ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1629/18 от 02.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2018 г. г. Иркутск

Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Назаренко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1629/2018 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что АНО «Байкальская йога» зарегистрирована МИНФС №17 по Иркутской области ****год. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее – Управление) было установлено, что в нарушение положений федерального законодательства административным ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению в Управление отчета о своей деятельности за 2013-2017 годы или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ****год Управлением в адрес организации было направлено предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до ****год. ****год Управлением повторно в адрес организации было направлено предупреждение об устранении указанных нарушений в срок до ****год. Но ни после первого, ни после повторного предупреждения нарушения не были устранены. Неоднократное неисполнение обязанности по предоставлению информации Управлению, является основанием для обращения в суд с иском о ликвидации организации.

Просят ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом..

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, представлены возражения на административный иск, в которых просят отказать в удовлетворении требований, поскольку за административным ответчиком числится задолженность по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах (штрафам), просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая, что в соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, органы и должностные лица, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, других общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, могут обратиться с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности или ликвидации указанных организаций.

Как разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (ст. 19, раздел III КАС РФ).

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года №456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 61 ГК РФ.

Как указано в пп.65, пп.74 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденном Приказом Минюста России от 03 марта 2014 №26, территориальный орган Минюста России, действующий на территории Иркутской области, - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, а также наделено правом обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Некоммерческие организации, указанные в п. 3.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» (сокращенное наименование – АНО «Байкальская йога») зарегистрирована в качестве юридического лица ****год Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ****год адресом места нахождения организации указано: <адрес>, учредители: Щ...И.И., Б...Е.В., Д...С.А. , лицо, имеющее право действовать без доверенности: директор Щ...И.И.

****год в адрес АНО «Байкальская йога» было направлено предупреждение об устранении нарушения законодательства, согласно которому административному ответчику предлагалось в срок до ****год устранить нарушения в виде неисполнения обязанности по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2015 год или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет.

****год в адрес АНО «Байкальская йога» было повторно направлено аналогичное предупреждение об устранении нарушения законодательства, совершенного за период 2013-2016 годов в срок до ****год.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований Федерального закона «О некоммерческих организациях», Автономная некоммерческая организация «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» на протяжении длительного времени не представляла необходимую информацию и сведения, не размещала их в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации; предупреждения не исполнила, не оспорила; при этом, вынесенное уполномоченным органом предупреждение не вызывает у суда сомнений в его обоснованности; предоставленный в предупреждении срок соответствовал разумно определенной возможности административного ответчика его выполнить, чего, однако, сделано не было, в том числе до настоящего времени.

Ликвидация предприятия на указанных основаниях не влечет нарушения принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно; существующее до сегодняшнего дня нарушение требований закона является основанием для ликвидации организации; последняя не предприняла возможные действия для устранения названных нарушений, объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению не приведены; выявленные нарушения не устранены; устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации как юридического лица невозможно (пункты 30, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №64, Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года №14-П).

Суд считает, что в данной ситуации ликвидация юридического лица обоснована не по формальному основанию, а применена в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Относительно возражений представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области, суд приходит к следующему.

В представленной суду справке о имеющейся задолженности по налоговым платежам указано, что АНО «Байкальская йога» имеет задолженность по оплате денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 5 200 рублей. Расчет приведен по состоянию на ****год. Сведений о том, что налоговый орган предпринимал действия по взысканию данной задолженности, как то направление требований, обращение в суд, в материалы дела не представлено.

Согласно п.1 ч.1 ст.59 НК РФ, безнадежной к взысканию признается задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наличие задолженности по налогам не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о ликвидации организации неоднократно нарушившей требований законодательства РФ о деятельности некоммерческих организаций.

Относительно требований административного истца об исключении административного ответчика из ЕГРЮЛ, суд полагает, что поскольку допущенные ответчиком грубые нарушения требований закона в силу ст. 61 ГК РФ являются основанием для ликвидации юридического лица, они влекут исключение его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о ликвидации организации, так как последней допущены неоднократные и грубые нарушения (по своему характеру и их последствиям) требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер; каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» и исключить Автономную некоммерческую организацию «Спортивно-оздоровительный центр «Байкальская йога» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированном виде.

Мотивированное решение суда изготовлено ****год.

Судья И.В. Зайцева