ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-162/2016 от 16.11.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-162/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2016 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Борковской А.Б.

с участием:

прокурора прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

представителя административного истца ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» Колобовой Т.А.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Поповой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 год» недействующим в части подпункта 1.1 пункта 1, изложенного в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 12 сентября 2016 года № 116-НПА,

установил:

приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 31 декабря 2015 года № 628 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 год в размере 14 920 092,29 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки. Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Азия-Экспресс» от 31 декабря 2015 года № 51-52/3.

Приказами РСТ Забайкальского края от 25 января 2016 года № 14-НПА, от 12 сентября 2016 года № 116-НПА в приказ от 31 декабря 2015 года № 628 (опубликованы в газете «Азия-Экспресс» от 28 января 2016 года № 4, от 15 сентября 2016 года № 37) внесены изменения, пункт 1 изложен в новой редакции, подпункт 1.1 которого устанавливает размер платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» для потребителей с тепловой мощностью от 0,1 до 1,5 Гкал/час плата в размере 11 639 073,84 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с НДС).

ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» посредством представителя по доверенности Чупрова П.А. обратилось в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением, уточненным 11 ноября 2016 года, в котором просит признать Приказ РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628 недействующим в части пункта 1.1, изложенного в редакции приказа № 116-НПА от 12 сентября 2016 года с 8 февраля 2016 года.

Требования административного истца мотивированы отсутствием нормативно-правового и экономического обоснования изменения приказом № 116-НПА от 12 сентября 2016 года размера платы за технологическое присоединение объектов потребителей к системе теплоснабжения общества, установленного в первоначальной редакции приказа РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628 в размере 14 920 092,29 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки на основании данных из утвержденной приказом РСТ Забайкальского края от 30 октября 2015 года № 185 инвестиционной программы ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на территории муниципального образования городской округ «Город Чита» в сфере теплоснабжения на 2016-25018 годы. По мнению административного истца, размер платы изменен регулирующим органов в нарушение положений подпунктов 2, 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 22, 108 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, пунктов 32, 33, 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075. Кроме того, внесение изменений в ранее утвержденные регулирующим органом показатели не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем, является незаконным. Распространение действия внесенных изменений на правоотношения, возникшие с 8 февраля 2016 года, то есть на период ранее принятия приказа № 116-НПА от 12 сентября 2016 года, по мнению административного истца, недопустимо. В связи с тем, что установленный размер платы за подключение является обязательным для применения регулируемой организацией при заключении договоров о подключении с обратившимися к обществу потребителями, а также по причине отсутствия иных источников финансирования подобного рода затрат, ПАО «ТГК-14» полагает, что права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности нарушены, что выражается в получении обществом платы на оказываемые услуги по подключению к системе теплоснабжения объектов заявителей в эеономически необоснованном размере, меньшем, чем это было установлено в первоначальной редакции приказа РСТ Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628.

В письменных дополнениях к административному исковому заявлению от 10 ноября 2016 года представитель административного истца по доверенности Чупров П.А. дополнительно указал на отсутсвие правовых основанй для изменения регулятором размера платы, привел сведения о расчетах ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» по налогу на прибыль, согласно которым общество не освобождено от уплаты указанного налога, однако не уплатчивает его с 2012 года в связи с получением в 2012 году убытка в размере <сумма> рублей, части которого перенесены для целей исчисления налога на прибыль на будущие периоды. Исключение из размера платы за технологическое присоединение суммы налога на прибыль в размере <сумма> рублей, первоначально включенной в состав платы, произведено регулирующим органом без ссылки на нормативный провавовой акт, устанавливающий возможность такой корректировки. Обоснованность включения указанной суммы в размер платы при принятии приказа от 31 декабря 2015 года № 628 сомнений у регулятора не вызвала, в связи с чем пересмотр размера платы в течение финансового года является недопустимым.

В судебном заседании представитель ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» Колобова Т.А. позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным ранее.

Представитель РСТ Забайкальского края Попова М.В. с административным исковым заявлением не согласилась, представив письменные пояснения от 25 октября 2016 года, от 7 ноября 2016 года, дала дополнитльные пояснения в судебном заседании, согласно которым корректировка размера платы на сумму <сумма> рублей произведена в соответствии с пунктом 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабженияв, утвержденных приказом ФТС России № 760-э от 13 июня 2013 года, в связи с непредоставлением предприятием документов, подтверждающих размер фактически понесенных затрат по уплате налога на прибыль за предыдущий отчетный период. Распростаренение действия скорректировнного размера платы за технологическое присоединение на правоотношения, возникшие с 8 февраля 2016 года обосновано необходимостью достижения соразмерности при соблюдении интересов сторон, обеспечения сбалансированности и справедливости правового регулирования. Указанное соответствует подпункту «а» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075, которым допускается принятие органами регулирования решений о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими оставлению без удовлетворения, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В целях реализации положений Закона о теплоснабжении в части регулирования деятельности по установлению тарифов в указанной сфере Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 года принято постановление № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов)).

Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит государственному регулированию в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление платы за технологическое присоединение относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 10.2.15 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года № 229, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Таким образом, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является уполномоченным органом исполнительной власти Забайкальского края по установлению платы за технологическое присоединение и, соответственно, принятию нормативных актов в данной области.

Действуя в пределах своей компетенции, Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края с учетом экспертного заключения издала приказ от 31 декабря 2015 года № 628 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 год», в пункте 1 которого установила плату за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 год в размере 14 920 092,29 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с учетом НДС).

Приказом РСТ Забайкальского края от 25 января 2016 года № 14-НПА пункт 1 указанного выше приказа изложен в новой редакции, устанавливающей в пункте 1.1 плату за подключение к системе теплоснабжения на 2016 год для потребителей с тепловой мощностью от 0,1 до 1,5 Гкал/час в размере 14 920 092,29 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с НДС), в подпункте 1.2 – в размере 550 рублей для потребителей, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час (с НДС).

Приказом от 12 сентября 2016 года № 116-НПА пункт 1.1. изложен в новой редакции, для потребителей с тепловой мощностью от 0,1 до 1,5 Гкал/час плата за подключение к системе теплоснабжения установлена в размере 11 936 073,84 рублей за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки (с НДС). Действие указанного приказа распространено на правоотношения, возникшие с 08 февраля 2016 года.

Приведенные нормативные правовые акты приняты на заседаниях Правления РСТ Забайкальского края при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов. Экспертные заключения по своему содержанию отвечают требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержат предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета платы за подключение на период регулирования. Нормативные правовые акты в установленном порядке опубликованы и вступили в силу.

Из материалов дела и объяснений сторон усматривается, что первоначально в состав платы за подключение к сетям теплоснабжения ПАО «ТГК-14» были включены расходы регулируемой организации на уплату налога на прибыль в размере <сумма> рублей, в связи с чем размер платы составил 14 920 092,29 рублей за 1 Гкал/час. По причине того, что организация не уплачивала налог на прибыль с 2012 года в связи с получением убытка и переносом его части на будущее в соответствии со статьей 283 Налогового кодекса РФ, регулятор пересмотрел размер платы, исключив из нее учтенный налог на прибыль, в результате чего она составила 11 936 073,84 рублей за за 1 Гкал/час.

Согласно пункту 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 настоящего документа, - в индивидуальном порядке.

В случае если подключаемая тепловая нагрузка не превышает 0,1 Гкал/ч, плата за подключение устанавливается равной 550 рублям. В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (пункты 107, 108 Основ ценообразования).

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, определено, что плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч; налога на прибыль (пункт 170).

В свою очередь, размер налога на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитывается путем вычисления соотношения фактических расходов на уплату налога на прибыль, отнесенных на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, и плановой на очередной расчетный период регулирования суммарной подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей.

Из сведений, представленных Межрегиональной ИФНС России № 2 по г. Чите по запросу суда от 16 ноября 2016 года, копий налоговых деклараций ПАО «ТГК-14» за 2012-2015 годы усматривается, что по итогам налогового периода налогоплательщиком за 2012 год отражен убыток в размере <сумма>, за 2013 год – прибыль в размере <сумма> рублей, за 2014 год – прибыль в размере <сумма> рублей, за 2015 год – прибыль в размере <сумма> рубль.

На основании пункта 1 статьи 283 Налогового кодекса РФ, устанавливающего, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее), ПАО «ТГК-14» уменьшило налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль организаций текущего отчетного (налогового) периода по итогам 2013, 2014, 2015 годов на сумму полученного убытка по итогам 2012 года, в связи с чем налог на прибыль, а также ежемесячные авансовые платежи организацией не исчислялись и не уплачивались.

Таким образом, фактические расходы организации на уплату налога на прибыль в предшествующем расчетном периоде регулирования отсутствовали, имеются основания для уменьшения налоговой базы в 2016 году в связи с переносом части убытков за 2012 год, а значит предусмотренные действующим законодательством основания для включения налога на прибыль в размере <сумма> рублей в состав платы за технологическое присоединение к сетям теплоснабжения в 2016 году отсутствовали.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Правил регулирования тарифов цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд находит подпункт 1.1 пункта 1 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628 в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 12 сентября 2016 года № 116-НПА соответствующим действующему законодательству.

При установленных обстоятельствах суд также считает обоснованным распространение действия оспариваемой нормы на правоотношения, возникшие с 8 февраля 2016 года (даты введения в действия Приказа РСТ Забайкальского края от 25 января 2016 года № 14-НПА), поскольку иное привело бы к взиманию с потребителей платы за подключение к системе теплоснабжения в экономически необоснованном, завышенном размере.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 14» о признании приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 628 «Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» на 2016 год» недействующим в части подпункта 1.1 пункта 1, изложенного в редакции приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 12 сентября 2016 года № 116-НПА, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Забайкальский краевой суд.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение в окончательной форме изготовлено 21.11.2016.

<данные изъяты>

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-162/2016, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.