Дело № 2а-162/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2018 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Крючковой Ю.А.,
при секретаре ФИО7,
с участием представителя административного истца – Текеева Б.М., представителя административного ответчика ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <адрес>, административное дело по административному исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>», старшему государственному инспектору по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» Латышеву Михаилу Владимировичу, государственному инспектору по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» Борзову Сергею Николаевичу о признании действий при выдаче судового билета незаконными и возложении обязанности провести освидетельствование маломерного судна в соответствии с требованиями административного регламента,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский транспортный прокурор обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» о признании действий при выдаче судового билета незаконными и возложении обязанности провести освидетельствование маломерного судна в соответствии с требованиями административного регламента.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены старший государственный инспектор по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» Латышев Михаил Владимирович, государственный инспектор по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» Борзов Сергей Николаевич. Также к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечён Каманин Сергей Иванович.
С учётом уточнения исковых требований, Ивановский транспортный прокурор просит суд признать незаконными проставление 10.07.2017г. ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» по результатам освидетельствования маломерного судна (мотолодки «Викинг VN-34LS») с подвесным лодочным мотором «№» мощностью 15 л.с. (регистрационный бортовой номер Р0652ИЕ), принадлежащего Хромову Олегу Владимировичу, проживающему по адресу: <адрес>, отметки в судовом билете серии <адрес> допуске маломерного судна к плаванию, а также бездействие ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» в части не проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; признать отметку о допуске маломерного судна (регистрационный бортовой номер №) к плаванию, проставленную по результатам проведённого 10.07.2017г. освидетельствования, в судовом билете серии <адрес>, выданном Хромову Олегу Владимировичу, недействительной; обязать ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» провести освидетельствование маломерного судна (регистрационный бортовой номер №), принадлежащего Хромову Олегу Владимировичу, проживающему по адресу: <адрес>, в полном соответствии с требованиями Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, утверждённого приказом МЧС России от 18.10.2012г. №, в течение 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ноябре 2017 года Ивановской транспортной прокуратурой в ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» была проведена проверка соблюдения экологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства – Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух», ГОСТ № «Моторы лодочные подвесные. Общие требования безопасности», Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, утверждённого приказом МЧС России от 18.10.2012г. №, при проведении освидетельствования маломерного судна (мотолодки «Викинг №») с подвесным лодочным мотором «HDX №» мощностью 15 л.с. (регистрационный бортовой номер №), принадлежащего ФИО5, выразившиеся в том, что при проведении освидетельствования вышеуказанного маломерного судна инспекторами Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» не осуществлялось использование газоанализатора в целях тестирования маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Требование о проведении тестирования маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является обязательным, поскольку в процессе нормальной эксплуатации подвесных моторов с течением времени уровень выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может измениться и превысить допустимые значения, предусмотренные пунктом 4.2.1 ГОСТ № Таким образом, экологическая безопасность вышеуказанного маломерного судна, принадлежащего ФИО5, не подтверждена, следовательно, эксплуатация данного судна до проведения его тестирования на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферных воздух вредных (загрязняющих) веществ невозможна. Вместе с тем, по результатам освидетельствования в судовом билете, выданном судовладельцу, должностным лицом ФИО11 была проставлена отметка о допуске маломерного судна к плаванию, что позволяет эксплуатировать данное маломерное судно без каких-либо ограничений. Указанные нарушения действующего законодательства влекут нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией Российской Федерации, в связи с чем прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, были извещены надлежащим образом в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО9 уточнённые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» – ФИО8 в судебном заседании поддержал доводы представленного в материалы дела письменного отзыва на иск, а также дал пояснения, из которых следует, что административный ответчик признаёт уточнённые требования административного истца.
Административные соответчики старший государственный инспектор по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» ФИО2 и государственный инспектор по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» ФИО6 С.Н. в судебное заседание не явились, представили письменные отзывы, в которых также указали о признании ими требований административного истца и изложили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО5 в судебное заседание не явился, при этом доказательств уважительности причин неявки в суд, заявлений, ходатайств, отзыв на административное исковое заявление не представил.
С учётом мнения явившихся в судебное заседание представителей сторон, в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав представителей административного истца и административного ответчика ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>», исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу статьи 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор наделён правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующим в нём, на основании заявления, поданного 10.07.2017г. судовладельцем ФИО5 в Шуйский инспекторский участок ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» в связи с окончанием срока действия предыдущего освидетельствования, было проведено освидетельствование принадлежащего заявителю маломерного судна (мотолодки «Викинг VN-34LS») с подвесным лодочным мотором «№» мощностью 15 л.с. (регистрационный бортовой номер №).
Согласно заключению, данному 10.07.2017г. государственным инспектором по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» ФИО6 С.Н., по результатам освидетельствования вышеуказанное маломерное судно признано годным к плаванию.
С учётом данного заключения, 10.07.2017г. старшим государственным инспектором по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» ФИО2 в судовом билете серии <адрес> проставлена отметка о допуске маломерного судна, принадлежащего ФИО5, к плаванию.
Вместе с тем, в результате проверки соблюдения экологического законодательства при осуществлении деятельности подразделениями ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>», проведённой в дальнейшем Ивановской транспортной прокуратурой, было выявлено, что при проведении освидетельствования маломерного судна, принадлежащего ФИО5, должностными лицами Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» не осуществлялось использование газоанализатора в целях тестирования маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Причиной непроведения данного тестирования послужило отсутствие газоанализатора в данном подразделении ФИО11.
Между тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002г. № «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух» проверки судов, кроме спортивных судов, с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водных мотоциклов (гидроциклов), эксплуатируемых во внутренних водах или используемых в целях мореплавания, а также прогулочных судов пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости, используемых в целях мореплавания, осуществляются Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004г. № 835, основными задачами государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно подпункту 8 пункта 5 указанного Положения Государственная инспекция по маломерным судам, в том числе проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами, утверждённых приказом МЧС России от 29.06.2005г. №, технический надзор осуществляется за принадлежащими физическим и юридическим лицам маломерными судами.
Согласно пункту 2.2 указанных Правил технический надзор за маломерными судами включает в себя, в том числе проверку маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с пунктами 3.20, 3.21 Регламента, тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих веществ), проводится для маломерных судов, которые подлежат регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
Согласно пункту 2.5 Регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки.
В соответствии с пунктом 3.1 Регламента освидетельствование маломерного судна проводится в любом по выбору заявителя подразделении ФИО11, вне зависимости от места регистрации и стоянки маломерного судна. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: подача заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и осуществление их приема; получение заявителем сведений о ходе предоставления государственной услуги; тестирование маломерного судна с проведением испытаний на мореходные качества; тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации; тестирование маломерного судна, подготовленного к переходу (перегону); тестирование маломерного судна после ремонта; оформление результатов и заключения о годности маломерного судна к плаванию; получение сведений о маломерном судне.
В соответствии с пунктом 3.19 Регламента тестирование маломерного судна в процессе эксплуатации осуществляется на плаву. Маломерное судно на освидетельствование предъявляется в технически исправном состоянии.
Согласно пункту 3.20 Регламента маломерные суда подлежат освидетельствованию каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.
В соответствии с пунктом 3.21 Регламента административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры.
В силу пункта 3.25 Регламента проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора.
Согласно пункту 3.46 Регламента в отношении маломерного судна, получившего оценку состояния «годное», должностное лицо ФИО11 проставляет отметку в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию.
На маломерное судно, получившее оценку состояния маломерного судна «непригодно к плаванию», по результатам освидетельствования оформляется в заключении с указанием мотивированных причин отказа в проставлении в судовом билете отметки о допуске маломерного судна к плаванию. Копия заключения о непригодности маломерного судна к плаванию передается заявителю. Одновременно заявителю возвращаются документы, необходимые для предоставления государственной услуги, под роспись в книге учета заявлений о проведении освидетельствования маломерных судов (пункт 3.48 Регламента).
В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 28556-2016 «Моторы лодочные подвесные. Общие требования безопасности» моторы должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при правильной их установке и нормальной эксплуатации при использовании двухтактных двигателей с искровым зажиганием объемная доля углерода СО в отработавших газах двигателя, прогретого до рабочей температуры и работающего на установленных производителем минимальных оборотах холостого хода, не превышала 4,8%, а при использовании четырехтактных двигателей с искровым зажиганием, а также двигателей с воспламенением от сжатия выбросы вредных веществ не превышали величин, указанных в таблице 1 к указанному ГОСТу.
В силу пункта 3.27 Регламента ответственным за надлежащее выполнение административных действий является должностное лицо подразделения ФИО11.
Согласно пункту 3.50 Регламента лицом, ответственным за внесение отметки в судовой билет о годности маломерных судов к плаванию и введение данных в АИС ФИО11 МЧС России, является руководитель подразделения ФИО11.
В соответствии с пунктом 4.1 Регламента текущий контроль за соблюдением и исполнением настоящего Административного регламента по предоставлению государственной услуги осуществляется вышестоящими органами ФИО11 МЧС России в ходе проверок подразделений ФИО11.
Суд соглашается с доводами административного истца о том, что вышеприведённые требования действующего законодательства о проведении должностными лицами подразделений ФИО11 в процессе процедуры освидетельствования маломерных судов их тестирования на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ являются обязательными, поскольку в процессе нормальной эксплуатации подвесных моторов с течением времени уровень выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ может измениться и превысить допустимые значения, предусмотренные пунктом 4.2.1 ГОСТ 28556-2016.
Однако при проведении процедуры освидетельствования маломерного судна, принадлежащего заинтересованному лицу, административными ответчиками были допущены нарушения данных требований действующего законодательства, вследствие чего допуск к плаванию без каких-либо ограничений получило маломерное судно, экологическая безопасность которого фактически не подтверждена и эксплуатация которого до проведения его тестирования на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферных воздух вредных (загрязняющих) веществ невозможна.
Поскольку данные нарушения действующего законодательства влекут нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного Конституцией Российской Федерации, Ивановский транспортный прокурор правомерно обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам.
В ходе рассмотрения дела административные ответчики признали требования, предъявленные административным истцом.
В соответствии с частью 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46 КАС РФ).
Оснований для непринятия признания административными ответчиками предъявленного к ним административного иска суд не усматривает, поскольку требования административного истца основаны на нормах действующего законодательства, полностью подтверждены совокупностью представленных в материалы дела допустимых и достоверных доказательств, а срок для проведения повторного освидетельствования маломерного судна определён с учётом периода навигации.
На основании изложенного, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ивановского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>», старшему государственному инспектору по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» Латышеву Михаилу Владимировичу, государственному инспектору по маломерным судам Шуйского инспекторского участка ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» Борзову Сергею Николаевичу о признании действий при выдаче судового билета незаконными и возложении обязанности провести освидетельствование маломерного судна в соответствии с требованиями административного регламента удовлетворить.
Признать незаконными проставление 10.07.2017г. ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» по результатам освидетельствования маломерного судна (мотолодки «Викинг VN-34LS») с подвесным лодочным мотором «№» мощностью 15 л.с. (регистрационный бортовой номер №), принадлежащего Хромову Олегу Владимировичу, проживающему по адресу: <адрес>, отметки в судовом билете серии <адрес> допуске маломерного судна к плаванию, а также бездействие ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» в части не проведения тестирования указанного маломерного судна на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ.
Признать отметку о допуске маломерного судна (регистрационный бортовой номер №) к плаванию, проставленную по результатам проведённого 10.07.2017г. освидетельствования, в судовом билете серии <адрес>, выданном Хромову Олегу Владимировичу, недействительной.
Обязать ФКУ «Центр ФИО11 МЧС России по <адрес>» провести освидетельствование маломерного судна (регистрационный бортовой номер №), принадлежащего Хромову Олегу Владимировичу, проживающему по адресу: <адрес>, в полном соответствии с требованиями Административного регламента по освидетельствованию маломерных судов, утверждённого приказом МЧС России от 18.10.2012г. №, в течение 7 (семи) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать административных ответчиков сообщить об исполнении решения по данному административному делу в Ленинский районный суд <адрес> и Ивановскому транспортному прокурору в течение одного месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А.Крючкова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.01.2018г.