УИД 61RS0007-01-2021-003646-52
дело № 2а-1627/2022
В порядке ст. 177 АС РФ
РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
2 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону
Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе председательствующего судьи Мельситова И.Н.,
при секретаре Евсеевой В.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС №25 по РО к ФИО1 ФИО5 о взыскании недоимки,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, ссылаясь на то, что в соответствии с главами 28 НК РФ, Областным законом Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» № 843-ЗС от 10.05.2012, физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, являются плательщиками транспортного налога.
Согласно сведений, полученных Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации из регистрирующих органов, осуществляющих кадастровый учет, государственную регистрацию транспортных средств за ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год зарегистрированы следующие объекты налогообложения, налог на которые исчисляется Межрайонной ИФНС России № 25 по РО:
Транспортные средства:
- <данные изъяты>
В соответствии с п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 228, п. 3 ст. 363 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику-гражданину налоговое уведомление для выполнения им обязанности по уплате имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц, а также НДФЛ в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 228 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ (земельный налог и налог на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Перерасчет налога ФИО1 осуществлен в ДД.ММ.ГГГГ году, срок уплаты по перерасчету (срок уплаты имущественных налогов и НДФЛ в соответствии со ст. 228 НК РФ за ДД.ММ.ГГГГ год) – ДД.ММ.ГГГГ года.
Налоговое уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ г., содержащее расчет налогов, подлежащих доплате за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 направлено налогоплательщику.
Однако, требование не исполнено налогоплательщиком в установленный срок, что и послужило основанием для обращения в суд.
Истец, обратился в суд с настоящим иском в котором просит взыскать с ФИО1 ФИО6 в пользу Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год: налог в размере № руб. и пени в размере № руб. на общую сумму № рублей.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседании не явился, будучи извещенным о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в прядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласились, указав, применение повышающего коэффициента и доначисление транспортного налога за 2016 год является неправомерным, поскольку соответствии с подстрокой 33 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года (категории автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн рублей), для автомобилей марки <данные изъяты>, с типом двигателя "бензин" и объемом двигателя №, применение повышающего коэффициента предусмотрено при условии, что с года выпуска таких транспортных средств прошло не более 2 лет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортного налога признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Согласно сведений, полученных Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации из регистрирующих органов, осуществляющих кадастровый учет, государственную регистрацию транспортных средств за ФИО1 по состоянию на 2016 год зарегистрированы следующие объекты налогообложения, налог на которые исчисляется Межрайонной ИФНС России № 25 по РО:
Транспортные средства:
<данные изъяты>
В соответствии с п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 228, п. 3 ст. 363 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику-гражданину налоговое уведомление для выполнения им обязанности по уплате имущественных налогов - транспортного, земельного и налога на имущество физических лиц, а также НДФЛ в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 228 НК РФ.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с п. 2.1. ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК РФ (земельный налог и налог на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:
1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей настоящей главы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со ст. 359, 361,362 НК РФ, ст. 5 Областного закона Ростовской области от 10.05.2012 N 843-ЗС (ред. от 17.12.2020) «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», п. 2.1 ст. 52 НК РФ ФИО1 в 2019 году произведен перерасчет (применен повышающий коэффициент) транспортного налога за 2016 год в следующих суммах: сумма исчисленного налога – № руб., сумма ранее исчисленного налога – № руб., сумма налога подлежащего доплате № руб.
Подробный расчет налога содержится в налоговом уведомлении № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление направляется не менее чем за 30 дней до наступления срока уплаты указанных в нем сумм налогов. Срок уплаты налога по перерасчету должен соответствовать сроку уплаты налога в году направления налогового уведомления.
Перерасчет налога ФИО1 осуществлен в ДД.ММ.ГГГГ году, срок уплаты по перерасчету (срок уплаты имущественных налогов и НДФЛ в соответствии со ст. 228 НК РФ за ДД.ММ.ГГГГ год) – ДД.ММ.ГГГГ года.
Налоговое уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ г., содержащее расчет налогов, подлежащих доплате за ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается списком почтовых отправлений № №. Срок направления уведомления налоговым органом соблюден.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае неисполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику исчисляются пени.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 69 НК РФ Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Исходя из системного толкования норм ст. 69 и ст. 70 НК РФ недоимкой признается сумма несвоевременно уплаченного налога, взноса, сбора. Пени недоимкой не являются.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей. При этом сроки направления требований не являются плескательными, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании неуплаченных сумм налогов и сборов
Требование об уплате сумм недоимки по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ г. № № от ДД.ММ.ГГГГ направлено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается реестром отправки заказной почтовой корреспонденции. Срок направления требования налоговым органом соблюден.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.
По нормам, действовавшим на момент предъявления в суд заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 сумм налога и пени, являющихся предметом спора по делу № № заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает № рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратится в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течении шести месяцев начиная со дня истечения срока исполнения требования. В случае, если задолженность по выставленным требованиям не превышает № рублей, налоговый орган вправе:
-в случае если в течении трех лет со дня исполнения самого раннего требования, задолженность по которому не превышает № рублей, сумма задолженности превысит указанную сумму - подать заявление о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования, которым общая сумма задолженности превысила № рублей;
-в случае если в течении трех лет со дня исполнения самого раннего требования, задолженность по которому не превышает № рублей, сумма задолженности не превысит указанную сумму – подать заявление на сумму задолженности ниже установленного лимита в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В случае, если налоговый орган обращался в суд с заявлением о вынесении судебного приказа то:
-если судебный приказ был вынесен и впоследствии отменен – обратиться в суд с административным исковым заявлением в течении шести месяцев с даты отмены судебного приказа (абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ)
-если налоговому органу отказали в вынесении судебного приказа –обратится в суд с административным исковым заявлением в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
Срок уплаты по требованию № № от ДД.ММ.ГГГГ г., судебный приказ№ № по заявлению о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 по данным требованиям об уплате налога вынесен ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. в пределах сроков исковой давности.
Указанный судебный приказ отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ., с административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № 25 по РО обратилась ДД.ММ.ГГГГ г., в пределах установленных законом сроков.
Следовательно, шестимесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением не был пропущен налоговым органом на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Вместе с тем, как следует из справки судебного пристава по судебному приказу у истца было удержано № руб., которые были направлены в МИФНС № 25 и подлежали зачету в счет образовавшейся задолженности. Представитель истца в судебном заседании не отрицала поступление данных денежных средств, указав, что они были ошибочно перечислены судебным приставом по коду пени, однако, в настоящее время принято решение об исправлении данной ошибки.
Таким образом, на настоящий момент размер недоимки и пени составил № руб., которые и подлежат взысканию с ответчика.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что доначисление транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год является неправомерным, поскольку соответствии с подстрокой 33 Перечня легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года (категории автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн рублей), для автомобилей марки <данные изъяты>, с типом двигателя "бензин" и объемом двигателя №, применение повышающего коэффициента предусмотрено при условии, что с года выпуска таких транспортных средств прошло не более 2 лет являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 этого Кодекса.
В силу п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, моторные лодки и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом исчисление суммы налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, производится с учетом повышающего коэффициента "3".
В соответствии с приказом Минпромторга России от 28 февраля 2014 года N 316 "Об утверждении порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации формирует Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей (далее - Перечень) на очередной налоговый период (календарный год) на основании информации о рекомендованных розничных ценах по каждой марке, модели и базовой версии автомобилей с учетом года выпуска, розничные цены которых превышают 3 млн руб., который размещается на официальном сайте Минпромторга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 марта.
Согласно соответствующему Перечню, подлежащему применению в налоговый период 2016 года, розничная цена автомобиля марки <данные изъяты>, объем двигателя №, бензин, время прошедшее с года выпуска от № лет включительно (подстрока 19 перечня), составляет от № млн руб. Аналогичным образом, согласно Перечню за № год, стоимость транспортного средства <данные изъяты>, объем двигателя №, бензин, время прошедшее с года выпуска от № лет включительно, составляет от № миллионов рублей (номер 19 перечня).
В перечне за ДД.ММ.ГГГГ год стоимость транспортного средства <данные изъяты>, объем двигателя №, бензин, время прошедшее с года выпуска от № лет включительно, составляет от № миллионов рублей (номер 19 перечня).
В связи с чем применение налоговым органом в отношении автомобиля истца повышающего коэффициента "3" является обоснованным.
Вопреки доводам административного истца, оснований для применения в отношении принадлежащего ей автомобиля № года выпуска, подстроки 33 Перечня не возникло. Автомобиль правомерно отнесен налоговым органом к подстроке 19 Перечней на № года.
Так, к подстроке 33 Перечня за № год отнесен автомобиль <данные изъяты>, объем двигателя № время прошедшее с года выпуска не более 2-х лет.
В свою очередь, к подстроке 33 Перечня за 2017 год отнесен автомобиль <данные изъяты>, объем двигателя №, время прошедшее с года выпуска не более 3-х лет.
В перечне ДД.ММ.ГГГГ год автомобиль, указанный в строке 33 перечня ДД.ММ.ГГГГ года отсутствует.
В перечнях ДД.ММ.ГГГГ года имеется строка 19 в которой указан автомобиль <данные изъяты>, объем двигателя №, бензин, время прошедшее с года выпуска от № лет включительно, составляет от 10 № миллионов рублей (номер 19 перечня № года), и автомобиль <данные изъяты>, объем двигателя №, бензин, время прошедшее с года выпуска от № лет включительно, составляет от № миллионов рублей(номер 19 перечня №).
Исходя из буквального толкования положений ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с письмом Минфина России от 18 мая 2017 г. N 03-05-05-04/30334, исчисление сроков, указанных в пункте 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.
Так, автомобилю, который выпущен в ДД.ММ.ГГГГ году – № лет, выпущенному в ДД.ММ.ГГГГ году, в ДД.ММ.ГГГГ году - № год, в ДД.ММ.ГГГГ году - № года, в ДД.ММ.ГГГГ году - № года, в ДД.ММ.ГГГГ году - № года и т.д.
Указанное свидетельствует о том, что подстрока 33 Перечня к спорным правоотношениям не применима, поскольку автомобиль <данные изъяты>, который являлся объектом налогообложения № года выпуска.
Таким образом, перерасчет транспортного налога произведен налоговым органом в соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации, повышающий коэффициент 3 применен с учетом Перечня средней стоимости легковых автомобилей, транспортное средство <данные изъяты>, объем двигателя № года выпуска, входит в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от № миллионов рублей для налогового периода ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем при расчете налога должен применяться повышающий коэффициент.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с ФИО1 ФИО7 в пользу Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени в размере № рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.
Судья: Мельситова И.Н.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 июня 2022 года.