ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1630/18 от 10.09.2018 Сысертского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.09.2018 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Гавриленко К.В., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Администрации Сысертского городского округа ФИО3, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1630/2018 по административному исковому заявлению СНТ «Сосновый бор 1» к Администрации Сысертского городского округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании постановления Администрации Сысертского городского округа от 27.02.2015 года № 519 незаконным, признании незаконным действия по постановке на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

28.02.2011 Администрацией Сысертского городского округа вынесено постановление №40817810604900317040 «О предоставлении земельных участков гражданам членам садоводческого некоммерческого товарищества «Сосновый бор 1» в собственность», в соответствии с которым СНТ «Сосновый бор 1» предоставлен земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040

27.02.2015 Администрацией Сысертского городского округа вынесено постановление №40817810604900317040 об утверждении акта выбора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью 2 392 кв.м., расположенного на территории Свердловской области, в Сысертском районе, в поселке Бобровский, СНТ «Сосновый бор 1» для размещения линий электропередач и предоставления в аренду земельного участка ОАО «МРСК Урала».

СНТ «Сосновый бор 1» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование требований, что из предоставленного истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 для размещения линий электропередач выделены три участка: №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040, которые предоставлены в аренду земельного участка ОАО «МРСК Урала», чем нарушены права истца.

На основании изложенного истец просит: признать незаконным Постановление Администрации Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении акта выбора земельного участка, а также признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по постановке на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области произвести снятие с кадастрового учёта указанных земельных участков.

В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 исковые требования подержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Сысертского городского округа Кадникова Е.А., представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ФИО4, в судебном заседании заявленные требования не признали, указав, что информация о предстоящем формировании указанных истцом земельных участках публиковалась в газете «Вестник Сысертского городского округа» а также в интернете на сайте Администрации в 2015 году, в связи с чем, истцом пропущен срок давности обжалования ненормативного акта, действий органа местного самоуправления, указанные земельные участки предоставлены ОАО «МРСК Урала» для строительства линий электропередач, то есть в целях обеспечения членов СНТ электроэнергией. На момент вынесения оспариваемого постановления, истец не зарегистрировал право собственности на предоставленный ему земельный участок, в связи с чем, на момент постановки на кадастровый учёт новых земельных участков, они были в собственности городского округа. Истец не мог не знать о проводимых работах по строительству линий электропередач, строительство которых начато в 2015 и окончено в 2016 году.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» просил дело рассмотреть в их отсутствие, указав, что считает требований неподлежащими удовлетворению, поскольку права СНТ не нарушаются, так как на земельном участке, который сформирован из земельного участка, предоставленного СНТ, построены линии электропередач, в настоящий момент проводятся работы по регистрации права собственности на указанные линии. Руководство СНТ знало о проводимых работах, однако обратилось в суд лишь после того как работы по строительству были закончены, кроме того ввиду того, что СНТ не регистрирует право собственности на предоставленный земельный участок более пяти лет, у Администрации не оставалась иного выхода как самостоятельно решить вопрос о предоставлении МРСК Урала земельного участка для строительства линий электропередач..

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации организации предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 СНТ «Сосновый бор 1» был предоставлен земельный участок площадью 11550 кв.м с кадастровым номером № №40817810604900317040 (земли населенных пунктов с разрешенным использованием для коллективного садоводства).

В обоснование требований СНТ «Сосновый бор 1» указало, что, на основании письма открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Администрацией Сысертского городского округа было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 (с учетом вносившихся в него изменений по постановлениям от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040, от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040), которым был утвержден акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 в отношении новых земельных участков, площадью 2392 кв.м., предназначенных для коммунального обслуживания и созданных путем раздела исходного участка.

Из содержания ст. 226 КАС РФ следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице (ст. 62 КАС РФ).

В соответствии с частями 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из содержания вышеуказанной нормы следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что постановление от 27.02.2015 № 519 было вынесено в отношении земельных участков, образованных из земель, входящих в земельный участок с кадастровым номером № №40817810604900317040, который принадлежит СНТ «Сосновый бор 1», в связи с чем, суд приходит к выводу, что действия Администрации Сысертского городского округа при утверждении акта выбора были незаконными, поскольку несмотря на то, что границы вновь образованных земельных участков находятся в пределах земельного участка истца, однако действия по утверждению акта выбора были совершены без его уведомления.

Таким образом, представленная к утверждению схема определяет границы земельного участка, находящегося в собственности товарищества, права административного истца нарушены ввиду необоснованного изъятия части земель и создания препятствий в пользовании имуществом, принадлежащим всем членам товарищества.

При таких обстоятельствах у Администрации не было оснований для согласования, и утверждения схемы земельного участка.

В силу положений ст. 219 КАС РФ, исходя из материалов дела и пояснений сторон, суд полагает, что срок обращения в суд с настоящим исковым заявлением административным истцом не пропущен, поскольку об оспариваемом постановлении СНТ «Сосновый бор 1» узнало после получения письма административного ответчика от 14.04.2017, обратившись в суд 12.07.2017.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, на дату обращения административного истца к административному ответчику и принятия оспариваемых решений регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Вместе с тем, на момент образования земельных участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040, №40817810604900317040№40817810604900317040, права СНТ «Сосновый бор 1» не были зарегистрированы, границы земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 не были установлены.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований СНТ «Сосновый бор 1» о признании недействительным постановления Администрации Сысертского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№40817810604900317040 «Об утверждении акта выбора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного на территории Свердловской области, в Сысертском районе, в поселке Бобровский, СНТ «Сосновый бор 1», а также о необходимости в целях устранения нарушенных прав административного истца указать, что данное решение является основанием для снятия с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040.

Оснований для удовлетворения иска в части требований о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области по постановке на кадастровый учёт земельных участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040, №40817810604900317040, №40817810604900317040, и о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области обязанности произвести снятие с кадастрового учёта указанных земельных участков, не имеется в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным Постановление Администрации Сысертского городского округа №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного на территории Свердловской области, в Сысертском районе, в поселке Бобровский, СНТ «Сосновый бор 1».

Данное решение является основанием для снятия с кадастрового учёта земельных участков с кадастровыми номерами №40817810604900317040, 66№40817810604900317040№40817810604900317040.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья Мурашов А.С.

Решение изготовлено 14.09.2018