Дело №***а-1628/19 21 августа 2019 года
РЕ Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу к учредителю СМИ журнала «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» ООО «Северославянское бюро рекламы» о признании недействительной регистрации СМИ
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу обратилось в суд с административным иском к учредителю СМИ журнала «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» ООО «Северославянское бюро рекламы» о признании недействительной регистрации СМИ.
Административные исковые требования обоснованы тем, что Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу **.**.**** выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации периодического печатного издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» ПИ № ФС2-7350, учредителем которого является ООО «Северославянское бюро рекламы». Статус данного СМИ является действующим.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу является правопреемником указанного выше регистрирующего органа.
По итогам мероприятия систематического наблюдения периодического издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА», не установлены обстоятельства выхода СМИ в свет, устав редакции не соответствует требованиям ст. 20 Закона о СМИ, не соблюден Федеральный закон от **.**.**** № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документы».
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа, в случае если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года.
Административный истец просит суд признать недействительным регистрацию СМИ периодического печатного издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» (ПИ № ФС2-7350), осуществленную Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу **.**.****.
Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, судебное извещение направлено по адресу регистрации административного ответчика.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Согласно ст. 8 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
Средство массовой информации журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» зарегистрирован на основании свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС2-7350, выданное Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу **.**.****, учредитель - ООО «Северославянское бюро рекламы».
Согласно ст. 8 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
В силу ст. 15 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях, если свидетельство о регистрации получено обманным путем; если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года; если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации; если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
Из ст. 20 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В уставе редакции должны быть определены:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части второй настоящей статьи, могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе или заменяющем его договоре, составляют коммерческую тайну.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 1268 ГК РФ, опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Тем самым, выход в свет средства массовой информации предполагает изготовление и выпуск в обращение путем распространения продукции после получения соответствующего разрешения главного редактора на это.
В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от **.**.****№*** (ред. от **.**.****) «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» при разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Указанное в части 5 статьи 8 данного Закона основание (учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации) является частным случаем основания, предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 15 этого Закона (средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года).
Из материалов дела следует, что по итогам мероприятия систематического наблюдения периодического издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА», не установлены обстоятельства выхода СМИ в свет, устав редакции не соответствует требованиям ст. 20 Закона о СМИ, не соблюден Федеральный закон от **.**.**** № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документы».
В соответствии с п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона от **.**.**** № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража. Производители документов доставляют через полиграфические организации по три обязательных экземпляра субъекта Российской Федерации всех видов печатных изданий в соответствующие книжные палаты и (или) библиотеки субъектов Российской Федерации в день выхода в свет первой партии тиража. Производители документов доставляют через полиграфические организации по два обязательных экземпляра муниципального образования всех видов печатных изданий в соответствующие библиотеки муниципальных образований в день выхода в свет первой партии тиража.
Из материалов дела следует, что устав редакции предоставлен в регистрирующий орган, размещен в ЕИС 2.0., устав утвержден ООО «Северославянское бюро рекламы». Однако устав редакции не соответствует требованиям ст. 20 Закона РФ от **.**.****№*** «О средствах массовой информации», а именно в уставе отсутствуют: порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы.
Также, из материалов дела следует, что в 2018-2019 году редакция СМИ, периодического печатного издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА», являясь производителем печатной продукции, не передавала на хранение материалы.
Административным ответчиком в силу требований ст. 62 КАС РФ не представлено суду доказательств выхода в свет в течение года вышеназванного средства массовой информации.
Таким образом, по совокупности представленных в материалы дела доказательствам суд полагает обоснованным довод административного истца о том, что СМИ периодического печатного издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» не распространяется, то есть не выходит в свет (в эфир). Указанное является основанием для удовлетворения административного иска.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 103, 150, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным регистрацию СМИ периодического печатного издания, журнал «МОРСКОЙ БИЗНЕС СЕВЕРО-ЗАПАДА» (ПИ № ФС2-7350), осуществленную Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Северо-Западному федеральному округу **.**.****.
Взыскать с ООО «Северославянское бюро рекламы» в доход государства государственную пошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк