ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1628/19 от 17.12.2019 Можайского городского суда (Московская область)

Административное дело №2а-1628/19г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2019 года г.Можайск

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Хлюстова В.В.,

при секретарях Коробовой А.В. и Рябинкиной Д.Г.,

с участием представителя административных истцов, адвоката ФИО5,

представителя административного ответчика – администрации Можайского ГО МО, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО1 к Администрации Можайского городского округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о признании незаконными решений МВК и органа местного самоуправления, -

у с т а н о в и л:

ФИО2 и ФИО1 обратились в суд с административным иском к Администрации Можайского ГО МО, Минимуществу МО, указывая, что они являются сособственниками, по ? доле каждый, объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , проектируемым назначением – помещение общего пользования, расположенного по адресу: <адрес>А. Данный объект размещен на арендованном административными истцами у администрации Можайского ГО МО земельном участке с кадастровым номером , относящемся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни». В соответствии с правилами землепользования и застройки городского поселения <адрес>, земельный участок расположен в территориальной зоне О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона», в которой производственная деятельность, в том числе хлебопекарная, запрещена, в связи с чем, истцы обратились в администрацию Можайского ГО МО с заявлением об изменении вида разрешенного использования арендуемого земельного участка на «Бытовое обслуживание» (код 3.3). Решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от 06.08.2019г. в согласовании проекта постановления администрации Можайского ГО МО об изменении вида разрешенного использования земельного участка было отказано со ссылкой на несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка фактическому использованию расположенного на нем объекта незавершенного строительства. Решением администрации Можайского ГО МО от 08.08.2019г. в предоставлении государственной услуги «Внесение изменений в действующий договор аренды» в отношении арендованного административными истцами земельного участка отказано по тому же основанию. Полагая решения административных ответчиков незаконными и нарушающими их права арендаторов земельного участка и собственников расположенного на нем объекта недвижимости, административные истцы, после уточнения заявленных требований в ходе судебного разбирательства, просят суд: признать незаконным решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от 06.08.2019г., выраженное в протоколе заседания от 06.08.2019г. по п.238, об отказе в согласовании проекта постановления администрации Можайского городского округа <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни» на вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание»; признать незаконным решение администрации Можайского городского округа <адрес> от 08.08.2019г. №Р26410847 об отказе в предоставлении государственной услуги «Внесение изменений в действующий договор аренды» в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>А; обязать администрацию Можайского городского округа <адрес> привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , находящегося в территориальной зоне О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона» правил землепользования и застройки муниципального образования, в соответствие с градостроительным регламентом, в соответствие с назначением объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером - «помещение общего пользования», путем согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание» (код.3.3).

Административный истец, ФИО2, и представитель административных истцов, адвокат ФИО5, в судебном заседании настаивали на удовлетворении уточненного административного иска.

Административный истец, ФИО1, в суд не явился.

Представитель административного ответчика – администрации Можайского ГО МО, ФИО6, в судебном заседании требования уточненные административных истцов не признала, полагая их необоснованными, а оспариваемые решения – соответствующим закону.

Административный ответчик, Минимущество МО, своего представителя в суд не направил, возражений на административный иск и доказательств уважительности причин неявки представителя суду не представил.

Суд считает, административный иск не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений лиц, участвовавших в деле, и материалов дела установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фирма Энергия» являлось собственником объекта незавершенного строительства: здание хлебопекарни, 1-этажное, уч., лит.А, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием Можайский муниципальный район <адрес> (арендодатель) и ООО «Фирма Энергия» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №З.3600/2014, по условиям которого первое передало второму в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1886 кв.м с кадастровым номером распложенный примерно в 25 метрах по направлению на север от ориентира за пределами участка по адресу: <адрес>, - отнесенный к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием – под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни. Договор и право аренды зарегистрированы Управлением Росреестра по МО ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Фирма Энергия» в лице директора ФИО2 (продавец) и гражданами ФИО2 и ФИО1 (покупатели) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, по условиям которого продавец продал покупателям в общую долевую собственность, по ? доле каждому, объект незавершенного строительства с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>А. Переход права собственности по договору от продавца к покупателям зарегистрирован Управлением Росреестра по МО ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Фирма Энергия» в лице директора ФИО2 и гражданами ФИО2, ФИО1 был заключен договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №З.3600/2014 от 07.10.2014г. Переход права аренды по договору зарегистрирован Управлением Росреестра по МО ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО2, действуя также по доверенности от имени ФИО1, подала в администрацию Можайского городского округа МО заявление о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части вида разрешенного использования – на «бытовое обслуживание».

В результате рассмотрения данного заявления, а также представленных заявителями и полученных администрацией Можайского ГО МО документов, последней был подготовлен проект постановления «О согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером в соответствии с утвержденным генеральным планом и правилами землепользования и застройки», который с пакетом документов представлен на согласование в уполномоченный орган государственной власти – Минимущество МО.

Согласно заключению об ограничениях оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, арендованный административными истцами земельный участок находится в границах населенного пункта – <адрес>, в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1 генерального плана Можайского ГО МО, утвержденного решением Совета депутатов Можайского ГО МО от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) г.<адрес> муниципального района МО, утвержденными решением Совета депутатов Можайского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> (протокол от 06.08.2019г, п.238) вынесено решение об отказе в согласовании проекта, учитывая несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию (на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, размещение которого не предполагает вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание»).

На основании указанного решения администрация Можайского ГО МО выдала ФИО2 и ФИО1 решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Внесение изменений в действующий договор аренды» от ДД.ММ.ГГГГ №р26410847.

Вступившим в законную силу решением Можайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2, ФИО1 к администрации Можайского ГО МО, 3-е лицо – Минимущество МО, о признании незаконным отказа в изменении договора аренды земельного участка, обязании изменить договор аренды земельного участка в удовлетворении иска отказано.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №485-ФЗ), полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1.2 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ч.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется <адрес> или уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти <адрес>.

Частью 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п.1 ч.1 ст.3 того же Закона МО, органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты.

При этом пунктом 6 части 2 той же статьи установлена обязанность органов местного самоуправления при реализации государственных полномочий, установленных настоящим Законом, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.

Министерством имущественных отношений <адрес> вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГВР-44 «Об утверждении временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений <адрес> проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований <адрес> в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов» (далее – Порядок).

Согласно утвержденному Порядку при поступлении от граждан, индивидуальных предпринимателей или от юридических лиц заявлений о заключении договора аренды, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования <адрес> (далее – ОМС) обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков, установленных Регламентами предоставления государственных услуг, утверждающими порядок рассмотрения таких обращений, и обеспечивает проверку наличия комплекта документов, установленного соответствующими Регламентами.

Пунктом 1.4 Порядка установлено, что ОМС обеспечивает подготовку проекта решения или проекта Договора (далее – Проект) или отказывает в оказании услуги при наличии оснований, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в порядке, установленном соответствующим Регламентом оказания государственных услуг.

Согласно п.2 Порядка подготовленный Проект подлежит направлению в Минмособлимущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 615 ГК РФ, арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом либо в соответствии с условиями договора, либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой же статьи.

Пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта.

Согласно выписке из ЕГРН разрешенное использование арендованного административными истцами земельного участка – «под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни».

При этом предоставление в аренду земельного участка первоначальному арендатору было обусловлено обязанностью его использования исключительно в целях, в которых он предоставлялся, то есть под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни.

Поскольку земельный участок был предоставлен в аренду для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «бытовое обслуживание» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо.

Приняв на себя права и обязанности по договору аренды, ФИО7 и ФИО1, как арендаторы, выразили свое согласие на использование земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГТГ-10394 Минимущество МО сообщило ФИО2 на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, что оно направлено заявителю в ответ на обжалование решения МВК в досудебном порядке и позиция Министерства осталась неизменной, а именно, что изменение разрешенного использования земельного участка на бытовое обслуживание при наличии на земельном участке незавершенного строительством объекта общественного питания будет нарушать принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ними объекта, а также условия договора аренды земельного участка, согласно которому арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием и целевым назначением. Одновременно Министерство предложило арендаторам реализовать завершение строительства объекта в соответствии с добровольно принятыми на себя обязательствами по договору аренды земельного участка с последующим рассмотрением вопроса о его выкупе в соответствии со ст.39.20 ЗК РФ при условии отсутствия ограничений оборотоспособности земельного участка и иных причин, препятствующих предоставлению земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, направление администрацией Можайского ГО МО в Минимущество МО проекта решения (постановления) о согласовании изменения вида разрешенного использования земельного участка связано исключительно с необходимостью исполнения отдельных государственных полномочий о направлении такого проекта в уполномоченный орган на рассмотрение и согласование, и не свидетельствует о предварительно положительном решении органа местного самоуправления, который, получив решение уполномоченного органа субъекта РФ об отказе в согласовании проекта, в соответствии с вышеуказанным регламентом вынес решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Доводы же административных истцов и их представителя о невозможности использования хлебопекарни и, соответственно, земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, т.к. оно противоречит территориальному зонированию суд полагает несостоятельными, т.к. исходя из положений части 8 статьи 36 ГрК РФ и части 4 статьи 85 ЗК РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд полагает оспариваемые административным истцами решения административных ответчиков правомерными и соответствующими законодательству Российской Федерации, в связи с чем, суд считает уточненные требования административных истцов – необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, -

р е ш и л:

ФИО2 и ФИО1 в удовлетворении уточненного административного иска к Администрации Можайского городского округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> о: признании незаконным решения межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> от 06.08.2019г., выраженного в протоколе заседания от 06.08.2019г. по п.238, об отказе в согласовании проекта постановления администрации Можайского городского округа <адрес> об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «под объектом незавершенного строительства: зданием хлебопекарни» на вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание»; признании незаконным решения администрации Можайского городского округа <адрес> от 08.08.2019г. №Р26410847 об отказе в предоставлении государственной услуги «Внесение изменений в действующий договор аренды» в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>А; возложении на администрацию Можайского городского округа <адрес> обязанности привести вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , находящегося в территориальной зоне О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона» правил землепользования и застройки муниципального образования, в соответствие с градостроительным регламентом, в соответствие с назначением объекта капитального строительства с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером , - «помещение общего пользования», путем согласования изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид разрешенного использования «Бытовое обслуживание» (код.3.3), – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Можайский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Хлюстов