жилое помещение (жилые помещения).

3.2. Копии документов, подтверждающих технические характеристики жилого дома:

- адрес, год постройки, этажность, количество жилых помещений;

- площадь жилых и нежилых помещений, площадь мест общего пользования, в том числе лестничных клеток;

- сведения о кадастровом номере (при его наличии), площади земельного участка, входящего в состав общего имущества;

- сведения о материале стен и кровли;

- сведения о наличии внутридомовых инженерных систем.

3.3. Утвержденные собственником жилых помещений либо уполномоченным им лицом перечни, объемы работ и услуг с указанием периодичности их выполнения и стоимости в разрезе по видам работ и услуг.

3.4. Расчеты, подтверждающие размер платы за содержание жилого помещения, обеспечивающий выполнение утвержденного собственником жилых помещений либо уполномоченным им лицом перечня работ и услуг, с экономическим обоснованием расходов по каждому виду работ и услуг, с приложением планов ремонта.

3.5. Копии учредительных документов собственника жилых помещений либо уполномоченного им лица (Устава, свидетельства о государственной регистрации), а также документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.

4. Заверение копий документов, указанных в подпунктах 3.1, 3.2, 3.5 пункта 3 настоящего Положения, должно быть произведено печатью и подписью уполномоченного лица на всех страницах представленных документов.

В случае представления всех документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, соблюдения условия, предусмотренного в пункте 4 настоящего Положения, КГО администрации города Иркутска подготавливает заключение по расчетам и проект постановления администрации г. Иркутска об утверждении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей, указанных в пункте 1 настоящего Положения, в течение 40 календарных дней с момента регистрации заявления. Указанный проект постановления администрации города Иркутска подлежит согласованию в порядке, установленном Регламентом работы администрации города Иркутска, утвержденным распоряжением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (п. 5.4 Положения).

ДД.ММ.ГГГГ в комитет городского обустройства администрации г. Иркутска поступило заявление ректора ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей, проживающих в общежитиях, на 2017 год, что подтверждается представленной в материалы дела копией обращения.

К заявлению приложены:

- копии учредительных документов ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет, устав, приказ о ФГБУ ВПО ИГУ, приказ об утверждении ректора);

- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

- документы, подтверждающие технические характеристики жилого дома (техническая характеристика, копия технического паспорта);

- перечень, объем работ и услуг, периодичность их выполнения;

- расчет стоимости коммунальных услуг, расчет затрат на санитарную уборку, расчет затрат на содержание телефонов, по очистке снега и его вывозу, договоры по оказанию соответствующих услуг.

Рассмотрев заявление и проверив приложенные к нему документы на соответствие пунктам 3, 4 Положения, комитет пришел к выводу о соответствии представленных документов требованиям Положения.

По результатам рассмотрения заявления с приложенным к нему пакетом документов комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска подготовлено заключение по расчетам платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях, проект постановления и ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства администрацииг. Иркутска в адрес ректора ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ФИО8 направлено уведомление о том, что направленный пакет документов рассмотрен, подготовлен проект постановления администрации г. Иркутска «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», проект проходит процедуру согласования в структурных подразделениях <адрес>.

При этом судом достоверно установлено, что комитетом городского обустройства соблюдены сроки, предусмотренные п. 5.4 Положения, поскольку десятидневный календарный срок, предусмотренные на проверку соответствия представленных документов истекал ДД.ММ.ГГГГ, а сорокадневный календарный срок на вынесение заключения истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Проект постановления, в соответствии с требованиями пунктов 2.4.9, 2.4.12, 2.4.13 Порядка подготовки проектов передан на согласование и согласован заместителем мэра – руководителем аппарата администрации г. Иркутска, комитетом по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска, департаментом правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, отделом законодательства в сфере благоустройства департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, а также отделом жилищного фонда департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского обустройства администрации г. Иркутска.

Кроме того, проект согласован с прокуратурой г. Иркутска (п. 2.4.24 Порядка).

Согласно п. 3 ст. 38 Устава г. Иркутска правовой акт мэра города, администрации города вступает в силу со дня его подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок.

Нормативные правовые акты мэра города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием правового акта мэра города признается первая публикация его полного текста в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска».

ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление опубликовано в газете «Иркутск официальный» (), что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой газеты.

ДД.ММ.ГГГГ временно исполняющий обязанности ректора ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» ФИО9 обратился в комитет городского обустройства администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей, проживающих в общежитиях, на 2019 год, что подтверждается представленной в материалы дела копией обращения.

К заявлению приложены:

- копии учредительных документов ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет, устав, приказ о ФГБУ ВПО ИГУ, приказ об утверждении ректора);

- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

- документы, подтверждающие технические характеристики жилого дома (техническая характеристика, копия технического паспорта);

- перечень, объем работ и услуг, периодичность их выполнения;

- расчет затрат на санитарную уборку, по очистке снега и его вывозу, расчет по управлению, обслуживанию и ремонту студенческих общежитий, договоры по оказанию соответствующих услуг с приложением расчетов (по обеспечению ведомственной и специализированной охраны, пожарной охраны, спецификация к договору дератизации и дезинсекции, расчет стоимости технического обслуживания и ремонта лифтов), перечень объемов работ и услуг по содержанию и ремонту жилых помещений и др.

Рассмотрев заявление и проверив приложенные к нему документы на соответствие пунктам 3, 4 Положения, комитет пришел к выводу о соответствии представленных документов требованиям Положения.

По результатам рассмотрения заявления с приложенным к нему пакетом документов комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска подготовлено заключение по расчетам платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях, проект постановления и ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства администрацииг. Иркутска в адрес врио ректора ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» ФИО9 направлено уведомление о том, что направленный пакет документов рассмотрен, подготовлен проект постановления администрации г. Иркутска «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», проект проходит процедуру согласования в структурных подразделениях <адрес>.

При этом судом достоверно установлено, что комитетом городского обустройства соблюдены сроки, предусмотренные п. 5.4 Положения, поскольку десятидневный календарный срок, предусмотренный на проверку соответствия представленных документов истекал ДД.ММ.ГГГГ, а сорокадневный календарный срок на вынесение заключения истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Проект постановления, в соответствии с требованиями пунктов 2.4.9, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Порядка подготовки проектов передан на согласование, в том числе в комитет по бюджетной политике и финансам администрации <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета поступили замечания на проект постановления от комитета по бюджетной политике и финансам о выявлении несоответствия площадей в предоставленных ФГБОУ ВО «ИГУ» расчетах, в связи с отсутствием документального подтверждения используемого для расчетов размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях ИГУ площадей, оценить экономическую обоснованность размера платы не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства в адрес врио ректора ФГБОУ ВО «ИГУ» ФИО9 направлен запрос на предоставление технических характеристик общежитий № распределения площадей с их фактическим использованием.

Во исполнение запроса ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВПО «ИГУ» направило справки о технических характеристиках помещений к поэтажному плану зданий общежитий №,

В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ комитет городского обустройства направил повторный запрос в отношении общежитий №

По результатам полученных документов ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства (отдел жилищного фонда) в адрес комитета по бюджетной политике и финансам направлено служебное письмо о необходимости установить размер платы за содержание жилых помещений в общежитиях.

ДД.ММ.ГГГГ поступило заключение комитета по бюджетной политике и финансам, согласно которому необходимо оптимизировать расходы в целях снижения размера оплаты до уровня, незначительно отклоняющегося от сводного индекса потребительских цен.

На основании указанного заключения ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГБОУ ВО «ИГУ» направлено письмо о возможности оптимизировать расходы в целях снижения размера платы в отношении общежитий №, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о невозможности оптимизации.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом городского обустройства администрации г. Иркутска проведено совещание по вопросу проблем установления размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях ФГБОУ ВО «ИГУ». Результатом совещания явилась корректировка расчетов по статьям санитарная уборка помещений, услуги ведомственной и специализированной охраны. В итоге размер платы в отношении общежитий уменьшен.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам совещания в адрес ФГБОУ ВО «ИГУ» направлено письмо с изложением размера тарифов за содержание жилых помещений в общежитиях.

Проект постановления с определенным по результатам совещания размером тарифов направлен на согласование и согласован заместителем мэра – руководителем аппарата администрации г. Иркутска (ДД.ММ.ГГГГ), комитетом по бюджетной политике и финансам администрации г. Иркутска, департаментом правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, отделом законодательства в сфере благоустройства департамента правовой работы аппарата администрации г. Иркутска, а также отделом жилищного фонда департамента инженерных коммуникаций и жилищного фонда комитета городского обустройства администрации г. Иркутска. Кроме того, проект согласован с прокуратурой <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в газете «Иркутск официальный» ).

Таким образом, процедура принятия оспариваемых постановлений администрации города Иркутска соблюдена.

Доводы административных истцов о несоблюдении процедуры принятия оспариваемых постановлений в связи с отсутствием доказательств обоснованности расчета по содержанию и текущему ремонту жилых помещений в общежитии , не могут быть приняты во внимание.

Судом достоверно установлено, что ФГБОУ ВО «ИГУ» предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Положением об установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе договоры на оказание соответствующих услуг и расчеты.

Более того, в 2019 году проект постановления не прошел согласование комитета по бюджетной политике и финансам. По результатам проверки расчета размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях ФГБОУ ВО «ИГУ» в отношении общежития установлено снижение размера платы за счет уменьшения расходов по уборке снега, ТО первичных средств пожаротушения, текущего ремонта имущества, увеличения площади жилых и нежилых помещений относительно технических паспортов. В результате анализа отдел тарифного регулирования пришел к выводу о том, что размер тарифа по отношению к заявленному ИГУ в размере 85,34 руб. по расчету отдела составляет 69,98 руб. При этом в итоге, согласно оспариваемому постановлению от ДД.ММ.ГГГГ, определен в размере 63,23 руб.

Граждане, проживающие в общежитиях на условиях договора найма жилого помещения, пользуются помещениями вспомогательного назначения, которые предназначены для нужд, непосредственно связанных с их проживанием, и на них лежит обязанность нести расходы на содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения с учетом площади вспомогательных помещений, в связи с чем доводы истца о том, что равноценность тарифа для собственника и нанимателя не соответствует нормам Жилищного кодекса РФ являются ошибочными.

Не могут быть приняты во внимание и доводы о необоснованности расходов на охрану, поскольку согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца здание по <адрес> является студенческим общежитием, которое в силу действующего законодательства обязано быть обеспеченным охраной.

Учитывая изложенное, включение указанных услуг в расчет платы действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

Доводы о том, что ФГБОУ ВО «ИГУ» занимаясь предпринимательской деятельностью, возлагает расходы по содержанию на лиц, не имеющих отношения к коммерческому найму, отклоняются судом, поскольку предметом спора является оспаривание постановлений, устанавливающих размер платы за проживание в общежитии, а не действия ФГБОУ ВО «ИГУ».

Как ранее указано судом, при определении размера тарифов в администрацию г. Иркутска предоставлен пакет документов, установленный Положением. Данный пакет документов прошел проверку, в том числе комитетом по бюджетной политике и финансам проверены представленные расчеты. Факт расходов, связанных с коммерческим наймом, не установлено.

Более того, как пояснил представитель заинтересованного лица Левшин А.А. заключение договоров коммерческого найма недопустимо, поскольку общежитие находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем данные доводы административных истцов являются надуманными.

Доводы административных истцов о непроведении ремонта, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, также не имеют правового значения при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействительным.

Суд, проверив оспариваемые постановления на их несоответствие статьям 16, 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 11, 37, 38, 40 Устава города Иркутска, определяющих полномочия и вопросы местного значения, таких нарушений не установил.

Оспариваемые постановления приняты в соответствии с процедурой и в рамках полномочий, установленных, в том числе Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Иркутска, и по вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Таким образом, судом не установлено противоречий оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом не установлено нарушений прав административных истцов оспариваемыми постановлениями, поскольку, по сути, административные истцы не согласны с принятыми в отношении них решениями о взыскании задолженности по коммунальным услугам.

Как пояснила в судебном заседании административный истец Круглова А.А., после смерти супруга ей стало сложно вносить оплату за коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность. Администрация общежития выставила требование о погашении задолженности, затем обратилась в суд за её взысканием.

Более того, оспаривая постановления об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях ФГБОУ ВО «ИГУ», административные истцы, проживая в общежитии , не указали какие права нарушены установленным размеров тарифов в отношении иных общежитий, не установлено наличие и нарушение таких прав и судом.

Рассматривая ходатайство об исключении доказательств в виде заключений комитета городского обустройства администрации г. Иркутска по расчетам платы за содержание и ремонт жилых помещений в общежитиях, а также листов согласования по причине их несоответствия требованиям «ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», суд не находит оснований для его удовлетворения.

Ссылка на ГОСТ Р 7.0.97-2016 доказательством недопустимости не является, поскольку последний применяется на добровольной основе.

Более того, администрация г. Иркутска в своей деятельности руководствуется инструкцией по делопроизводству в администрации города Иркутска, утвержденной распоряжением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ. Указанной инструкцией требования к оформлению заключения не регламентировано.

Требования к оформлению листа согласования изложены в Регламенте работы администрации г. Иркутска, утвержденном распоряжением мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. ДД.ММ.ГГГГ которого согласование проекта (лист согласования) оформляется на обратной стороне последнего листа проекта словами в заголовке Согласование к (наименование проекта, представленного на согласование) и визами (подписями) с указанием должностей, Ф.И.О. лиц, завизировавших проект, и даты согласования. В листе согласования должны содержаться наименование должности, Ф.И.О., рабочий телефон и подпись непосредственного исполнителя проекта, согласование руководителя исполнителя проекта.

Форма листа согласования определена приложением к регламенту. Представленные в материалы дела листы согласования соответствуют форме, определенной регламентом работы администрации г. Иркутска.

Таким образом, доказательств недопустимости заключений и листов согласования в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, требования о признании недействующими постановлений администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кругловой А.А., Круглова А.А. к администрации г. Иркутска, комитету городского обустройства администрации г. Иркутска о признании постановлений администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в общежитиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» недействующими с момента их принятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Н.М. Васюнина

Мотивированное решение изготовлено 16.09.2022