ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1631/19 от 07.01.2019 Волжского районного суда (Самарская область)

63RS0007-01-2019-001662-05

Дело № 2а-1631/2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.о. Самара 29 августа 2019 года

Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Булацкой В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> а также недоимки по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. и пени в сумме <данные изъяты>. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество, а также плательщиком земельного налога, поскольку владеет на праве собственности соответствующими объектами налогообложения, однако по направленным налоговым уведомлениям и требованиям об уплате налогов начисленные суммы и пени в установленный срок не уплатил, что явилось основанием для обращения в суд.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и/или в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик ФИО1, извещался надлежащим образом о дате, месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился. По медицинским показаниям принимать участие в судебном заседании он не может, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается представленными документами.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п.1 ст. 3 НК РФ.

В силу ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность, уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога в срок, установленный в законодательстве о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В силу п. 1 ст. 397 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 02.12.2013 № 334-ФЗ, от 23.11.2015 № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).

В соответствии со ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 401 НК РФ установлено, что объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

По данным налогового органа ФИО1 в налоговые периоды ДД.ММ.ГГГГ является собственником следующего имущества:

- земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> по адресу:<адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- объект индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, <адрес> дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ;

- квартира с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (п.п. 2, 3 ст.52 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом в порядке ст. ст. 52, 53 НК РФ сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>., налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции .

В дальнейшем налоговым органом сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Данное уведомление направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции .

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес ФИО1 заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> и налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений статей 68, 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии со ст.75 НК РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик должен выплатить пени.

На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога, направленное по почте, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование , в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты>., задолженность по уплате налога на имущество в сумме <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты>.

Доказательств направления налогоплательщику данного требования в материалы дела административным истцом не представлено.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование , в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> пени в сумме <данные изъяты> задолженность по уплате налога на имущество в сумме <данные изъяты> пени в сумме <данные изъяты>.

Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции .

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано требование , в котором ФИО1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ предлагалось уплатить задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> пени в сумме <данные изъяты> задолженность по налогу на имущество в сумме <данные изъяты> пени в сумме <данные изъяты>

Данное требование направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ заказной почтой в соответствии со списком об отправке корреспонденции .

В указанный срок, как указывает административный истец, требование в полном объеме не исполнено.

В силу ч. 4 ст. 288 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога может возникнуть только тогда, когда была соблюдена вышеуказанная процедура по вручению (направлению) налогоплательщику налогового уведомления, а после неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок - требования об уплате налога.

Статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Налоговый орган в силу п. 2 ст. 48 НК РФ имел право обратиться к мировому судье с требованием о взыскании указанной задолженности с ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 ст. 123.5 КАС РФ определено, что судебный приказ по существу заявленного требования выносится в течение пяти дней со дня поступления заявления о вынесении судебного приказа в суд.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 133 Волжского судебного района Самарской области был вынесен судебный приказ по делу № 2а-21936/2018, согласно которому с ФИО1 взыскана задолженность по налогам. Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

С учетом, установленных по делу обстоятельств, обращение к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени с административного ответчика подано по истечении установленного срока, ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам, пени в суд не представлено.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О, пункт 3 статьи 48 НК РФ не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований административного истца к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском срока обращения в суд.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Кроме того, судом дополнительно учитывалось и то обстоятельство, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

Таким образом, ФИО1 как пенсионер, проходивший службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеет льготу по уплате имущественных налогов и от их уплаты освобожден.

Пунктом 10 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения объекта налогообложения.

Согласно полученной судом информации налоговому органу было известно о наличии у административного ответчика льготы по уплате имущественных налогов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований административного истца к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени в связи с пропуском срока на обращение в суд за взысканием суммы задолженности, а также в связи с наличием у налогоплательщика льготы по уплате имущественных налогов.

Поскольку административный истец при подаче иска и административный ответчик от уплаты госпошлины освобождены, судебное решение состоялось в пользу административного ответчика, судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ и пени, задолженности по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд Самарской области.

Судья: Е.А. Тимагин

Решение принято в окончательной форме 3сентября 2019 года.

Судья: Е.А. Тимагин