Дело № 2а-1631/202043RS0002-01-2020-002697-09Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<...> 04 июня 2020 года
Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Кулик Е.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
помощника прокурора Октябрьского района города Кирова - Ворониной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Павловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению УМВД России по Кировской области о помещении лица без гражданства ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по Кировской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении подлежащего депортации лица без гражданства ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову Кировской области. В обоснование заявления указано, что 26.11.2019 Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение №6453-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства ФИО2, <данные изъяты>, осужденного 22.08.2018 Оричевским районным судом Кировской области за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, содержащегося в ФКУ «ИК№1» УФСИН России по Кировской области. В соответствии с п. 7 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, ФИО2 не разрешен въезд на территорию Российской Федерации. 27.12.2019 лицо без гражданства ФИО2 ознакомлен с вышеуказанным распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации. ФИО2 освобождается из мест лишения свободы 04.06.2020, что подтверждается сообщением из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области. Личность ФИО2 подтверждается заключением об установлении личности, приговором Оричевского районного суда Кировской области, учетами АС ЦБДУИГ ФМС России, ИЦ УМВД России по Кировской области. Пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. УВМ УМВД России по Кировской области в отношении ФИО2 принято решение о депортации. Для организации исполнения решения о депортации просят поместить подлежащего депортации лицо без гражданства ФИО2 <данные изъяты>, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Кирову, расположенное по адресу: <...> «а» сроком на 120 суток с 04.06.2020 по 01.10.2020.
Представитель административного истца УМВД России по Кировской области, действующий на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик ФИО2 пояснил, что с иском не согласен, указав, что имеет ребенка, семью, которые проживают на территории РФ. Помещение его в специальное учреждение на четыре месяца считает нецелесообразным, поскольку в целях проверки указанных фактов достаточно и более короткого срока.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, который полагал необходимым в иске отказать, суд приходит к следующему.
Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года с последующими изменениями и дополнениями.
В силу ст. 2 вышеназванного закона лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В силу требований п. 5,6 ч. 1 ст. 7 Закона, осуждение иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при опасном рецидиве, а также при наличии непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, являются основаниями для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание на территории РФ.
В силу ст. 9 Закона вышеизложенные основания являются также основаниями для отказа в выдаче либо аннулировании вида на жительство иностранному гражданину на территории РФ.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 31 Закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Частью 9 статьи 31 Закона N 115-ФЗ установлено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. Помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (ч. 9.1).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 35.1 Закона N 115-ФЗ содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящим Федеральным законом постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, решения о депортации либо решения о передаче иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или решения о приеме Российской Федерацией иностранного гражданина, передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо его выезда за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 26.11.2019 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 6453-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства ФИО2, <данные изъяты>, осужденного 22.08.2018 Оричевским районным судом <адрес> за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
27.12.2019 ФИО2 ознакомлен с указанным распоряжением.
Сведений об отмене указанного выше распоряжения Минюста России от 26.11.2019 у суда не имеется.
24.03.2020 УВМ УМВД России по Кировской области принято решение о депортации лица без гражданства ФИО2
Уведомлением ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области подтверждается, что 04.06.2020 ФИО2 освобождается из мест лишения свободы из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области.
Личность ФИО2 подтверждается заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №1, приговором Оричевского районного суда Кировской области от 22.08.2018 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 20.10.2017 года ФИО2 помещен в ЦВС иностранных граждан УМВД России по г. Кирову на срок 120 суток, то есть с 19.10.2017 по 15.02.2018.
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 15.02.2018 года административные исковые требования УМВД России по Кировской области о продлении срока содержания в ЦВС иностранных граждан УМВД России по г. Кирову ФИО2 оставлены без удовлетворения.
12.12.2017 в УМВ УМВД России по Кировской области поступила информация от Генерального консульства Республики Казахстан в г. Казани о том, что ФИО2, <данные изъяты> не является гражданином Республики Казахстан.
Из материалов дела следует, что на момент осуждения ответчик проживал в РФ.
Сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации, суду не представлено.
Разрешение вопроса в отсутствие данных документов, при отсутствии гарантий о реальной возможности в кратчайшие сроки исполнения решения о депортации может повлечь длительность содержания в специальном учреждении, что в свою очередь может повлечь негативные последствия как для ответчика, так и для государства.
Вместе с тем, исходя из содержания положений ст. ст. 3, 8, 9 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., п. «а» ч. 1 ст. 5 Декларации о правах человека от 13 декабря 1985 г. в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., право человека, независимо от наличия у него гражданства, на свободу и личную неприкосновенность, а также на судебную защиту в случае задержания относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года N 6-П, из ст. 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права, в том числе тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской федерации от 25 сентября 2014 года N 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Учитывая, что административный ответчик не имеет документов, удостоверяющих личность, необходимых для перемещения за пределы Российской Федерации, его принадлежность к гражданству Республики Казахстан не установлена на момент рассмотрения дела, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска УМВД по Кировской области о помещении ФИО2, <данные изъяты> в специальное учреждение, поскольку помещение административного ответчика при указанных обстоятельствах в специальное учреждение может привести к нарушению его прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 269 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области о помещении лица без гражданства ФИО2 в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г.Кирова в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья Е.А. Кулик
Мотивированное решение изготовлено 04 июня 2020 года.